КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Охраняемые территории и их значение
Меры охраны растительного мира. Красные книги Растений. Охраняемые растения. Редкие растения. Наблюдение и контроль за состоянием 1. Какие растения считают редкими? В чем причины редкости растений? Назовите примеры редких растений. 2. Какие растения требуют специальных мер охраны8 Назовите важнейшие меры охраны. 3. Почему в пригородах так мало красиво цветущих растений? 4. Совпадают ли понятия «редкие растения» и «растения, требующие охраны»? 5. В чем различие охраны растений от контроля и наблюдения за их состоянием? 6. Почему одновременно составляют и издают красные книги, предназначенные для разных стран и областей? Задания 1. С помощью учителя, используя Красную книгу СССР и Красную книгу РСФСР, местные красные книги, установите, какие редкие и охраняемые растения встречаются в вашей области и районе. Составьте их список. 2. На экскурсии в природу постарайтесь установить, почему существование тех или иных растений оказалось под угрозой исчезновения Подумайте, как можно помочь растениям, нуждающимся в охране. 3. Организуйте выставки редких и охраняемых растений (рисунки, фотографии, плакаты и пр) и проведите школьные конференции по теме «Охрана растений». Как вы уже гнаете (см. § 57), в настоящее время наибольшую опасность для растений и растительных сообществ представляет утрата мест их обитания, связанная с хозяйственной деятельностью человека. В XIX столетии остро встал вопрос о необходимости изъять из хозяйственного использования отдельные участки естественной растительности, чтобы сохранить живущие там виды растений, животных и целые природные сообщества. Так появилась идея охраняемых территорий. В настоящее время эта идея в какой-то степени воплощена в жизнь. Охраняемые территории (разные по размерам) созданы в разнообразных природных зонах мира. Охрана природы, научные исследования, природоохранное просвещение и отдых населения на этих территориях имеют разные формы и соотношения. Выделяют следующие ранги охраняемых территорий: заповедники, национальные парки, памятники природы и др. Заповедники—это территории, полностью изъятые из хозяйственного использования, с ограниченным доступом посетителей. В заповедниках проводят научные исследования и следят за состоянием природы, ведут просветителы_Г"Ю работу. Территории чаповедников — это эталоны нетронутой дикой природы Под заповедники стараются прежде всего выделить местности с наиболее характерными сообществами и наибольшим видовым разнообразием. Так, в заповеднике «Кедровая Падь» представлено почти 50% всех видов растений Дальнего Востока. Большие по площади заповедники охватывают все разнообразие естественных растительных сообществ той или иной зоны. В России наиболее крупные заповедники — Кроноцкий на Камчатке площадью 960 тыс. га, Алтайский — 870 тыс. га, Печоро-Илычский на северо- востоке европейской части России — 721 тыс. га. Однако есть заповедники, сравнительно небольшие по площади, например в Московской области — Приокско-Террасный — 500 га. В небольших заповедниках охраняются редкие и особо ценные виды и сообщества. Например, роща пицундской сосны (см. § 57) в Пицундском заповеднике, тиссо-самшитовая роща — в Хостин- ском заповеднике (недалеко от Сочи), редкие виды растений на меловых обнажениях в заповеднике «Галичья гора» под Воронежом. Всего в СНГ действует 140 заповедников. Их общая площадь достигает 11 млн 500 тыс, га, что составляет 0,51 % всей территории стран содружества. Особую категорию составляют биосферные заповедники. Их начали создавать с 1974 г. по решению Организации Объединенных Наций. Цель биосферных заповедников состоит в том, чтобы проследить, как меняется дикая природа под влиянием хозяйственной деятельности человека, установить допустимые пределы этой деятельности и прогнозировать вероятные изменения природы в будущем. Всемирная сеть биосферных заповедников охватывает все основные природные зоны Земли. К 1У95 году в России организовано восемнадцать биосферных заповедников. Среди них: лесные — Центральнсшесной, Окский и Приокско-террасный; лесостепной — Воронежский; степной — Центрально-черноземный; горные — Кавказский и Сихоте- Алинский. На Камчатке — Кроноцкий; на Кольском полуострове — Лапландский; в дельте Волги — Астраханский; в Сибири — Центральносибирский и Саяно-шушенский; в предгорьях Северного Урала — Печеро-Илычский; около озера Байкал — Байкальский и Баргузинский и другие. Национальные парки решают задачи не только охраны природы и контроля за ее состоянием, но и оздоровления, отдыха людей. Научно-про- светительская работа и пропаганда природоохранных знаний — важнейшие формы деятельности национальных парков. Здесь разрешены организованные отдых, туристические походы и разнообразные экскурсии. Наиболее известные и крупные национальные парки России — «Лосиный остров» под Москвой, «Самарская Лука» на Волге, «Сочинский» на Кавказе. Памятники природы создают для охраны какого-то отдельного природного явления (рощи, озера, пещеры, старого дерева и т. д.). Часто к памятникам природы относят искусственную растительность и архитектурные сооружения (усадьбы, загородные дворцы, парки, пруды и пр.). В работе по выявлению памятников природы в каждой конкретной местности могут участвовать и школьники-краеведы. Все формы охраны природы должны сохранить разнообразие жизни на нашей планете. При этом очень велика роль природоохранных и экологических знаний. Ответственное отношение к окружающей нас природе — залог счастливой жизни будущих поколений.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |