Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальные и общие индексы

1985 1990

Индексы цен на потребительские

Статистические индексы

Лекция 5. Индексный метод

Важное значение в статистических исследованиях коммерческой деятельности имеет индексный метод. Полученные на основе этого метода показатели используются для характеристики развития анализируемых показателей во времени, по территории, изучения структуры и взаимосвязей, выявления роли факторов в изменении сложных явлений.

Индексы широко применяются в экономических разработках государствен­ной и ведомственной статистики. Так, в кратком статистическом сборнике "Российская Федерация в цифрах. 1992" содержатся материалы, полученные на основе индексного метода. В качестве иллюстрации приведем следующие данные об индексах цен на потребительские товары по каналам реализации (табл. 10.1).

Таблица 10.1

товары  
      в % к

 

Государственные цены 205 184

Цены кооперативной

торговли (Горкоопторгов) 243 212

Цены колхозного рынка 363 231

Сводный индекс цен 218 195

Цены кооперативов и

индивидуальной трудовой

деятельности — 221

 

Индексный метод имеет широкое применение в статис­тике торговли. В зависимости от характера изучаемого явле­ния здесь вычисляются индек­сы объемных и качественных показателей. Посредством индексов объемных показателей характеризуются изменения объема поступления и реали­зации товаров, уровня товар­ных запасов и т. д. Индексами качественных показателей ха­рактеризуются изменения цен, производительности труда, из­держек обращения, прибыли и

других показателей.

Статистический индекс - это относительная величина сравнения сложных совокупностей и отдельных их единиц. При этом под сложной понимается такая статистическая совокупность, отдельные элементы которой непосредственно не подлежат суммированию.

Например, ассортимент продовольственных товаров состоит из товарных разновидностей, первичный учет которых на производстве и в оптовой торговле ведется в натуральных единицах измерения: молоко- в литрах, мясо- в центнерах, яйцо- в штуках, консервы - в условных банках и т. д. Для определения общего объема производства и реализации продовольственных товаров суммировать данные учета разнородных товарных масс в натуральных измерителях нельзя. Не подлежат непосредственному суммированию и данные о количестве произведенных и реализованных различных видов непродовольст­венных товаров. Было бы, например, бессмысленно для получения общего объема реализации суммировать данные о продаже тканей (в метрах), костюмов (в штуках), обуви (в парах) и т. д.

В этих сложных статистических совокупностях единицами наблюдения являются товары с различными потребительскими свойствами. Данные о натурально-вещественной форме реализации отдельных товарных разновидностей непосредственному суммированию не подлежат. Для получения в сложных статистических совокупностях обобщающих (суммарных) величин прибегают к индексному методу.

Основой индексного метода при определении изменений в производстве и обращении товаров является переход от натурально-вещественной формы выражения товарных масс к стоимостным (денежным) измерителям. Именно посредством денежного выражения стоимости отдельных товаров устраняется их несравнимость как потребительных стоимостей и достигается единство.

В зависимости от степени охвата подвергнутых обобщению единиц изучаемой совокупности индексы подразделяются на индивидуальные (элементарные) и общие.

Индивидуальные индексы характеризуют изменения отдельных единиц статистической совокупности. Так, например, если при изучении оптовой реализации продовольственных товаров определяются изменения в продаже отдельных товарных разновидностей, то получают индивидуальные (однотоварные) индексы.

Общие индексы выражают сводные (обобщающие) результаты совместного изменения всех единиц, образующих статистическую совокупность. Например, показатель изменения объема реализации товарной массы продуктов питания по отдельным периодам будет общим индексом физического объема товарооборота.

Из общих индексов выделяют иногда групповые индексы (субиндексы), охватывающие только часть (группу) единиц в изучаемой статистической совокупности.

Важной особенностью общих индексов является то, что они обладают синтетическими и аналитическими свойствами.

Синтетические свойства индексов состоят в том, что посредством индексного метода производится соединение (агрегирование) в целое разнородных единиц статистической совокупности.

Аналитические свойства индексов состоят в том, что посредством индексного метода определяется влияние факторов на изменение изучаемого показателя. Использование индексов в аналитических целях - один из важных аспектов экономических разработок. На основе изучения состава и роли факторов, выявления силы их действия осуществляются возможности квалифицированного управления развитием экономических процессов не только в нужном направлении, но и с заранее заданными параметрами.

Для определения индекса надо произвести сопоставление не менее двух величин. При изучении динамики социально-экономических явлений сравниваемая величина (числитель индексного отношения) принимается за текущий (или отчетный) период, а величина, с которой производится сравнение, - за базисный период. Если в индексном отношении сравнивается величина фактического уровня развития явления с величиной планового задания, то основание сравнения называют плановым уровнем.

Основным элементом индексного отношения является индексируемая величина. Под индексируемой величиной понимается значение признака статистической совокупности, изменение которой является объектом изучения. Так, при изучении изменения цен индексируемой величиной является цена единицы товара р. При изучении изменения физического объема товарной массы в качестве индексируемой величины выступают данные о количестве товаров в натуральных измерителях q.

Индивидуальные индексы принято обозначать i, а общие индексы - I.

Индивидуальные индексы физического объема реализации товаров определяются по формуле

(10.1)

при этом и 0 - количество продажи отдельной товарной разновидности в текущем и базисном периодах в натуральных измерителях.

Для определения индивидуальных индексов цен применяется формула

(10.2)

Р0 - цены за единицу товара в текущем и базисном периодах.

Результат расчета индексных отношений может выражаться в коэффициентах или в процентах. Рассмотрим методы определения индивидуальных индексов на примере.

Пример. Имеются следующие данные о ценах продукта К (табл. 10.2).

Таблица 10.2

  Сентябрь Ноябрь Индивидуальный индекс цен :
  2    
Модальная цена 30 40 1,33 или 133% рын­ка за 1 кг, руб Договорная цена за 1 кг, руб. 20 20 1,0 или100%

 

Вычисленные в гр. 4 индивидуальные индексы показывают, что цена за 1 кг данного продукта на рынке была в ноябре на 33,3% выше сентября. Договорная цена не изменилась. Но если требуется определить соотношение договорных цен розничной торговли и рынка, то индекс ноября исчисляется так:

(10.3)

Индекс (10.3) показывает, что цена 1 кг продукта К на рынке была в ноябре в 2 раза выше договорных цен розничной торговли.

При анализе цен возможна иная постановка вопроса: определите, на сколько процентов договорная цена 1 кг продукта К была в ноябре ниже цены рынка?

Для ответа на этот вопрос за базу сравнения р0 принимается уровень цены рынка:

(10.4)

Индекс (10.4) показывает, что договорная цена в ноябре была на 50,0% ниже уровня цены рынка (100,0-50,0). Из рассмотренного примера видно, что при вычислении индексов база сравнения имеет определяющее значение на показание индекса, а выбор базы сравнения определяется целью исследования.

Общие индексы могут исчисляться как по агрегатной, так и по средней форме (среднего арифметического или среднего гармонического индекса). Выбор формы общих индексов зависит от характера исходных данных.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экстраполяция в рядах динамики и прогнозирование | Агрегатная форма общего индекса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.