КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этап 5. Организация и контроль исполнения решений
Процедура принятия управленческого решения завершается реальным его исполнением. Данный этап находится за пределами составления плана действий, но имеет важное значение в практическом достижении поставленной цели. Этапы выработки решения и его реализацию объединяет совокупность обеспечивающих мер, которые включают передачу информации о принятом решении, а также разработку механизма его практического осуществления (планирования, регулирования, стимулирования). Текущий контроль за реализацией принятого решения позволяет своевременно внести необходимые коррективы при условии появления существенных отклонений. Причины последних тщательно анализируются и учитываются в дальнейшем для совершенствования процесса принятия решений. Использование рациональной модели принятия решений связано с рядом ограничений. Описанная выше классическая модель процесса принятия решений обеспечивает хороший результат при наличии следующих условий: • проблемы понятны; • цели решения ясны; • критерии и их значимость согласованы; • альтернативы известны; • последствия реализации решения предсказуемы; • лица, принимающие решения, не выступают против решения проблемы, учитывают возможные последствия ее реализации, ищут альтернативы, максимизирующие результат, и получают всю необходимую информацию. Очевидно, что в реальной практике такие условия существуют не всегда, что ограничивает возможности использования данной модели. Поэтому на практике нередко используются альтернативные модели принятия решений – модель ограниченной рациональности и ретроспективная модель или модель безусловного предпочтения. Рассмотрим их более подробно. Модель ограниченной рациональности позволяет принимать не оптимальное, а удовлетворительное решение, которое считается «достаточно хорошим», так как отвечает поставленным ограничениям и обеспечивает улучшение проблемной ситуации. Упрошенная таким образом модель описывает наиболее значимые черты проблемы без охвата всей ее сложности, а потому использует ограниченное число критериев (чаще всего те, которые уже испытаны и в прошлом давали неплохие результаты). В составе данной модели выделяют следующие элементы (шаги): 1. Формулирование цели, которая должна быть достигнута. 2. Определение значений критериев, которые можно считать приемлемыми. 3. Использование эвристического подхода (эвристика — наука о продуктивном творческом мышлении, основу методов которой составляют размышления и прошлый опыт) для поиска удовлетворительного решения. Механизм поиска, в данном случае, предполагает последовательное во времени рассмотрение предлагаемых вариантов решений. Если первая альтернатива не удовлетворяет выдвинутым критериям или оценивается как неработоспособная, ее отбрасывают и переходят к изучению следующего варианта. Так поступают до тех пор, пока не появится приемлемый вариант, после чего поиск прекращается и остальные альтернативы не оцениваются. Такой подход позволяет сократить число изучаемых вариантов и время принятия решений. 4. Если среди предлагаемых вариантов (чаще всего они являются наиболее очевидными или повторяют прошлые решения, принятые в аналогичной ситуации) не находится ни одного удовлетворительного, производится снижение уровня требований, что вызывает повторение шагов 1 и 2 для поиска нового альтернативного решения. 5. Найденное удовлетворительное решение оценивается с позиций его практической реализуемости. 6. Принятие решения, отвечающего всем перечисленным выше требованиям. 7. Наблюдение за ходом выполнения принятого решения, оценка затрат и внесение корректировок по будущим решениям. Пример. Предположим, решается проблема снижения себестоимости продукции. В задании разработчиками предложены три критерия выбора: сокращение затрат на единицу продукции не менее чем на 3%; доля заработной платы в общей себестоимости не должна превышать 24%, косвенных затрат – 28%. Сравнение предлагаемых разработчиками вариантов осуществляется последовательно по указанным критериям до тех пор, пока не будет найден вариант, отвечающий всем трем условиям отбора. Именно он и будет выбран как удовлетворительное решение проблемы. Ретроспективная модель (ретроспектива – обзор прошлых событий, обращение к прошлому) базируется на интуитивном выборе решения, которое рассматривается как наиболее приемлемое и базируется на прошлом опыте лица, принявшего такое решение. Весь процесс принятия решений в данном случае строится таким образом, чтобы обосновать заранее выбранный вариант, используя при этом весь арсенал научных доказательств. Рассмотрим элементы данного процесса: 1. Менеджер принимает вариант решения, базируясь на своем прошлом опыте, интуиции и предпочтениях. 2. Принявший решение руководитель убежден в рациональности своих действий, в логичности и обоснованности сделанного выбора. 3. Производится обоснование правильности принятого решения (в том числе с использованием научных методов) путем рассмотрения факторов, оказывающих на него влияние. 4. Решение принимается, и организуется процесс наблюдения за ходом его реализации.
Процесс принятия организационных решений весьма тесно связан с процессом управления организацией в целом, который можно рассматривать с двух позиций. Во-первых, процесс управления – это определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию или услуги на «выходе» системы. В этом определении подчеркивается целенаправленный характер процесса, осуществляемого аппаратом управления организации, а также его связь с функциями, целями и необходимыми для их реализации ресурсами. Во-вторых, процесс управления представляет собой совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений. В данном определении в качестве ключевого момента рассматриваются уже не функции, а управленческое решение, на разработку, принятие и выполнение которого направляются усилия и организационная деятельность профессиональных управляющих. Схематически этот подход отражен на рис. 3, где производственный процесс представлен в виде «черного ящика» с «входами» и «выходами», а управленческий процесс рассматривается в составе трех блоков: М — моделирование состояния объекта управления на основании поступающей от него информации; Р — разработка и принятие управленческих решений; В — организация выполнения принятых решений. Последний блок по информационным каналам связан со «входом» производственного процесса и таким образом обеспечивает изменения, запланированные системой управления.
Рисунок 3 – Процесс принятия управленческих решений В этой модели процесс принятия управленческих решений неразрывно связан с установлением природы возникающих проблем или возможностей, а также выбором среди возможных альтернатив способов решения проблем и использования возможностей. Далее остановимся на принципах рациональной организации управленческих процессов, к которым относятся: - пропорциональность; - непрерывность; - параллельность; - прямоточность; - ритмичность; - концентрация однородных предметов труда (деталей, информации, документов и т.п.) в одном месте; - гибкость процесса. Рассмотрим отдельные принципы более подробно. 1. Пропорциональность – принцип, выполнение которого обеспечивает равную пропускную способность разных рабочих мест одного процесса, а также пропорциональное обеспечение рабочих мест информацией, материальными ресурсами, кадрами и т.д. За счет чего можно повысить пропорциональность процесса? Для этого существуют четыре основных направления: 1) пересмотр конструкции детали с целью обеспечения пропорциональности операций по трудоемкости; 2) пересмотр технологического процесса, режимов обработки; 3) разработка и реализация организационных мероприятий по замене оборудования, перепланировка участка; 4) дозагрузка рабочих мест другой аналогичной деталью. Пропорциональность при этом определяется по формуле
где Mmin – минимальная пропускная способность или параметр рабочего места в технологической цепи (например, мощность, разряд работ, объем и качество информации и т.п.); Mmax – максимальная способность.
2. Непрерывность – принцип рациональной организации процессов, определяемый отношением рабочего времени к общей продолжительности процесса:
где Tраб – продолжительность рабочего времени; Тц – общая продолжительность процесса, включающая простои или пролеживания предмета труда между рабочими местами, на рабочих местах и т.п.
3. Параллельность – принцип рациональной организации процессов, характеризующий степень совмещения операций во времени. При этом различают три возможных вида сочетаний операций: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное (рис. 4-6)[1].
Рисунок 4 - последовательное сочетание операций
Рисунок 5 - параллельное сочетание операций
Рисунок 6 – параллельно-последовательное сочетание операций
Коэффициент параллельности рекомендуется определять по формуле:
4. Прямоточность – принцип рациональной организации процессов, характеризующий оптимальность пути прохождения предмета труда, информации и т.п. Коэффициент прямоточности рекомендуется определять по формуле: где Допт – оптимальная длина пути прохождения предмета труда, исключающего лишние звенья и возвраты на прежнее место; Дфакт – фактическая длина пути прохождения предмета труда.
5. Ритмичность – принцип рациональной организации процессов, характеризующий равномерность их выполнения во времени. Коэффициент ритмичности рекомендуется определять по формуле:
где Viф – фактический объем выполненной работы за анализируемый период (декада, месяц, квартал) в пределах плана (свыше плана не учитывается); Vin. – плановый объем работ.
Все методы принятия управленческих решений можно объединить в две основные группы – неформальные и формальные. 1. Неформальные (эвристические) методы принятия управленческих решений основываются на аналитических способностях лиц, принимающих такие решения. Они представляют собой совокупность логических приемов и методик выбора оптимальных управленческих решений, в основе которых лежит теоретическое сравнение альтернатив с учетом накопленного опыта. Неформальные методы предусматривают использование устных и письменных источников информации в качестве вспомогательных при принятии решений. Источники такой информации могут быть официальными, полуофициальными и конфиденциальными. Это, например, официальные статистические и иные издания, средства массовой информации, презентации, деловые встречи и др. Общая характеристика неформальных методов представлена в табл. 1.
Таблица 1 – Общая характеристика неформальных методов
По большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Их основное преимущество состоит в том, что они принимаются оперативно, недостаток – неформальные методы не исключают выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция иногда может подвести менеджера. 2. Формальные методы могут быть количественными и качественными (коллективными). В основе использования количественных методов лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки больших массивов информации при помощи ЭВМ и упрощения реальной ситуации посредством моделирования. При этом необходимость моделирования обусловлена тем, что многие организационные ситуации достаточно сложны, а возможности для проведения экспериментов в реальной жизни выпадают не часто. Кроме того, руководство, используя модели, ориентируется на будущее, т.е. осуществляет его прогнозирование. Количество моделей, используемых в менеджменте, совпадает с количеством проблем, для которых они разрабатываются. В менеджменте используются четыре основных типа моделей: 1. Физическая модель – отражает исследуемую систему, представленную в уменьшенном или увеличенном его описании (чертеж, макет, уменьшенная копия объекта, системы); 2. Аналоговая модель – представляет аналог исследуемого объекта, поведение которого аналогично реальному объекту, но имеет другой масштаб и физическое исполнение (график, организационная схема и т.п.); 3. Математическая (символическая) модель – использует символы и математические зависимости для описания свойств или характеристик объекта, события (модели: постановки задачи принятия решения, безубыточности и другие математические и экономико-математические модели, используемые в менеджменте) 4. Имитационная модель – используется для определения реальной (ожидаемой) ситуации при определенных исходных данных с учетом их вероятностной определенности. Имитация применяется в ситуациях, слишком сложных для применения отдельных математических методов, например, математического программирования. Эти трудности преодолеваются путем создания моделей, состоящих из отдельных элементов, в которых используются как теоретические модели, так и опытные данные. В рамках сегодняшней темы нас больше интересует математические модели или математические методы моделирования, которые получили в настоящее время наибольшее распространение в менеджменте при количественном анализе и принятии решений. Рассмотрим четыре вида таких моделей: 1. Модели теории игр – методы моделирования ситуаций, связанные с оценкой и принятием решений в условиях вероятностных ситуаций, определяемых рыночной конкуренцией (например, оценка воздействия принимаемого решения на конкурентов). Заимствование таких моделей связано с их успешным применением в военном деле и игорном бизнесе. В частности, для выбора решения может применяться платежная матрица игры или матрица решений. Она представляет собой таблицу, в которой по вертикали указываются возможные решения, а по горизонтали – состояния среды, на которую нельзя влиять. На пересечении строк и столбцов указывают результаты решения при данном состоянии среды – «платежи». Они могут быть выражены в суммах издержек, прибыли или поступлений денежных средств. Пример. Суточный спрос, на скоропортящийся продукт в тоннах возможен с вероятностью (спрос/вероятность): 0,0/0,2; 1,0/0,3; 2,0/0,4; 3,0/0,5. Себестоимость тонны составляет 3000 руб., продажная цена – 5000 руб., прибыль на тонну – 2000 руб. Магазин может держать запас в количестве 0, 1, 2 или 3 тонны. Дневной запас не может быть продан завтра, и остатки целиком списываются в убытки. Платежная матрица показана в табл. 1. По ней можно сделать наилучший выбор – заказывать ежедневно 2 тонны, что позволит в среднем получать прибыль в размере 1,90 тыс. руб. в день.
Таблица 1 – Платежная матрица игры при неполной информации (в тыс. руб.)
2. Модели теории очередей – методы моделирования, которые широко используются для организации (оптимизации) обслуживания клиентов при ограниченном числе обслуживающих элементов (принятие решения о конкретных системах распределения каналов на рынке, решение задачи по обслуживанию случайных потоков заявок клиентов и др.). 3. Модели управления запасами – используются для определения времени размещения заказов на ресурсы и готовой продукции на складах. Цель модели – сведение к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, что выражается в определенных издержках (издержки по размещению заказов, складированию, а также потери, связанные с недостаточным уровнем запасов). 4. Модели и методы линейного программирования – применяются для распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребителей. Линейное программирование используют, как правило, специалисты функциональных (штабных) подразделений для подготовки обоснованных предложений при разрешении производственных проблем. Примеры количественных оценок вариантов решений.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |