Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Патриархальная теория происхождения государства




Теологическая теория происхождения государства

Основные теории происхождения государства

Теологическая теория получила распространение в сред­невековье в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях ее развили идеологи ислама, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государст­во — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-эко­номическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не ока­зывать сопротивления наместнику Бога на земле. Отказ подчи­ниться государственной власти может расцениваться как непо­слушание Всевышнему.

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способст­вовали и способствуют утверждению в обществе порядка, со­гласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется "посред­никам" между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

Вместе с тем данная доктрина слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму госу­дарства, государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо в основном построена на вере.

 

 

 

К наиболее известным представителям патриархальной теории можно отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского и др.

Они обосновывают свою теорию на том, что люди — суще­ства коллективные, стремящиеся к взаимному общению, созда­нию семьи. Последующий рост семей и объединение под их крылом все большего числа людей приводит в конечном счете к образованию государства.

Отсюда власть государя — продолжение власти отца (пат­риарха) в семье, которая выступает как неограниченная. По­скольку признается изначально божественное происхождение власти "патриарха", подданным предложено покорно подчинять­ся государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспе­чить необходимые для человека условия жизни.

Как в семье отец, так и в государстве монарх не выбирает­ся, не назначается и не смещается подданными, ибо послед­ние — его дети.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей воз­можна, так как структура современной государственности воз­никла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой пер­вобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, "родственности" всех в единой стране.

Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполи­руют понятие "семья" на понятие "государство", а такие кате­гории, как "отец", "члены семьи", необоснованно отождествля­ются с категориями "государь", "подданные". К тому же по сви­детельству историков семья (как социальный институт) воз­никла практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

 





Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 88; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.159.113.182
Генерация страницы за: 0.006 сек.