Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вспомните! Вегетативные органы. Репродукти! ые органы. Желудь. Удлинен­ные побеги. Розеточные побеги. Растение! оде о




Широкая экологическая приспособленность. Узкая экологическая приспособленность

1. Насколько разнообразны могут быть условия для жизни растений в одной природной зоне? Например, в зоне смешанных лесов? Расскажите о разно­образии условий для жизни растений в окрестностях вашей школы, дома.

2. Какие растения имеют широкую экологическую приспособленность? Приве­дите примеры.

3. Какие растения обладают узкой экологической приспособленностью? При­ведите примеры.

4. Как отличить растения с широкой и узкой экологической приспособленно­стью? Приведите примеры.

5. Какие условия произрастания растений называют благоприятными, а какие — неблагоприятными?

Задания

1. Во время экскурсии в природу или поездки за город определите и кратко опишите отдельные участки с различными условиями длг жизни растений.

2. Выявите разнообразие условий в природе для одуванчика лекарственного, гравилата речного, живучки ползучей, недотроги мелкоцветковой, ландыша майского, майника двулистного и др. Постарайтесь определить, какие условия для растений благоприятны, а какие — неблагоприятны, какие из этих видов имеют широкую экологическую приспособленность, а какие — узкую


Как могут меняться размеры растений [жиз < нное состояние растений)

Из § 46 вы узнали, что взрослые растения одного и того же вида в за­висимости от условий жизни могут сильно отличаться размерами, быть крупными, мощными или, наоборот, мелкими, слабыми. Степень развития вегетативных и репродуктивных органов растения определяет его жизнен­ное состояние, или жизненность.

Уровни жизненного состояния. Обычно различают три уровня жиз­ненного состояния, или жизненности, — высокий, средний и низкий.

Растения с высок им уровнем жизнеш. ого состояния достигают пре­дельно крупных для данного вида размеров, обильно цветут и плодоносят. Это своего рода растения-великаны. Так, дуб черешчатый в благоприятных условиях лесостепных дубрав достигает высоты 40 м. Максимально возмож­ная для дуба высота — 50 м. Это примерная высота 17-этажного дома. Дубы в лесостепных дубравах имеют мощные кроны, толстые стволы диаметром до одного метра и более, почти ежегодно цветут и обитьно плодоносят (рис. 90).

Растения с низким уровнем жизненного состояния имеют небольшие размеры. Это как бы растения-карлики. У них мало цветков и плодов, щуп­лые семена. Иногда такие растения вообще не зацветают и всю жизнь ос га- ются в вегетативном состоянии. Дубы низкой жизненности представляют собой низкорослые корявые деревца высотой всего 5-8 м, т. е. примерно с 2-3--»тажный дсм. Эти дубы дают мало желудей, причем не каж цый год. Такие дубы характерны для засушливых степных районов Волгоградской области и Ставропольского края. Здесь в пониженных местах и сухих овра­гах (балках) дуб образует низкорослые, так называемые байрачные леса (см. рис. 90).

В лесной зоне европейской России, например в Московской области, чаще всего растут дубы со средним уровнем жизненного состояния. Это де­ревья высотой 20-30 м (т. е. с 7-10-этажный дом). Такие дубы имеют хоро­шо развитую крону, ежегодно цветут, но цветки часто гибнут из-за весенних заморозков, и поэтому урожаи желуд< й бывают обычно через 2-4 года.

Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Бывая на прогулке или экскурсии в природе, легко наблюдать, как меняет­ся жизненное состояние растений в разных условиях произрастания. Сныть обыкновенная в тенистых лесах никогда не цветет и размножается

Рис. 90. Разная жизненность деревьев дуба черешчатого: 1 — высокая жизненность в лесостепной дубраве; 2 — средняя жизненность в подмосковном лесу; 3— низкая жизненность в байрачном лесу в южных сухих степях

вегетативно с помощью длинных корневищ. В лесу сныть представлена толь­ко небольшими растениями высотой 20-35 см обычно с одним-двумя листь­ями. На освещенных полянах и по опушкам сныть пышно разрастается и за­цветает. Здесь формируются мощные (высотой до 1,5 м) растения сныти с множеством листьев и соцветий. Таким образом, в тени леса условия для роста и цветения сныти плохие, а на освещенных местах — хорошие.

Такие же различия между растениями, обитающими в тени леса и на освещенных местах, можно обнаружить у малины лесной, иван-чая, земля­ники лесной и многих других теневыносливых растений (см. § 6).

 
 
 

Наблюдения за жизненным состоянием растений в течение ряда лет помогают выявить виды, нуждающиеся в охране. Это особенно важно в при­городных зеленых зонах, где отдыхающие причиняют растениям много вреда. Люди, не зная правил поведения в природе, вытаптывают траву, по­вреждают лесную подстилку, уплотняют почву, Хищнически собирают ле­карственные травы, ягоды и плоды, рвут красиво цветущие растения для букетов. В пригородных зонах многие обычные растения, например раз­ные виды колокольчиков, купальница европейская, борец высокий, лан­дыш майский, черника, брусника и другие, имеют низкий уровень жизнен-


ности (рис. 91). Растения перестают цвести, плодоносить, становят< л мелкими. В иные годы — исчезают вовсе, и у них сохраняются только подземные органы. Такое состоя­ние растений называют вторич­ным покоем. Лекарственные и кра­сиво цветущие растения, имеющие низкое жизненное состояние, необ­ходимо оберегать. Их нельзя рвать на букеты, собирать как лекарст­венное сырье, вытаптывать и т. д. Подробнее об охране растений бу­дет сказано в § Ы.

Жизненное состояние сель­скохозяйственных растений. Свой­ство растений изменять свой размер и урожайность в зависимости от условий жизни человек давно ис­пользует в растениеводстве. Чтобы получить высокий урожай зерно­вых, овощных, плодовых и ягодных культур, для них на полях, огор< дах и в садах создают благоприятные условия жизни: в пахивают почву, выпалывают сорняки, вносят удоб­рения, поливают огороды, сады и поля. В результате развиваются культурные растения высокого уров­ня жизненности, они дают хоро­шие урожаи зерна, овощей, фрук­тов и ягод.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.