КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общественно-политическая мысль
Война 1812 г., нарастание революционной и национально-освободительной борьбы в Европе и, наконец, принятие Россией роли «жандарма Европы» придали особую остроту традиционным вопросам общественной мысли – об отношении к самодержавию и крепостничеству. Непосредственное прикосновение огромного числа русских людей, во время освободительного похода русской армии на запад, к европейской жизни сделало весьма острым вопрос о перенесении на российскую почву тех сторон политической жизни Запада, которые особенно импонировали передовой части общества63. Вместе с тем с новой силой обострилась полемика по проблемам русской самобытности, национального самосознания и национальной культуры. Для декабристов эти вопросы были взаимообусловлены. Убеждение в том, что «истинными сынами отечества являются члены всех сословий» (Н. Муравьев) приводило их к требованию всеобщего равенства. Поэтому на пути к формированию национальной общности декабристы считали необходимым уничтожение крепостничества и самодержавия, а некоторые из них и сословного строя (П.Пестель). Картину гармоничного общества нарисовал в своей утопии «Сон» А.Д.Улыбышев, связывавший перспективу национального развития с социальными преобразованиями. Символом этих преобразований публицист представил новый государственный герб, вместо двуглавого орла изображавший феникса, возникшего в результате того, что «две головы орла, которые обозначали деспотизм и суеверие, был7и отрублены, и из пролившейся крови вышел феникс свободы и истинной веры». С 1812 - 1814 гг. в России усилился процесс радикализацйи идей, политической дифференциации и кристаллизации общественно – политических течений, наиболее ранние из которых непосредственно примыкали к сходным течениям XVIII столетия. Однако теперь основное влияние исходило не от французских, а от немецких мыслителей. Значительной части дворянства и интеллигенции, осуждавших проявления правительственного обскурантизма, особенно импонировал умеренный либерализм Шеллинга (Общество «любомудрия», альманах «Мнемозина», «Архивные юноши», Д.Веневитинов, В.Одоевский и др.). На «умственное брожение» в обществе в 30—40-е годы самодержавие ответило оформлением охранительной идеологии, сформулированной графом С.С.Уваровым в знаменитой триаде «православие, самодержавие, народность». Идеи «официальной народности», были развиты литературоведом С.П.Шевыревым и историком М.П.Погодиным, полемически излагались публицистами охранительного направления (Ф.В.Булгарин.Н.-И.Греч) и, наконец, нашли отражение в литературе (М.П.Загоскин,Н.В.Кукольник) и искусстве («национальный гимн» А.Ф.Львова и»национальные церкви» К.А.Тона). П.Я.Чаадаев (1794-1856) одним из первых подверг резкой критике официальную идеологию и вновь акцентировал общественное внимание на вопросе об исторических судьбах России («Философические письма»). Первое письмо о философии истории было опубликовано в 1836 г. в журнале «Телескоп», за что последний был закрыт, его редактор сослан, а автор объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест. 63 Например, некоторые из декабристов считали возможным воплотить в России политические программы Бенжамена Констана де Ребек, Дестюта де Траси, американскую конституцию. Чаадаев, испытывавший сильное влияние католической мысли эпохи Реставрации, утверждал, что из крупнейших стран мира только Россия не внесла своего вклада в развитие человеческой цивилизации: «Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили». По его мнению, Россия вообще – страна без истории: «Мы живем одним настоящим в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя». Причину этого Чаадаев видел в том, что, восприняв христианство из Византии, Россия оказалась вдали от столбовой дороги духовности, шедшей из Рима. Ориентировавшейся на Запад как образец для России, Чаадаев явился предтечей западничества. Одновременно его представление об особом предназначении уникальной российской «цивилизации» стало отправным пунктом славянофильства. Славянофильство, западничество и революционный демократизм представляли в середине XIX века основные течения общественной мысли, различные по степени радикализма. Славянофилы (А.С.Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, П.В. и И.В.Киреевские и др.) и западники (Т.Н.Грановский, С.М.Соловьев, К.Д.Кавелин и др.) представляли собой два течения в русском дворянском либерализме, искавшие пути превращения русской народности в нацию. Герцен сравнивал западников и славянофилов с двуликим Янусом или двуглавым орлом: сердце одно, а головы смотрят в разные стороны. Славянофилы выдвинули анархо-консервативную теорию, согласно которой благодаря православию в допетровской России сложилась «цельная» личность с присущим ей более высоким типом знания - «живым знанием» (А.С.Хомяков), сформированным синтезом веры и логики. Идеализация прошлого (прежде всего соборности как наиболее типичной черты русского национального характера, якобы составлявшей основу всех русских учреждений и определявшей доверительные взаимоотношения народа и монархии (приводила славянофилов к выводу о исторической миссии России, которой суждено показать миру как избавиться от политического и классового противостояния. Западники видели отличие России от Запада не в ее самобытности, а в отсталости. Западники, единодушно отрицавшие идеи славянофилов, в позитивной части своей идеологии распадались на несколько течений — от либерализма до крайнего радикализма (Белинский, Герцен). Одновременно, в 40-е годы, начал развиваться утопический социализм («крестьянский» социализм Герцена). Литература Важнейшим явлением культурной жизни предреформенной России была литература. Напряженность литературного процесса первой половины 19 в. отразилась в стремительной смене художественных направлений: сентиментализм, романтизм и реализм. Романтизм64 в России был порожден глубокой неудовлетворенностью передовой части общества состоянием дел в стране.
64 Романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре кон. XVIII - 1-й пол. XIX вв. Основа романтического мировосприятия - мучительный разлад идеала и действительности. Присуще изображение сильных страстей, одухотворенной природы, повышенный интерес к творческой жизни личности, идеализация национального прошлого. Становление этого направления связано с творчеством В.А.Жуковского (1783 – 1852), видевшего задачу поэзии в воспитании человека, в пробуждении в нем лучших чувств (баллады «Людмила», «Светлана» и др.). Осуждая жажду наживы и карьеризм, поэт проповедовал превосходство личности, свободной от этих пороков, столь укоренившихся в русской действительности. Основывая новые представления о ценности человека, он писал о дружбе, которую считал высокой добродетелью, о долге, о любви к отечеству («Певец во стане русских воинов», 1812). Воздействие Жуковского на читающую публику «было безмерно велико и безмерно благодетельно» (В.Г.Белинский). К.Ф.Рылеев (1795 – 1826), осуждавший Жуковского за мистицизм (которым действительно отмечена его поэзия в 20-е годы), «мечтательность, неопределенность и какую-то туманность», сам являлся ярчайшим представителем гражданского романтизма. Его лирика пронизана идеями высокого служения и насыщена политическими ассоциациями («Думы», поэмы «Войнаровский», «Наливайко»). Призывая собратьев по перу употребить все усилия, чтобы «осуществить в своих писаниях идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин», Рылеев показывал пример служения обществу своим творчеством и готовность пожертвовать жизнью «для пробуждения спящих россиян». Имея в виду себя и своих единомышленников-декабристов, поэт устами руководителя крестьянско-казацкого восстания конца XVI века Северина Наливайко восклицал: «Известно мне: погибель ждет Того, кто первый восстает на утеснителей народа; Судьба меня уж обрекла. Но где, скажи, когда была Без жертв искуплена свобода?» В прозе в русле романтизма закладывались основы исторического романа (А.А.Бестужев-Марлинский, М.Н.Загоскин). В середине 30-х годов в русской литературе утвердился реализм. В творчестве А.С.Пушкина (1799 – 1837) впервые с огромной художественной силой выразились русская жизнь, русский национальный характер, раскрылось богатство и красота языка русского народа. Раньше других великий поэт понял, что истинная народность заключается не в изображении сарафана, а в жизненной достоверности, в раскрытии взаимоотношений людей, личности и общества. С его именем связано рождение нового качества лирики, освещенной неким внутренним светом, источник которого - особый взгляд на жизнь. Тот же взгляд, то же стремление творить от радостного творческого избытка присущи русской народной поэзии. Интересно, что как-то мимоходом, говоря о «национальной стихии» русского взгляда на вещи, Пушкин заметил:»...отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Удивительно ли, что именно эти перлы великолепно заиграли в собственной его поэзии. Несомненно, глубоко прав был Гоголь, когда писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное... может быть, единственное явление русского духа». Вместе с тем, значение творчества поэта для национального самосознания измеряется и его общечеловеческим содержанием, «всемирной отзывчивостью» (Ф.М.Достоевский). Универсализм Пушкина проявился не только в литературе, он был самобытным мыслителем и вдумчивым историком («Руслан и Людмила», 1817– 1820; «Цыганы», 1824 – 1825; «Борис Годунов», 1824 – 1825; «Евгений Онегин», 1823 – 1831; «История Пугачевского бунта», 1833–1834). Пушкин в своем творчестве и в высоких идеалах не принадлежит исключительно девятнадцатому столетию, он поистине «русский человек в своем развитии», являющийся к нам почти через двести лет как наш современник и желанный собеседник. Н.В.Гоголь (1809-52) - не только один из творцов новой русской литературы и совершеннейших русских писателей и мыслителей, но и едва ли не самый загадочный и трагичный из них. Загадочный Гоголь - писатель-фантаст, близкий Гофману, причем не только в ранних романтических произведениях («Вечера на хуторе близ Диканьки», 1831– 1902), но и в более зрелых (Петербургские повести, 1835– 1836;»Ревизор», 1836; «Мертвые души», 1-й том, 1835 – 1842). Роднят произведения Гоголя с творчеством выдающегося немецкого писателя-романтика причудливая фантазия, порой доходящая до мистического гротеска, тонкая иронии и, конечно, сатира на российскую действительность. Суть его трагедии в религиозных исканиях и в мучительном осмыслении проблемы «Церковь и культура». В1831 – 1835 гг. определилась одна из ведущих тем его творчества как писателя и мыслителя – проблема эстетического начала в человеке. Гоголь страстно любил искусство, но, будучи склонным, к суровому морализму, пришел к осознанию известной аморальности эстетической сферы. Потребность доказать самому себе полезность искусства привела к созданию эстетической утопии. Сочиняя свою гениальную комедию «Ревизор» (1836), Гоголь полагал, что искусство способно вызвать в человеке стремление к добру. Однако, хотя постановка пьесы имела огромный успех, морального сдвига в обществе она, естественно, не вызвала. Практическое крушение утопической теории потрясло Гоголя и привело к мучительному духовному перелому - двадцатисемилетний писатель со всей страстью возвращается к религиозной жизни. Именно, в это время у него начали складываться новое понимание жизни и новая концепция художественного творчества - от идеи улучшения общественной жизни путем личного совершенствования писатель пришел к проповеди «теократической утопии, патриархальной идиллии» (Бердяев). Книга, посвященная проблеме «Церковь и культура», «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847), в которой Гоголь в непопулярной тогда религиозно-мистической форме пытался отстаивать внутреннюю свободу личности, вызвала бурю негодования в русском обществе. Белинский даже назвал автора «проповедником кнута, апостолом невежества....поборником обскурантизма...». Тяжело пережив эту неудачу, писатель не отказался от своих религиозных исканий. Причем обращался к религии Гоголь не в отрыве от культуры, а чтобы найти в ней разрешение проблем последней. Таким образом, писатель внес в русскую общественную мысль и литературу идею о возврате культуры к церкви, о православной культуре. Религиозно-социальная тема, заданная Гоголем, в значительной мере определила характер русской литературы XIX в., ее мессианство. Национально-религиозному настроению близка и поэзия М.Ю.Лермонтова (1814 – 1841), его лирика явилась «выражением того стиха-молитвы, который служит формулой русского религиозного настроения: да будет воля Твоя» (В.О.Ключевский). В творчестве поэта переплетались личные, гражданские, философские мотивы (стихотворения «Бородино»,1837; «Родина», 1841; поэма «Мцыри», 1840; «Демон», 1829-41; драма «Маскарад», 1835-36; роман «Герой нашего времени», 1840). Одним из самых глубоких русских поэтов был Ф.И.Тютчев (1803 – 1873). Поэзия его изначально философская. Однако, по замечанию И.С.Тургенева, мысль в творчестве Тютчева при всей ее обобщенности «никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно». Поэт стремился приобщиться не только к тайне бытия человеческого, но и космического. Хотя натурфилософия и космогония Тютчева явно обнаруживает знакомство с античной и классической немецкой философией, с умонастроениями любомудров, поэт предложил свое оригинальное художественное видение философских проблем жизни. Суть философской и художественной интерпретации природы и человека для поэта состоит в понимании соотношения человеческого Я и природы как двух беспредельностей: «Все во мне и я во всем...». По существу, честь открытия поэзии Тютчева принадлежит Пушкину, напечатавшему в 1836 г. в «Современнике» его стихотворения, которыми восторгался. Ф.М.Достоевский называл Тютчева великим, а Л.Н.Толстой любимым поэтом. На рубеже Х1Х– ХХ вв. критика вновь обратилась к его творчеству, переосмысливая его философское содержание в духе эстетических концепций эпохи: о Тютчеве заговорили как о «предтече символистов» (Брюсов). Духовно-напряженное философское творчество Тютчева при веем его своеобразии, безусловно, продолжило великую пушкинскую традицию. Творчество Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тютчева утверждало гуманизм, гражданственность и народность в качестве традиционных черт русской литературы. К реалистическому направлению принадлежали вступившие в литературу в 40 – 50-е годы Н.А.Некрасов, Ф.М.Достаевский, И.С.Тургенев и др.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |