Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое экология




Для того, чтобы ответить на эти вопросы, у человека должно сложиться устойчивое мышление, базирующееся на знании основ законов мироздания и обеспечивающее непрерывное видение настоящей и будущей картины природно-антропогенной динамики биосферы с выявлением критических уровней и порогов, при переходе которых теряется возможность трансформации биосферы в ноосферу.

Проблемы экологии затрагивают весь комплекс социально-экономических, политических, культурных отношений мирового сообщества, политических течений и партий, социальных групп, производственных коллективов, частных лиц. Такая ситуация сложилась вследствие того, что в процессе возрастающих масштабов производственной деятельности происходит стремительный рост потребления природных ресурсов и уничтожение в громадных размерах фауны и флоры. Природа испытывает огромный прессинг со стороны человека по всем компонентам биосферы. В результате этого нарушается саморегуляция и самовосстановление всех природных систем, меняется качественный состав основных компонентов природного комплекса, снижается способность природы воспроизводить ресурсы и условия, необходимые для функционирования живого вещества планеты Земля и, прежде всего, самого человека.

Сборники реактива, известкового молока.

Реактор.

Устройство основного оборудования станции очистки рассола. Отстойник.

Отстойник представляет собой стальной цилиндрический резервуар с коническим днищем. Он расположен на двутавровых балках, находящихся на кольцевом бетонном фундаменте. Центральная часть фундамента переходит в железобетонную колонну, заключенную в стальной кожух, и которая достигает верха отстойника. На колонне установлена стальная ферма квадратного сечения. Внизу к ферме подсоединены две диаметрально расположенные фермы с гребенками. С частотой вращения 5-7 об/ч гребки перемещают сгущенный шлам к центральной части отстойника и через трубопроводы он выводится и откачивается центробежными насосами в сборник шламовых вод. Центральная ферма, покрытая сверху стальными листами, образует квадратный короб, погруженный в жидкость на глубину около 4 м. В верхней части короба смонтирована цилиндрическая стальная чаша, в которую поступает суспензия из реактора. Из чаши суспензия через сетку с отверстиями диаметром 20 мм попадает в короб и затем поступает в отстойник ниже уровня осветленной части жидкости. Осветленный рассол переливается в кольцевой желоб через сливной порог, который должен быть строго горизонтальным,

чтобы обеспечить равномерное оседание шлама по всему сечению отстойника. Днище кольцевого желоба сделано с уклоном в сторону штуцера выхода осветленного рассола.

 

В отделении установлен реактор без перемешивающего устройства, представляющий собой цилиндрическую емкость с коническим днищем. Перемешивание рассола с реактивом происходит за счет энергии струи.

Это цилиндрические аппараты с плоскими днищами, оборудованные рамными мешалками с частотой вращения 16 оборотов в минуту.

Баки-хранилища сырого и очищенного рассола.

Баки-хранилища представляют собой цилиндрические резервуары. Всего в отделении рассолоочистки установлено 2 бака для приема и хранения сырого рассола, вместимостью до 3200 м3 каждый и 4 бака для очищенного рассола, из которых бак №1-­9300 м3, бак №2 - 6300 м3, баки №№11и 12 по 8500 м3. В нижней части баков имеются штуцера и люки для вывода шлама, промывки и очистки емкостей. Рассол поступает в верхнюю часть баков-хранилищ.

Предусмотрена возможность, путем перекрытия запорной арматуры на входе и выходе рассола, отключать при необходимости баки на чистку, промывку и ремонт.

 

Возникает классический вопрос “Что делать?”. Как приостановить глобальное изменение в окружающей среде, что необходимо человеку предпринять для сохранения нормального функционирования системы природа — общество, каковы допустимые границы деформации природы, в пределах которых она способна самовосстанавливаться?

Осуществить это могут только профессионалы, обладающие высоким уровнем экологических знаний. Учебная литература, обеспечивающая современный уровень экологического образования и воспитания, в настоящее время отсутствует. Изданная в 1992 г. монография Н.Ф. Реймерса “Надежда на выживание человечества. Концептуальная экология“ и появившиеся в последнее время небольшими тиражами другие монографии и учебники не могут решить всех этих задач. В связи с этим остро назрела необходимость создания учебника или учебного пособия для студентов, изучающих дисциплину “Экология”.

Учебное пособие написано на базе курсов лекций, читаемых авторами для студентов, и методических материалов, разработанных на кафедре “Промышленная экология и безопасность” Пензенского государственгного университета и “Строительная экология и безопасность жизнедеятельности” Пензенской государственной архитектурно-строительной академии.

Авторы примут с благодарностью все замечания читателя.

Экология (от греч. oikos - дом, жилище, местопребывания), возникшая как наука об отношениях живых организмов между собой и окружающей средой, долго ютилась где-то на задворках биологии и вдруг сделалась королевой наук.

Своими корнями экология уходит в естественную историю, как самостоятельная биологическая дисциплина она выделилась только с начала ХХ в. наряду с физиологией, генетикой и др. С середины пятидесятых годов ее значение и сферы приложения стали значительно расширяться, и современную экологию можно охарактеризовать как междисциплинарную область знаний, развивающуюся на стыке физики, биологии и общественных наук. Взаимоотношения экологии с другими биологическими науками представлены на рис.1, где показано, что живые организмы можно изучать на разных уровнях организации. Область экологии соответствует правой части приведенной схемы.

Рис.1. Взаимоотношение экологии с биологическими науками

К экологии сейчас прикованы взоры широкой публики, ученых, политических деятелей. Говорят об экологизации промышленности, экологической политике, даже об экологическом мировоззрении. Всех ”экологий”, что народились за последние годы, не перечесть (100 и более дисциплин): от традиционной биологической экологии (растений, животных, микроорганизмов) и общей экологии, объединяющей все биоэкологические знания, до глобальной экологии, археоэкологии (экологии древнейшего человека) и экологии города, даже экологии среды отдыха людей (рекреационной экологии). Экология покинула родные стены биологически чистого дома и, оттеснив материнскую науку биологию, частично географию со многими ее солидными отраслевыми потомками типа биогеографии и отчасти климатологии, чуть-чуть социологию, гигиену, даже экономику, заняла, взрывообразно внедрившись между естественными и общественными науками, самостоятельное место в системе знаний. Более того, она стала знамением этапа развития общественной культуры. Заговорили об экологической культуре или экологической фазе мирового прогресса.

Рис.2. Экологический взрыв в науке.

Новая большая (мега) экология оказалась без соответствующих профессионалов. Выражаясь языком экологии, у экологов расширилась экологическая ниша функциональное место в сети жизни (говорят, что она сходна с профессией” организмов), но сохранилось прежним место обитания (его сравнивают с адресом организма). Биоэкология так пока и осталась в недрах биологии, теснимая, а порой и объединяющаяся с молекулярной биологией, комплексом физиолого-биохимических дисциплин, модных, в этом комплексе, да и не менее важных в практическом и теоретическом отношении. Новой (большой) мегаэкологии в системе традиционных наук формального места пока не нашлось; это научное направление, относительно внезапно ставшее в один ряд с такими циклами знания, как материнская биология, физика или химия, не получило четкой прописки.

Более 20 лет назад профессор Колумбийского университета Д.Эренфельд сетовал на недостаток экологов в США. В 1968 г. Американское экологическое общество насчитывало немногим более 3000 человек, а в области экологии тогда специализировалось около 2500 студентов. Существовала острая нехватка преподавателей экологии. В наши дни воображают себя экологами в России довольно многие, но число даже таких самозванцев, по мнению Н.Ф. Реймерса, в 1990 г. не превышало 500 человек. До недавнего времени экологов готовил только Казанский университет, испытавший немалые сложности с определением их на работу. В 1990 г. начата подготовка специалистов, близких по назначению к экологам, в Пензенском государственном архитектурно-строительном институте. С осени 1992 г. начата подготовка экологов еще в нескольких вузах, но их число будет все же ниже, чем было в конце 60-х годов в США. К тому же, если в США уже тогда было несколько десятков квалифицированных преподавателей экологии, то в России в настоящее время их не более сотни. Патриархами всех российских экологов являются Н.Н.Моисеев и Н.Ф.Реймерс.

Пока вместо стройной мегаэкологии, как синтетической науки, четко обозначились лишь экологические проблемы и особый экологический” общенаучный подход к этим проблемам. Хотя все мы, как подчеркивал В.И.Вернадский, специализируемся не по наукам, а по проблемам, тем не менее экология без профессиональных экологов прямой путь к тому, чтобы на многие вопросы не было ответов.

Это вошло в явное противоречие с широким социальным заказом, общественными нуждами, что создает экологически напряженные ситуации. В их числе проблемы Белого и Черного морей, Азова, Арала и Каспия, Байкала, Ладоги, Чернобыля, Урала, Калмыкии, городов бывшего СССР, включая Пензу и многие другие. С приходом к нам экономики рынка экологические проблемы усугубляются. К сожалению, Россия вступает не в цивилизованный постиндустриальный капитализм, а в “дикую” его разновидность. Она же весьма разрушительна для природы, ее ресурсов, вызывает массу экологических осложнений, которые приносят уже многомиллиардные экономические убытки и острые социальные невзгоды. Не экологичное стало социально-экономически ущербным.

Ответом на сложившуюся ситуацию явилось экологическое движение, в лоне которого люди различных специальностей, но равно озабоченные экологическими проблемами экологисты - стали своеобразными просветителями. Среди них в первую очередь оказались, естественно, профессиональные биоэкологи, привычно исследовавшие взаимоотношения между организмами и средой их обитания. Поскольку “большая” экология изучает любую совокупность (предприятие, где трудятся люди, город, ландшафт и т.д.), в центре которой стоит живое вещество (человек, вид, сообщество растений, животных, микроорганизмов), биологам, а отчасти географам и химикам-технологам она оказалась также ближе всего по духу и стала объектом изучения.

Обостренный интерес к новому циклу знаний привел к тому, что все стали экологами, науку захлестнул поток непрофессионализма, началась удручающая профанация экологического просвещения в области высшего образования. Не имея экологов-профессионалов, коллектива специалистов и научной экологической общественности, околоэкологическое бурление порождает массу информационных шумов. Литературу буквально наводнили пышущие эмоциями материалы с нулевым сухим остатком позитивного знания. В экологию хлынули люди с неустойчивой, а то и больной психикой. Общественное бурление вынесло на поверхность гору псевдонаучного мусора всевозможных прорицателей, теоретиков и т.п. Особенно заметно это в нашей многонациональной стране. Но и во всем остальном мире проявляются сходные явления: непрофессионализм, экологическое политиканство, псевдозначительность заявлений при минимуме реальных дел.

Общественное движение стихийно. Очень не просто осознать, что человечество вступило в новую эпоху исторического развития. Для людей мира путь вширь закончился: планета не только нацело освоена, но дальнейшее ее преобразование смертельно опасно. Медики знают, что поражение значительной части кожи при ожоге делает надежды на спасение пациента мизерным. Так и в природе. Ожог антропогенного преобразования может стать слишком обширным. Земля приблизилась к этой черте.

Кончился путь в глубь материи, замены сил природы человеческим трудом. Расщеплен атом, тяжелые металлы рассеяны по поверхности земли, есть угроза, что то же произойдет с радиоактивными веществами, а естественное плодородие все больше уступает место искусственному заменителю — “культуре” минеральных удобрений. Процессы саморегуляции численности врагов растений уступило место гибельному распространению пестицидов. Между тем, нет такого ядохимиката, который был бы смертелен для одних организмов и абсолютно безвреден для других. Все живое физико-химически едино.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.