Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности запоминания детей с нарушениями зрения

При нарушениях зрительных функций наблюдается замедленное по сравнению с нормой образование временных связей и замедленная выработка дифференцировок, что выражается в необходимости большего количества подкреплений.

Это даёт возможность предположить, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов – возбуждения и торможения, концентрации, иррадиации и индукции, отрицательно влияют на скорость запоминания.

Эксперименты, во время которых исследовались особенности памяти слепых и слабовидящих, показали пониженную продуктивность запоминания материалов.

Так, по данным В.А. Лониной, продуктивность запоминания наглядного материала слабовидящими школьниками 4 класса ниже, чем у учащихся 1 класса массовой школы.

Эти особенности памяти слепых и слабовидящих обусловлены недостаточной полнотой, чёткостью и стойкостью, низким уровнем обобщённости представлений, связанным со слабой дифференцировкой существенных и второстепенных признаков средств наглядности.

Среди особенностей процесса запоминания того или иного материала слепыми и слабовидящими можно отметить недостаточную осмысленность запоминаемого материала.

Недостаточное развитие логической памяти обусловлено своеобразием восприятия и связанными с ним особенностями мышления.

Это четко выявилось при непреднамеренном запоминании в процессе классификации наглядного материала (В.А. Лонина). Трудности класси­фикации, сравнения, анализа и синтеза, связанные с нечетко восприни­маемыми качествами объектов, трудностями дифференцирования существенных и несущественных качеств, приводят к недостаточности логи­ческой памяти.

Однако нужно отметить, что, несмотря на недостаточный уровень развития логической памяти, запоминание материала, имеющего смысловые связи, протекает у детей с нарушенными зрительными функциями успешнее, нежели материала, не связанного смысловыми отношениями.

Так, в исследовании произвольного запоминания со­четания точек в брайлевском шеститочии слепые лучше запоминали и воспроизводили фигуры, имеющие более четкие и завершенные геометрические формы.

Для слепых и слабовидящих огромноезначение имеет не только организация материала для запоминания, но и его характер, учитывающий особенности восприятия.

Так, бесцветные рельефные рисунки, имеющиеся в учеб­никах по математике и в азбуке, слабо сохраняются в памяти не только частично видящих, но и тотально слепых. В то время как рельефные ри­сунки, имеющие цветную раскраску, узнавались слепыми детьми с остаточным зрением через полгода (Н.С Костючек, В.З.Денискина).

 

Кроме того, у слепых и слабовидящих детей слабее, чем у нормально видящих, проявляется действие «закона края», согласно которому лучше запоминается начало и конец материала. Наиболее продуктивно слепые и слабовидящие запоминают начало материала, что, вероятно, объясняется их повышенной утомляемостью (Л.И. Солнцева).

Характерным для слепых и слабовидящих является большой размах индивидуальных колебаний в объёме памяти, скорости запоминания, соотношении осмысленного и механического запоминания.

Индивидуальные различия, обусловленные многообразными причинами (типологические особенности, чувственный опыт, уровень интеллектуального развития), не зависят, как выяснилось в экспериментах от состояния зрительных функций. Такого рода зависимость обнаруживается только в тех случаях, когда слепота обусловлена поражениями центральной нервной системы.

При наличии черепно-мозговых заболеваний или травм и вызванных ими задержек психического развития и различной степени умственной отсталости на общем фоне снижения памяти наиболее страдает осмысленное запоминание. Подобная патология обуславливает, кроме того, и нарушения внимания, что также неблагоприятно сказывается на объёме и скорости запоминания.

Несмотря на наличие некоторых специфических особенностей, процесс запоминания у слепых и слабовидящих подчиняется тем же закономерностям, которые имеют место в норме. Это, в частности, подтверждается увеличением объёма и скорости запоминания с возрастом, преобладанием смыслового запоминания над механическим, лучшим запоминанием слов, не имеющих смысловых связей, в младшем школьном возрасте и т.п.

Недостаточный же объём, пониженная скорость и другие недостатки запоминания слепых и слабовидящих детей имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии. А ранняя коррекция психической деятельности слепых и слабовидящих является достаточно надёжной профилактикой подобных отклонений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Из истории изучения памяти слепых и слабовидящих | Особенности сохранения и забывания слепых и слабовидящих
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.