Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности

Принцип (от лат. слова principium - основа, первоначало) - руково­дящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и по­ведению, вытекающие из установленных наукой закономерностей.

Принципами педагогического процесса называют определенную систему исходных, основных требований к обучению и воспитанию, вы­полнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения за­дач всестороннего, гармонического развития личности.

Процесс обучения многогранен, в нем должны быть учтены как фи­зиологические, так и психические закономерности деятельности человека. В педагогике эти закономерности нашли отражение в основных положени­ях (или диалектических принципах обучения).

К процессу физического воспитания применимы все общепедагогиче­ские принципы, однако, отражая специфику физического воспитания, они по­лучают особое содержание и реализуются особыми средствами и способами.

Особенностям обучения двигательным действиям в наибольшей сте­пени отвечают следующие принципы:

1) сознательности и активности;

2) наглядности;

3) систематичности и последовательности (доступности);

4) индивидуализации;

5) постепенности.

 

Понимание ребенком (человеком) сути поставленной перед ним за­дачи и его заинтересованность в ее решении ускоряет ход обучения. Эта закономерность и лежит в основе принципа сознательности и активности.

Под активизацией понимают мобилизацию педагогом интеллекту­альных, нравственных, волевых и физических сил занимающихся, направ­ленных на достижение задач обучения и воспитания.

Сознательность предусматривает формирование у детей системы знаний, убеждений, отвечающих на вопросы: для чего необходимо зани­маться физическими упражнениями? Какие следует выполнять физические упражнения? Как надо выполнять физические упражнения? и т.п. Ответы на подобные вопросы дети смогут получить лишь при соответствующей организации учебного процесса.

Принцип сознательности и активности раскрывается в следующих требованиях:

1. Формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам занятий.

Необходимой предпосылкой сознательного отношения к деятельно­сти является соответствующая ее мотивация. Педагог призван раскрыть детям подлинный смысл физкультурной деятельности и, опираясь на пер­воначальные мотивы, умело подвести воспитанников к пониманию обще­ственной сущности физической культуры, ее значения как средства гармо­нического развития и укрепления здоровья.

Принцип сознательности и активности предусматривает далее необ­ходимость довести до сознания детей конкретный смысл выполняемых за­даний. Педагог должен довести до сознания детей не только то, что и как выполнять, но и почему предлагается именно это, а не другое упражнение, почему необходимо соблюдать эти, а не другие правила его выполнения.

Степень осмысления цели и заданий зависит от возрастных возмож­ностей и уровня подготовленности детей. На первых этапах физического воспитания формируются элементарные понятия; в дальнейшем дети все более глубоко познают существо дела.

Однако, с каким бы контингентом ни велась работа, педагог должен обращаться, прежде всего, к сознанию воспитанников, а не рассматривать их лишь как исполнителей своих распоряжений.

2. Стимулирование сознательного контроля и анализа своих действий.

В процессе освоения упражнений, предусмотренных типовой про­граммой, воспитатель (педагог) стремится сформировать стойкие навыки с присущей для них автоматизацией деятельности. Но для этого следует не механически повторять изучаемое, а всемерно стремиться к мобилизации сознания. В противном случае приобретенные навыки будут непригодны для использования в жизни, где ребенок встречается с разнообразными, часто непредвиденными ситуациями.

На современном этапе наиболее рациональными, методическими приемами, способствующими стимулированию сознательного контроля своих действий при обучении, являются следующие:

а) обучение без предварительного показа (в старших группах) по
словесному описанию;

б) применение специальных тренажеров, способствующих восприятию правильного темпа и ритма двигательных действий (светолидер);

в) использование приемов идеомоторной тренировки (проговаривания);

г) самооценка и взаимооценка качества выполненного упражнения, коллективное определение ошибок, допущенных при выполнении упражнения;

д) применение срочной объективной информации о качестве выпол­нения полученных заданий (например, световой или звуковой сигнал при
попадании в цель при метаниях);

е) музыкальное сопровождение, которое способствует лучшему пониманию сути физических упражнений (например, быстрая музыка при беге; громкая, акцентированная - при ходьбе выпадами и т.д.).

3. Воспитывать у занимающихся творческое отношение к процессу физического воспитания, инициативу и самостоятельность. Это условие является обязательным для решения задач внедрения физической культуры в быт.

Основными приемами, способствующими воспитанию творческого отношения к занятиям физической культурой, являются:

а) использование взаимообучения. Оно воспитывает чувство сопереживания успехов и неудач товарища, повышает ответственность детей в процессе физического воспитания;

б) привлечение детей к выполнению ими функций капитанов команд и других ролей. Это воспитывает у них инициативность, самостоя­тельность и творческое отношение к процессу физического воспитания;

в) эмоциональность занятий. Достигается получением каждым ребенком посильной нагрузки и решением им поставленных задач.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цел таб к | Принцип наглядности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.