Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы государственного устройства




Соотношение типа и формы государства

 

Отвечая на данный вопрос, следует подчеркнуть, что поня­тие "тип государства" будет использоваться с позиции форма-ционного подхода, а "форма государства" по сути дела означает форму правления.

Tun государства — это совокупность существенных при­знаков, свойственных государствам единой общественно-эконо­мической формации.

С одной стороны, государства каждого типа облекаются во множество форм — в рамках одного исторического типа встре­чаются различные формы государства. В частности, для рабо­владельческого типа были характерны монархии (древневос­точные деспотии - Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия; древнеримская империя) и республики (аристократические, например Римская в период с VI по I вв. до н. э., и демократиче­ские, например Афинское государство); для феодального ти­па — монархии (раннефеодальная, монархия периода феодаль­ной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа — демократические республики (пар­ламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ог­раниченные) монархии, для социалистического типа — Париж­ская Коммуна, советские республики и республики народной демократии.

С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Например, сословно-представительная монархия — принадлежность лишь феодального государства в известный период его развития, а парламентская монархия и демократическая республика свой­ственны буржуазному типу государства.

Таким образом, государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, тем более в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономи­ческой основе. Нельзя представить себе рабовладельческое го­сударство в форме ограниченной монархии или демократиче­ской республики с общенациональными представительными учреждениями.

Конкретная форма государства предопределяется истори­ческим типом государства. Но она зависит и от других факто­ров: от уровня экономического развития общества; соотноше­ния классовых сил; национальных и культурных традиций; ме­ждународной обстановки и т. п.

Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет, естест­венно, содержание (тип государства).

 

 

Форма государственного устройства — это элемент фор­мы государства, характеризующий внутреннюю структуру го­сударства, способ его политического и территориального деле­ния, обусловливающий определенные взаимоотношения орга­нов всего государства с органами его составных частей.

С помощью данного понятия определяется соотношение власти в центре и на местах.

Формы государственного устройства:

1) унитарная (простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болга­рии, Италии). Унитарные государства бывают централизован­ными — Швеция, Дания и т. п.. и децентрализованными — Ис­пания, Франция и другие, в которых крупные регионы пользу­ются широкой автономией, самостоятельно решают передан­ные им в ведение центральными органами вопросы;

2) федеративная (сложное, союзное государство, части ко­торого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и други­ми признаками государственности). В нем наряду с высшими
федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов фе­дерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной консти­туции, которая может быть изменена только с согласия субъек­тов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов, другая — субъ­ектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов;

3) конфедерация (временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических к про­чих целей). Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо от­сутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объедини­лись, и только координирующего свойства. Конфедерация пред­ставляет собой непрочное государственное образование и су­ществует сравнительно недолго; она либо распадается (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуется в федеративное государ­ство (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформиро­валась в федерацию.

Появилась новая форма ассоциированного государственно­го объединения, названная содружеством государств. Приме­ром является СНГ (Содружество Независимых Государств). Она еще более аморфна и неопределенна, чем конфедерация.

Кроме названных форм государственного устройства в ис­тории имели место и некоторые другие специфические фор­мы — империи, протектораты и прочее. Так, империями яв­ляются государственные образования, отличительные особен­ности которых — обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господ­ства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (напри­мер, Римская, Британская, Российская) существовали в раз­личные исторические эпохи.

Протекторат — формальная опека слабого государства бо­лее сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Велико­британия оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.

 

5. Политический режим: понятие и признаки

 

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, пре­жде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения понятия "политический ре­жим" и "государственный режим" можно расценивать как тож­дественные. Исходя из другой — понятие "политический ре­жим" — более широкое, ибо включает в себя методы и приемы осуществления политической власти со стороны не только го­сударства, но и политических партий и движений, обществен­ных объединений, организаций и т. п.

Политический режим — это динамическая, функциональ­ная характеристика политической системы. Категории "поли­тический режим" и "политическая система" тесно связаны ме­жду собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществле­нии политической власти, то вторая — как эта власть осущест­вляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из него судят о подлинной картине принципов органи­зации политического устройства общества. Политический ре­жим характеризует определенный политический климат, су­ществующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Признаки политического режима:

степень участия народа в механизмах формирования по­литической власти, а также сами способы такого формирова­ния;

соотношение прав и свобод человека и гражданина с пра­вами государства;

гарантированность прав и свобод личности;

характеристика реальных механизмов осуществления вла­сти в обществе;

степень реализации политической власти непосредственно народом;

положение средств массовой информации, степень гласно­сти в обществе и прозрачности государственного аппарата;

место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

характер правового регулирования (стимулирующий, ог­раничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

тип политического поведения;

характер политического лидерства;

учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

доминирование определенных методов (убеждения, прину­ждения и т. п.) при осуществлении политической власти;

степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

принципы взаимоотношения общества и власти;

политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армии, полиции, органов го­сударственной безопасности и т. д,};

мера политического плюрализма, в том числе многопар­тийности;

существование реальных механизмов привлечения к поли­тической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших,

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержа­ние категории "политический режим".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.