Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пора учить ребенка читать?

Термины и понятия

Перестройка, гласность, разоружение, частное предпринимательство, «парад суверенитетов», Президент, рыночная экономика, инфляция, ГКЧП.

Литература

1. Абалкин, Л. И. Неиспользованный шанс / Л.И.Абалкин. – М., 1990.

2. Корельский, В. М. Власть, демократия, перестройка / В.М.Корельский. - М., 1990.

3. Козлов, А. Мегакоррупция. Уголовные истоки партии большевиков… / А.Козлов. – М., 1992.

4. Степанков, В. Кремлевский заговор / В.Степанков, Е.Лисов. – М., 1992.

5. Третьяков, В. Горбачев, Лигачев, Ельцин… - М., 1991.

 

Мы с ребенком учимся читать, поэтому читаем все что попадается на глаза.
Сидя за чаем читаем надпись на банке сгущеного молока: М-О-Л-О-К-О молоко.
Ребенок:
— Странно, написано "молоко", а внутри — СГУЩЕНКА.

 

К ак учить ребенка читать? Каждый родитель рано или поздно задается этим вопросом, причем, в последнее время, этот вопрос начинает интересовать родителей все раньше и раньше. Родитель понимает, что хорошее чтение — залог успешного обучения, отличный старт для развития любых способностей ребенка. По результатам педагогических исследований нашего века, среди хорошо читающих детей успешно учатся 52%, а среди медленно читающих — только 6%.

Каждый современный родитель обязан знать, что процесс чтения (и письма) – вторичный по отношению к развитию психики ребенка, в том числе и его познавательных функций. Ребенка 1 года, 2-3-х лет обучить механизму чтения не представляется возможным по причине физиологической и психологической незрелости. Это объясняется тем, что чтение является процессом смыслового восприятия письменной речи, её понимания. Сложность этого процесса обусловливается его неоднородностью: с одной стороны, чтение - процесс непосредственного чувственного познания (в его акте принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы), а с другой - представляет собой опосредованное отражение действительности. Чтение – это сложная деятельность, которая включает такие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление. Поэтому говорить о подготовке ребенка к процессу чтения мы можем и должны (речевое развитие ребенка, развитие фонематического слуха, внимания и памяти и т.п.), а вот учить ребенка читать раньше 4-4,5 лет не стоит, чтобы у ребенка не отбить охоту раз и навсегда от этого мероприятия. Стоит помнить также о том, что чересчур активным детям, а также детям с речевыми проблемами сложнее овладеть процессом чтения и премудростям орфографии. Лучше сначала позаниматься с логопедом и психологом, проконсультироваться с невропатологом, если нужно.

На протяжении десятков лет сложились и развиваются и поныне различные методики обучения детей чтению.Сейчас существует несколько наиболее распространенных методик обучения чтению. И перед родителями встает вопрос: какую методику выбрать? Как лучше и легче учить ребенка читать? На практике педагоги пришли к таким выводам: 1. Одна выбранная методика может не подойти особенностям характера и типа нервной системы конкретно Вашего чада, а, значит, будет менее результативной. 2. Не стоит забывать, что у каждой методики есть свои плюсы и минусы. Поэтому оптимально использовать самое разумное из каждой методики, не взаимоисключающее друг друга.

Существуют основные аспекты, которые должен включать любой подход к процессу обучения чтению:

1. Слухоречевое развитие ребенка в игровой форме (логоритмика, упражнения для развития речи).

2. Развитие познавательных процессов, в том числе памяти, восприятия, внимания.

3. Ребенок должен развивать представление о графическом изображении фонем в процессе тактильной работы с кубиками, буквами – пазлами, в процессе письма (изображение графемы крупами или с помощью ручки)

4. Развитие фонематического слуха ребенка (дифференциация звуков алфавита, различение звонких – глухих, твердых - мягких).

Полезное упражнение для различения звонких – глухих: подставляем запястье ладошки к губам, саму ладонь распрямляем и произносим четко, например, звонкую Б – воздух направляется по ладошке, произносим глухую парную П – воздух опускается вниз по запястью.

5. Развитие внутреннего плана действий (ребенок должен находить необходимые звуки в слове, местоположение звука в слове, сравнивать звуки и т.п.).

6. Начинать читать нужно только тогда, когда ребенку интересно, он в хорошем настроении, даже если вы с ребенком идете по улице – читайте яркую рекламу и поощряйте ребенка за проявленное любопытство, рассказывайте о преимуществах умения читать. Таким нехитрым способом создавайте внутреннюю мотивацию, осознанную потребность уметь читать.

7. Учитесь читать заново вместе с ребенком, становясь для него примером. Сейчас много современных техник обучения скорочтению, которые действительно эффективны, способствуют улучшению показателей мышления, работоспособности в целом.

Рассмотрим три наиболее распространенные методики: официальная традиционная, методика обучения чтению с пеленок, популярная в детских дошкольных учреждениях, особенно частного типа.

Самой распространенной, официально признанной является звукобуквенная методика обучения чтению Эльконина (аналитико-синтетический подход). Как правило, этот способ обучения чтению используется в школе. Практически все Буквари построены именно на этом способе обучения чтению, к тому же в них можно найти элементы системы развивающего обучения (Б.Д. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В Репкин, А.К. Дусавицкий). Выбирая эту методику обучения чтению, следует обратить внимание, что основана она на аналитико-синтетических операциях. А как Вы считаете, в 3-4 года ребенок способен анализировать и синтезировать материал? В этом возрасте только закладывается умение анализировать и то не у всех детей. Часто, даже придя в школу, дети испытывают затруднения в анализе, а что говорить о малышах 3-4 лет.

Изначально эта методика обучения была рассчитана на детей 6-7 лет. Сейчас начинают учить читать гораздо раньше, но совершенно не обращают внимания на возможности ребенка. Конечно, обучать чтению по традиционной методике намного легче, ведь все это знакомо нам с детских лет, есть множество различных букварей, книг и пособий. Бери и учи.

И здесь совершается множество ошибок, которые значительно затрудняют ребенку процесс обучения чтению. Одна из самых распространенных ошибок – неправильное изучение букв. Наверняка, каждый из Вас сталкивался с ситуацией, когда ребенок буквы знает, а читать не умеет. Знание букв не обеспечивает умение читать, а даже вредит формированию слогослияния! Ребенку тяжело понять названия букв и звуков, а такжн их несоответствие. И этот способ обучения подходит старшим дошкольникам, но не подходит малышам.

Один из главных психологических принципов обучения по системе Б.Д. Эльконина — покончить с вербализмом обучения, обеспечить практические, материальные действия ребенка со словом, в ходе которых ученик открывает новые лингвистические закономерности. Поэтому Букварь Д. Б. Эльконина ориентирует ребенка не на рассматривание готовых схем, а на их самостоятельное построение (один из основополагающих принципов развивающего обучения). Учащийся вписывает буквы, делит слова на слоги, ставит ударения и т. д.

Букварь Б.Д. Эльконина, как и всякий другой, учит детей не только чтению, но и первоначальному письму, что правильно, так как чтение и письмо – взаимодополняющие процессы. Обычно в букварях обращается внимание детей только на своеобразие сочетаний ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. Другие аналогичные написания (ЖО—ШО, ШЕ—ЖЁ, ЦЫ—ЦИ и т. д.) никак не выделяются. А почему бы и нет? Как известно, орфографическая зоркость (термин из системы развивающего обучения) — это умение задать себе вопрос: «Как писать?», т. е. какие варианты написаний здесь в принципе возможны и как выбрать правильный. В букварный период ребенок делает ряд эмпирических наблюдений за тем, что один и тот же звук может быть обозначен на письме разными буквами, а потом с трудом преодолевает убеждение в том, что по-русски пишется не так, как слышится (отсюда ошибки типа СПЕНА-спина, ГЕГАНД-гигант). Именно при орфографическом проговаривании мы восстанавливаем фонемный состав слова, тождественный его буквенной форме. Таким образом, не ставя перед собой задач обучения орфографии слабых позиций Букварь помогает воспитывать у первоклассников интуитивную орфографическую зоркость.

Еще одна известная методика обучения чтению Г. Домана. Много лет назад, обучая чтению умственно отсталых детей (что более обоснованно), Гленн Доман попробовал просто показывать детям карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и громко произносить их вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. И дети научились читать. Сейчас этот метод используется как для обучения особых детей, так и для обучения здоровых детей.

Плюс у такой методики действительно есть: многие из них говорят, что их дети, обучавшиеся читать по этой методике, опережают своих сверстников по уровню развития интеллекта. Может загадка в том, что родители много времени уделяют своему ребенку и делают это с энтузиазмом? Минусов значительно больше, отметим один, на наш взгляд, ключевой: детки, читающие без проблем слова на домашних карточках, не справлялись с этой задачей, если слово было написано по-другому; объяснение этому в механическом запоминании без учета контекста, из которого взято это слова, а также без учета особенностей русской грамматики и орфографии. Поэтому для запоминания английских слов эта методика одобряется в большей степени.

Презентации подобных карточек для самых младших дошкольников не навредит, а повысит познавательный интерес ребенка, если, конечно, не злоупотреблять этим в целях обучения именно чтению. В среднем и старшем дошкольном возрасте карточки хороши для разработки упражнений для развития познавательных процессов, закрепления материала.

Следующей по распространенности является методика Н. Зайцева. Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Обучение по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры. При обучении чтению по этой методике ребенок сидеть на одном месте просто не сможет. Детям намного проще осваивать именно такой метод обучения чтению, так как с пеленок они разговаривают по складам: ма-ма, ба-ба, лю-ля и т.п. Минусы этой методики состоят в немалой цене комплекта кубиков и в том, что, придя в школу, ребенок начнет заново учиться читать по буквам, что для него будет нелогичным и бесполезным. Плюсы заключаются в том, что манипуляции с кубиками разных цветов, размеров и тяжести, способствуют развитию у ребенка пространственного и зрительного восприятия, ребенок легко и на всю жизнь осваивает логику построения слов любой сложности, с помощью этой методики можно писать целые предложения, учитывая орфографию и пунктуацию, делать работу над ошибками (как бы писать диктант), а также в игровом взаимодействии получать новый опыт коллективной живой деятельности. Эта методика подходит детям любого возраста, даже нерадивым ученикам среднего и старшего школьного возраста.

В настоящее время среди родителей и частных педагогов наблюдается тенденция к эклектической методике обучения чтению, хотя школьная программа поддерживает традиционные подходы. Популярный Букварь Н.С. Жуковой и есть эта эклектика, где помимо авторских разработок слышится отголосок вышеперечисленных методик. В Букваре Жуковой в качестве единицы чтения изначально используется не отдельно взятая буква, а слог. Чтобы объяснить ребенку, как получается слог, Жукова использует оригинальный графический прием. Вот буква А, рядом буква У, а между ними бежит человечек. Жукова настаивает, у разных детей разные темпы обучения. Нужно следить, чтобы ребенок не просто механически складывал буквы, но и понимал прочитанное. Кому-то долго не удается перейти от слогов и отдельных слов к предложениям и текстам, а кто-то сделает это быстро. Не торопитесь, но и не тормозите. Например, если ребенок хорошо запоминает буквы и быстро их находит, то нет необходимости делать все упражнения на чтения отдельных букв. Буквы алфавита в сопровождении картинок. На картинках не только предметы, начинающиеся с представленной буквы, но и те, в которых изучаемая буква находится в начале или в конце. Задания «Найди букву» развивают фонематический слух.

Итак, нужно помнить, что процессу чтения всегда предшествует длительная подготовка психики ребенка: зрелость анализаторов, достаточная мотивация, произвольность психических функций (восприятия, памяти, мышления, внимания, речи). Главное – не форсировать события и не давить на ребенка, а сходить к специалисту и разобраться в причинах нежелания или невозможности читать.

Шапошник Дарья,

руководитель студии своевременного развития «Для деточек»

066-014-99-12

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности развития современной России | Методические указания. Для выполнения контрольной работы по дисциплине
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.