КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технология безотметочного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья
Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к системе оценивания, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания. Основные цели безотметочного обучения – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Указанной цели можно достичь, если мы подчиним безотметочное обучение решению более важной стратегической задачи модернизации всей российской школы- воспитанию самостоятельны, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе. Функции безотметочного оценивания в образовании. - ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ – опирается на технологию педагогической поддержки, которая основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания, сотрудничестве и взаимопонимании всех участников учебно-воспитательного процесса. Обучение оценочной деятельности происходит через личностную поддержку ребёнка. -ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – СВЯЗАНА С РАЗВИТИЕМ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ РЕБЁНКА, которая способствует успешной адаптации и самореализации личности младшего школьника. В этом случае становится возможным внутреннее принятие оценки учеником, она начинает помогать учиться. Развитие адекватной самооценки возможно при содержательном оценивании, связанном с преодолением таких проблем, как страх перед наказанием, мания несправедливых обид, озлобленность, равнодушие, угнетённость и т.д. - ДИНАМИЧЕСКАЯ – связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности, с присвоением коэффициента эффективности обучения, при котором основанием в оценке становится критерий относительной успешности. Представление учащихся о разнообразных моделях, видах и формах оценивания даёт возможность получения объективной оценки собственного развития, так как оно может быть измерено различными способами и шкалами. Присвоение коэффициента эффективности обучения реализует индивидуальный подход в образовании и состоит в том, что оценивается сегодняшнее достижение ребёнка по сравнению с тем, что характеризовало его вчера. Осуществление здоровьесберегающей, психологической и динамической функции невозможно без реализации – МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ - функции. Рассмотрим некоторые приёмы оценивания достижений учащихся используемые педагогами при разных видах контроля. Проблема оценки учебных достижений учащихся и адекватной формы выражения этой оценки назрела давно. Одно из направлений программы по совершенствованию содержания и структуры образования – поиск путей к безотметочному обучению в школе.
Для полной сформированности учебной деятельности необходимо 5 – 6 лет; ее формирование заканчивается к 8 – 9 классу. Самоконтроль и самооценка (по Д.Б. Эльконину) – это совокупность изменений, направленных на коррекцию и совершенствование собственной учебно-познавательной деятельности учащегося и его рефлексивной позиции. Выделяется 5 комплексных умений самоконтроля и самооценки в условиях безотметочной системы обучения: Обучение должно строиться на содержательно-оценочной основе, т.к. содержание оценки:
Обучение может стать безотметочным, если оно строится по следующим правилам: · отметка отсутствует, но содержательная оценка обязательна; · ученики пользуются ориентирами для самооценки, которые для них являются предельно понятными; · самооценка ученика предшествует оценке учителя. Процесс оценивания учащимся собственной деятельности, поведения и своих образовательных продуктов имеет очень большое педагогическое значение: 1. на занятии обеспечивается обратная связь, благодаря которой учащийся видит своё продвижение в изучении материала и может корректировать свою деятельность; 2. повышается учебно-познавательная активность учащегося, что положительно сказывается на результативности образовательного процесса; 3. учащийся овладевает навыками рефлексии — одной из ключевых компетенций современного человека. Возможны различные формы оценивания без отметок. Текущая оценка учебных достижений. В начале изучения темы полезно повести стартовую оценку подготовки учащихся. Результаты такой оценки в начальной школе можно отметить с помощью «лесенки достижений», поместив фигурку, символизирующую исходный уровень владения данным навыком, на ту или иную ступеньку лесенки. По ходу изучения темы индивидуальные достижения младших школьников удобно фиксировать с помощью линеечек. Его особую ценность представляет точная направленность на оценку формирования именно данного навыка, а не личности ребёнка в целом. Текущий и итоговый контроль проверяет не знания, а умения их применять. Самостоятельные работы носят обучающий характер. Иными словами, ученик имеет право многократно работать над своими ошибками до тех пор, пока не научится. Интересным приемом развития самооценки является «Древо творчества» или «Дерево успехов». У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зелёные и жёлтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю.В конце дня или урока прикрепляют их на дерево: плоды- дело прошло полезно, плодотворно; цветок- получилось почти всё, дело прошло довольно неплохо, зелёный листик- не всё получилось, но я старался, жёлтый листик- не смог справиться с заданием, ещё нужно работать. Презентация учащимися образовательных продуктов: проектов, исследований, идей, схем, таблиц, текстов, решённых задач и т. п. В процессе презентации учащимся предлагаются критерии, с помощью которых сам презетующий и его одноклассники оценивают данный продукт. Работаем над критериями. Учитель организует на занятии разработку критериев, например, эффективного факультативного занятия, успешного проекта, отличного сочинения и т. п. Эталонный продукт. Учитель предлагает учащимся познакомиться с превосходной работой их сверстника: исследованием, проектом, эссе и т. п. Данный эталон помогает учащемуся оценивать свои наработки, видеть, что требует усовершенствования. Демонстрация учителем больших ожиданий от учащихся. Учитель выражает надежду, что учащийся в следующий раз сможет подобную работу сделать значительно лучше. Вместе (учитель и ученик) обсуждают, что для этого нужно изменить ученику в способах его деятельности. Выставки и конференции выступают как значимый фактор внешней оценки образовательных продуктов учащихся и их творческой деятельности. Портфолио учащегося представляет собой комплексное средство оценки ребенком собственных достижений. Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов, состояний и деятельности. При рефлексии происходит исследование уже осуществлённой деятельности с целью фиксации её результатов и повышения эффективности. Она позволяет ученику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые становятся ему видимыми при анализе деятельности и образовательных результатов. Дети с ограниченными возможностями здоровья особенно нуждаются в создании комфортных условий образования и продуманной системе коррекционно-развивающего обучения. Поэтому безотметочный подход по отношению к их обучению особенно актуален. Первоначальные этапы их обучения опираются на оценку учителя. Такое оценивание должно носить качественную направленность. Оценка уровня учебных достижений ребенка с ограниченными возможностями может быть выполнена на основе следующих качественных показателей: 1. Полнота усвоения учебной информации 2. Самостоятельность использования полученных знаний и навыков 3. Осознанность применения усвоенного Каждый показатель имеет разную степень выраженности и позволяет определить уровень успешности обучения ребенка по конкретной дисциплине: Высокий уровень выражен полным усвоением данного объема информации, независимостью от взрослого при выполнении связанных с ним заданий, осознанностью, проявляющейся в умении самостоятельно объяснить свои действия, привести примеры в изучаемой области, доказать свою точку зрения. Уровень выше среднего характеризуется овладением информацией в основном, за исключением отдельных деталей, потребностью в организующей помощи взрослого при выполнении заданий, осознанностью, проявляющейся в умении правильно отвечать на все вопросы по содержанию деятельности. Средний уровень проявляется в частичном овладении предоставляемой информацией в объеме более половины от заданного, потребностью в помощи взрослого в виде разнообразных наглядных опор, осознанностью, проявляющейся в умении правильно ответить на основные вопросы, связанные с содержанием полученной информации. Уровень ниже среднего характерен для усвоения информации в объеме менее половины от заданного, потребностью в практической помощи взрослого, умением правильно отвечать лишь на отдельные вопросы по содержанию предлагаемой информации. Низкий уровень отличается овладением отдельными случайными единицами информации, полной зависимостью от взрослого при выполнении заданий, отсутствием осознанности, неумением ответить на вопросы по содержанию деятельности. Проявления каждого показателя могут быть оценены в виде баллов от 1 до 5 по всем разделам (темам) изучаемого предмета. В результате каждый ученик может набрать определенную сумму баллов: 13 -15 баллов – высокий уровень, 10 - 12 – уровень выше среднего, 7 – 9 баллов – средний уровень, 4 – 6 баллов – уровень ниже среднего, 0 – 3 балла – низкий уровень. Выявленный уровень успешности обучения позволяет обосновать дифференцированный подход в дальнейшем обучении. О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, УЧАСТВУЮЩИХ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 3 июня 2003 г. N 13-51-120/13 (НЦПИ) О необходимости введения новой системы оценивания Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценивания. Безотметочное обучение - это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей "отметочной" системы оценивания. Традиционная пятибалльная система оценивания: - не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности - "краеугольного камня" здания учебной самостоятельности. Указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российскогообразования (см. Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р; НГР:Р0102378 (п. 2).Общепринятая "отметочная" система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников); - затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения. Фактически учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребенка, сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой ("Три ошибки в диктанте - это хорошо или плохо?"), и фиксацией успешности результата для данного ребенка ("Дляданного учащегося три ошибки - хорошо, если обычно у него их десять"). Даже если учитель склонен к оценке индивидуального результата ребенка ("Для тебя три ошибки - это хорошо, ты - молодец!"), официальный статус отметки ("Все равно за такую работу нужно ставить три") сводит на "нет" все старания педагога; - является малоинформативной. В силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка; - часто имеет травмирующий характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя, "отметочная" система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей. Последние, в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности, и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья. Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения. Было бы преждевременно говорить о том, что такая система оценивания разработана на уровне технологии. Вместе с тем учеными уже определены и сформулированы некоторые общие подходы к ее построению, в педагогической практике нарабатываются конкретные формы ее организации. Об общих подходах к оцениванию при безотметочном обучении В основе данных подходов лежат следующие ключевые вопросы: - что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует); - как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается); - каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления); - что нужно учитывать при таком оценивании (т.е. каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системыоценивания). Оцениванию должны подлежать не только знания, умения и навыкиучащегося. Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни должна быть оформлена столь же весомо, как и оценка навыковой стороны обучения. Если 90% оценочных суждений и действий учителя будет посвящено ЗУНам и лишь 10% - творческим проявлениям ребенка, то ученики получают ясное сообщение: "Я вас ценю в основном как исполнителей, точно следующих моим образцам и инструкциям, как людей, успешно действующих по правилам и алгоритмам". Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка была социально оформлена, представлена и учителям, и учащимся разных классов, и родителям. Это могут быть сменные выставки, публикации в школьной газете, участие во всевозможных конкурсах. Чрезвычайно важно, чтобы наряду с художественным творчеством находили социальное признание интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск детьми дополнительногоучебного материала, интересные догадки, не обязательно правильные (они могут быть оформлены в специальной классной "Тетради наших догадок, вопросов и открытий"). Оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества ребенка (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель. Работая в рамках безотметочного обучения, учитель при оценивании знаний и навыковых достижений ученика не должен употреблять "заменителей" отметочной системы: "звездочек", "зайчиков", "черепашек" и т.п. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, непровоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц, "Листов индивидуальных достижений", в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров. Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей. Учитель не должен делать ихпредметом сравнения - недопустимо, например, вывешивать в классе так называемый "Экран успеваемости". Оценки не должны становиться причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей. Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове), и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания буквы). Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками. Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Ребенок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий. Учитель не черновой работы, которую ученик не предъявляет для оценки. Содержательное самооценивание неотрывно от умения себя контролировать. В обучении должны использоваться особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом. Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий. Право ребенка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения (например, знак вопроса), использование которых высоко оценивается учителем. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Постепенно вводятся средства, позволяющие самому ребенку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого, давать относительные, а не только абсолютные оценки (например, графики уменьшения количества ошибок в диктантах, в счете и т.п.). Оценка высших достижений ребенка (самый быстрый, самый аккуратный, самый грамотный и т.п.) является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей и не соответствует личностным установкам некоторых учителей, поэтому вопрос о введении оценок высших достижений (медалей, грамот и пр.) должен решаться очень осторожно и индивидуально. О необходимых условиях введения безотметочной системы обучения в начальной школе Работа в режиме безотметочного обучения требует наличия определенных условий, важнейшее из которых - добровольное принятие единой "оценочной политики" всеми членами педагогического коллектива. Важно, чтобы эта "оценочная политика" была не просто принята на уровне школы, но и тщательно разработана, по крайней мере, должен быть заранее продуман ряд "узловых" вопросов, обеспечивающих функционирование единого оценочного "организма" школы. Среди таких вопросов можно назвать следующие: 1. "Стыковка" на уровне общих подходов к оцениванию между начальной и основной школой. Если не будет выстроен специальный переход от способов оценивания в начальной школе к нормативному оцениванию в основной школе, дети пострадают от резкого перепада в оценочных взаимоотношениях с учителями. Проблема "стыковки" безотметочного обучения и традиционного оценивания в рамках обучения в начальной школе (если такой переход осуществляется, например, после первого класса или после второго, третьего) тоже существует, хотя и выглядит менее болезненной. 2. "Стыковка" "оценочной политики" школы и семьи. Должны быть продуманы механизмы постоянного согласования и координации оценочной политики учителей и родителей школьника на всех этапах обучения. 3. "Стыковка" оценочных требований администрации и учителей всех ступеней, договор о приемлемых формах внутришкольного контроля (правилах ведения классных журналов, ученических дневников). Об этапах введения новой безотметочной системы оценивания в общеобразовательном учреждении Этап 1 - принятие школой единой "оценочной политики" Исходной точкой принятия образовательным учреждением единой "оценочной политики" и курса на реализацию идеи безотметочного обучения во многих школах может стать "Положение о безотметочном обучении". В этом школьном документе могут быть прописаны все условия, средства, методы и формы оценивания, используемые в учебно-воспитательном процессе. Там же могут быть отражены особые формы ведения школьной документации (классных журналов, дневников учащихся, формы административного школьного контроля работы учителей), которые, как уже отмечалось, должны быть результатом договора. Помимо указанного документа педагогический коллектив школы во главе с администрацией школы и при обязательном участии учащихся может составить "Правила оценочной безопасности", регламентирующие, что можно и нужно делать при оценивании, и чего делать нельзя. Этап 2 - работа методических объединений Чтобы каждый учитель мог организовать качественный контроль, оценивание и анализ результатов деятельности учащихся, он должен четко понимать, какие результаты он должен получить к завершению каждого учебного цикла, каждой темы, каждого изучаемого раздела. С этой целью в школах, работающих в режиме безотметочного обучения, рекомендуется организовать специальную работу методических объединений. Ее цель - анализ содержания программ и четкое определение тех знаний и умений, которые должны быть сформированы на конец учебного года, на конец четверти, на конец изучения каждого раздела. В результате по каждому предмету составляется четкое планирование с предполагаемыми итоговыми результатами для каждого содержательного блока программы и обозначением ожидаемых сроков усвоения этих блоков. Этап 3 - работа учителей в режиме безотметочного обучения В начале изучения темы учителю желательно провести так называемую стартовую работу, цель которой - оценка начального уровня подготовки учащегося. Результат такой оценки можно фиксировать по-разному: с помощью определенного количества баллов за выполнение каждого задания; "дробью", которая фиксирует отношение правильно выполненного объема работы к общему объему заданий; в процентах и т.п. В дальнейшем сравнение результата стартовой работы с результатом в конце изучения раздела поможет учителю зафиксировать "прирост" в умениях каждого ученика. Текущую оценку учебных достижений можно фиксировать с помощью особых условных шкал - "волшебных линеечек", напоминающих ребенку измерительный прибор (этот инструмент самооценки, предложенный Т. Дембо и С. Рубинштейном, широко используется в психологической диагностике). С помощью линеечки можно измерить все, что угодно. Например, учитель объясняет первоклассникам, что на самом верху "линеечки" может поставить "крестик" тот ребенок, который все слова в диктанте написал отдельно, в самом низу этой линеечки - тот, кто все слова написал слитно. Таким образом, ребенок ставит "крестик" на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатами по выбранному критерию. Затем учитель ставит свой "крестик" на той же "линеечке". Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Принципиальное отличие "волшебных линеечек" от стандартных отметок в том, что они, благодаря своей исключительной условности, не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения, почти невозможно перевести на язык традиционных отметок. Можно оценивать промежуточные результаты обучения и с помощью любого другого подобного условного измерителя. Главное, чтобы эти формы фиксации были трудно переводимы в стандартные отметки, не могли суммироваться и накапливаться, не оставляли возможности сравнивать детей между собой. Разумеется, любые изобретенные учителем формы оценивания должны использоваться с соблюдением тех "Правил оценочной безопасности", которые выработаны педагогическим коллективом. Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников восвоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно также заносить в специальный "Лист индивидуальных достижений", который полезно завести для каждого ребенка. Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нем с помощью каких-либо значков или, например, закрашивая определенную клеточку - полностью или частично. В "Листе индивидуальных достижений" полезно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам. Оценивая ученические работы таким образом, следует отмечать положительные сдвиги в работе каждого учащегося по сравнению с его предыдущими работами, не допуская какого бы то ни было сравнения успешности работ разных учеников между собой. На основе обобщения учителями результатов проверочной работы строится аналитическая работа методического объединения и школы в целом, определяется направление корректировки в дальнейшей работе и осуществляется планирование изучения следующего содержательного блока. В качестве обобщения учебных достижений ребенка в конце года может быть предложен оценочный лист. В нем могут быть отражены уровни овладения ключевыми умениями по каждому предмету. Например, по русскому языку в конце третьего класса это могут быть следующие умения: проверка орфограмм безударных гласных и сомнительных согласных в корнях слов, проверка орфограмм в окончаниях слов, умение безошибочно списывать текст и пр. Результат усвоения предмета по каждому параметру может быть зафиксирован в процентах. Все перечисленные формы касались оценки предметных знаний, умений и навыков. Но, как уже было сказано, оценивание не должно исчерпываться этим. Необходимо также выработать формы для оценки творчества и инициативы ребенка во всех сферах школьной жизни. Одним из возможных вариантов оценки проявлений детского творчества в процессе обучения является "Тетрадь открытий". Это классный альбом (книга), в котором фиксируются авторские записи детей, помогающие ученикам класса продвигаться в учебном материале. "Тетрадь открытий" может быть представлена тремя блоками:записи - "догадки" детей (вопросы, гипотезы, версии, мнения, выводы);записи - результаты письменных работ детей; записи - обобщения пройденного материала. Для того, чтобы "Тетрадь открытий" стала действенным инструментом формирования ценности личностно значимого открытия, необходимо, чтобы для детей стали доступны критерии отбора материала для записи в тетрадь. Их учитель выделяет совместно с детьми исходя из той ситуации, которая возникла на уроке. Еще одним средством предъявления собственных достижений ученика для их оценки является "Портфель достижений ученика". Он представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика - самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников,доклады, сообщения, размышления об отобранных материалах и своем продвижении и пр. Метод составления таких "портфелей" основывается на анализе способностей ученика, его интересов. При отборе образцов работ учеников учителю следует задуматься над следующими вопросами: - что считать хорошим показателем для этого конкретного ученика; - какие качества, свидетельствующие о развитии ребенка и егопрогрессе в учебе, продемонстрированы в данном образце; - как этот образец работы ученика соотносится с другими образцамииз его "портфеля". Умелое использование "Портфеля достижений ученика" предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы. Конечно, применение всех описанных форм оценивания в условиях безотметочного обучения требует высочайшего педагогического профессионализма от учителей, и, самое главное, искренней веры в саму идею безотметочного обучения - пути к гуманизации российского образования, основанного на новой педагогической философии.Руководитель Департамента общего образования А.В. Баранников
Литература: 1. Ш.А.Амонашвили. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980 2. Д.Б.Эльконин.Психология обучения младшего школьника. М., 1974. 3. М.В. Белозёрова. Новые подходы к оценке достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Сайт: День за днем. Наука. Культура. Образование.2012
4.Е.Б.Аксенова, И.К. Йокубаускайте. Модель безотметочного оценивания как механизм управления качеством образования учащихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. Ж. «Нижегородское образование»№3 2010 с.83-93
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 4660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |