Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Познавательное развитие, общение с взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте

 

Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте веду­щую роль начинает играть память, с развитием которой по­являются возможность отрыва от наличной ситуации и на­глядно-образное мышление. Память в основном носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребен­ка начинают складываться произвольное за­поминание.

На этапе дошкольного детства особое значение имеет раз­витие образных форм познания окружающего мира — вос­приятия, образного мышления, воображения.

В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, стано­вятся высшими психическими функциями. Сначала ребенок переходит к использованию внешних вспомогательных средств (в среднем дошкольном возрасте), а потом происхо­дит их «вращивание» (в старшем дошкольном возрасте). Ос­новные средства, которыми овладевает ребенок-дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны, наглядные модели, представления, схемы, символы, планы. Основной путь развития дошкольника — обобщение собственного чув­ственного опыта, т. е. эмпирическое обобщение.

Дети проявляют высокий уровень познавательной потреб­ности, задают большое количество вопросов, в которых отра­жается их стремление по-своему классифицировать предме­ты и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла.

Именно к этому возрасту относятся вопросы о происхож­дении различных предметов и явлений. Эти вопросы носят поистине принципиальный характер (откуда взялся мир, от: куда берутся дети). К возрасту 5—7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть, жизнь. Это первая исход­ная форма теоретического мышления ребенка.

В дошкольном возрасте происходит практическое овладе­ние речью, расширение словаря и развитие грамматического строя речи, появляется феномен детского словотворчества, развивается фонематический слух и осознанияе словесного состава речи.

Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на пре­дыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Так по В. Штерну: в 1,5 года ребенок ак­тивно использует примерно 100 слов, в 3 года — 1000—1100, в 6 лет — 2500-3000 слов.

На протяжении дошкольного детства происходит развитие мотивационно-потребностной сферы. В начале дошкольного детства мотивы имеют характер неосознанных, аффективно окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией! Ре­гуляторами поведения ребенка на рубеже раннего и дошколь­ного возраста выступают «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» взрослого.

К концу дошкольного детства обнаруживаются самые разнообразные виды мотивов: игровые мотивы; мотивы, свя­занные с интересом детей к миру взрослых; мотивы установ­ления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми; познавательные, соревновательные, общественные, нравственные мотивы; мотивы са­молюбия и самоутверждения. Мотивы приобретают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться. Появляет­ся возможность исполнения обещания.

Расширяются возможности общения дошкольников со взрослыми, углубляется его содержание, чему способствует, достигнутый уровень развития речи.

В трех-четырехлетнем возрасте на смену деловому сотруд­ничеству приходит познавательная форма общения. Развора­чивается внеситуативно-познавательное общение.

В шести-семилетнем возрасте происходит переход к но­вой, высшей для дошкольного детства форме общения — внеситуативно-личностной. Личностный мотив общения про­является в трансформации содержания вопросов, в новых те­мах для обсуждения, в расспрашивании взрослого о его работе, семье, детях. Взрослый выступает для старшего до­школьника как источник социальных познаний, как эталон поведения в различных ситуациях и как наиболее компетент­ный судья.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в дошкольном возрасте | Вопрос 3. Развитие личности дошкольника
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 2508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.