Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Красноярск – 2009




Экономические расчёты в оценке качества окружающей среды

М.С. Спиридонова, И.Б. Чмиль

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАСЧЁТЫ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

 

Методические рекомендации для выполнения практических работ

 

по курсу экологии

 

 

 

Красноярск – 2009


 

 

 

Методические рекомендации для выполнения практических работ

 

по курсу экологии

 


УДК504.06

 

 

Спиридонова М.С., Чмиль И.Б. Экономические расчёты в оценке качества окружающей среды / М.С. Спиридонова, И.Б. Чмиль. – Красноярск: «Принт», 2009. 43 с.

 

 

Приведены методические указания к выполнению практических работ по курсу экологии. Каждая работа включает теоретическое введение и правила оформления отчёта.

Данное пособие предназначено для студентов очного и заочного обучения всех специальностей высших технических заведений и соответствует Государственному образовательному стандарту.

 

Рецензенты:

Д.б.н., Л.А. Щур (старший научный сотрудник Института вычислительного моделирования СО РАН)

К.с-х.н., доцент М.В. Неустроева (заведующая лабораторией геоэкологии Красноярского государственного педагогического университета им В.П Астафьева)

 

Рекомендовано учебно-методическим советом Красноярского государственного института железнодорожного транспорта, ИрГУПС.

 

УДК 504.06

© М.С. Спиридонова, И.Б. Чмиль, 2009

© Красноярский государственный институт

железнодорожного транспорта, ИрГУПС, 2009

 


Введение

 

Проблемы состояния окружающей среды постоянно обсуждаются в средствах массовой информации. Как правило, сам термин экология сводится к загрязнению окружающей среды, однако экология, прежде всего, наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, следовательно, не может сводиться только к промышленным загрязнениям и их последствиям. Однако такое отношение к этой науке вполне понятно, ведь за последние 60 лет в мире произошло огромное количество экологических катастроф, причём практически 90% из них имеют антропогенное происхождение. Понятным является тот факт, что невозможно заставать человечество отказаться от благ цивилизации, трудно представить человека, использующего повозку на лошадиной тяге вместо автомобилей.

Изучение экологии в железнодорожном вузе имеет свою специфику. Во-первых, железнодорожный транспорт является наиболее экологически безопасным. Это обусловлено использованием специальных малоотходных и ресурсосберегающих технологий. Во-вторых, этот вид транспорта всегда будет востребованным независимо от экономической ситуации в стране. В-третьих, железнодорожные предприятия одними из первых стали использовать очистные сооружения, поэтому изучение принципов работы и примеров технических решений устройств очистки сточных вод и отходящих газов предприятий является весьма актуальным и перспективным.

Целью данного курса является изучение особенностей охраны окружающей среды для проведения эколого-экономических расчётов ущерба от загрязнения водоёмов и атмосферы.

В задачи курса входит:

- изучение принципов работы и примеров технических решений устройств очистки сточных вод и отходящих газов предприятий железнодорожного транспорта;

- освоение методик расчёта платежей за загрязнение окружающей среды;

- освоение способов эколого-экономической оценки и планирования природоохранных мероприятий;

- выработка практических навыков представления результатов графического и расчётного анализа существующих или разрабатываемых технических решений в области экологии и охраны окружающей среды.

Практическое занятие № 1 [1]

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПРОИСШЕСТВИЕ В РИВЕРВУДЕ»

Общие сведения. Ниже приведён сюжет происшествия в промышленном городе Ривервуде, которое, вполне может случиться в любом городе, стоящем на берегу реки. Игра проводится в виде заседания городского совета. Участниками заседания выступают студенты, докладывающие об обстановке в соответствии со своими ролями (мэр, главный инженер, учитель биологии, эксперты, жители, журналисты и т.д.)

 

Ход работы:

1. Ознакомиться с содержанием игры

2. Распределить роли и провести «Заседание городского совета», на котором выступающие отвечают на вопросы в соответствии с имеющейся у них информацией.

3. Проанализировать ход обсуждения, причины его успешности или неуспешности.

 

Содержание игры

Тревога в Ривервуде была поднята после того, как школьники заметили на поверхности воды мертвую рыбу, плывущую по течению в районе самой лучшей рыбалки. На обратном пути учеников сопровождала учительница биологии. Они ехали на велосипедах вниз по течению реки и, на сколько хватало глаз, видели мертвую рыбу всех видов, выброшенную на отмели и застрявшую среди камней. Учительница связалась с санитарной комиссией округа, после чего были немедленно сделаны химические анализы, чтобы найти вещества, отравившие рыбу.

Мертвую рыбу обнаружили накануне у плотины на реке, в 8 км выше по течению от мест забора воды насосной станцией. Предварительные исследования показали отсутствие непосредственной опасности для жителей города, однако на чрезвычайном заседании городской совет вынес решение немедленно провести экологическое расследование.

Мэр объявил об остановке работы насосной станции в Ривервуде и отмене «Праздника рыбаков». Начиная с 18:00 вода из реки не будет подаваться на станцию подготовки воды, по крайней мере, трое суток. Планы о назначении новой даты праздника не объявлены. Пока насосная станция будет остановлена, инженеры и химики из Санитарной комиссии и Агентства по охране окружающей среды (АООС) попытаются установить причины массовой гибели рыбы.

Главный инженер вечером доложил на чрезвычайном заседании, что образцы воды выглядели совершенно чистыми, и в них не было найдено никаких токсических веществ. Тем не менее, он заявил, что обеспокоен и будет продолжать анализы. Организуется доставка питьевой воды на грузовиках из ближайшего крупного города, первая партия будет доставлена к 10.00. Составлен список участков, где можно получить, воду. Водопроводную воду рекомендуется временно накапливать в ваннах и использовать для непищевых целей. Мэр заявил, что уменьшение подачи воды не отразится на работе жизненно важных муниципальных служб (например, пожарной).

Школы Ривервуда будут закрыты на 3 дня. Пока не известно ни о каких ограничениях. В 20:00 в городском клубе состоится собрание, на котором эксперт по гидросистемам ответит на вопросы по безопасности воды и ее использованию, поможет Санитарной комиссии в выяснении причин кризиса. Городской совет после 5-часовых споров дал согласие на закрытие насосной станции, подающей воду в город.

Участник заседания, являющийся членом Торговой палаты, назвал это решение излишним и крайне эмоциональным. Он обратил внимание на большие финансовые потери, грозящие владельцам ресторанов и мотелей, а также па потенциальную потерю доходов от туризма в будущем из-за отрицательной рекламы. Эта точка зрения не была поддержана большинством на том основании, что вещество или явление, вызвавшее массовую гибель рыбы, может плохо сказаться и на здоровье людей. В ответ на вопрос о том, как долго может продолжаться чрезвычайное положение с водой Эксперт по гидросистемам отказался строить догадки до тех пор, пока не обсудит вопрос со специалистами из АООС, которые исследуют, не вызвана ли массовая гибель рыбы какой-либо болезнью.

В уличных интервью жители выразили своё отношение. «Мне лично все равно - сказал 9-летний мальчик: «Я пью только молоко и газированную воду». «Я знал, что массовая гибель рыбы – это вопрос времени», - жаловался старожил, который может проследить свою родословную, начиная с первых поселенцев; он все еще пользуется колодцем, и поэтому кризис его не затронул. До 1967 года его колодец обслуживался вручную, и после электрификации района он установил действующий поныне насос. В случае если кризис с водой затянется более трёх дней, он планирует выкачивать колодезную воду в количестве достаточном для снабжения детского корпуса в городской больнице. Владельцы магазина и кафе, хотя и испытывают неудобства от принятого решения Совета, все же приветствуют это решение. Они хотели бы знать причину гибели рыбы и возможное ее влияние на подачу воды в будущем. Сын владельца магазина (заядлый рыболов) огорчен, что летний сезон оказался испорчен. Он рассчитывал вновь получить первый приз на соревновании рыболовов. Владелец пригородного мотеля обеспокоен здоровьем жителей и расстроен грядущими финансовыми потерями из-за отмены соревнований. 12-летний школьник радуется неожиданным каникулам и считает, что школы закрыли, т.к. не работают фонтанчики для питья. Цветовод, в течение многих лег получавший приз «Клуба садоводов» за состояние его газона и клумб, уверен, что, поскольку лето было влажным, поливать газоны необязательно и, несмотря на ограничение подачи воды, растительность не пострадает.

Специалист из АООС и Эксперт по гидросистемам сообщили, что не найдено каких-либо явных свидетельств отравления воды; они намерены брать пробы воды каждый час, чтобы проследить за колебаниями содержания кислорода (содержание кислорода важно для нормального процесса дыхания рыб). Вся осмотренная рыба имеет неожиданные и загадочные признаки какой-то травмы биологического происхождения: кровоизлияния и небольшие пузыри под кожей вдоль всей боковой полосы. Лаборатория выясняет причины. Пока преждевременно назначать новую дату соревнований. Эксперт добавил, что, скорее всего, причиной гибели рыб является растворенное вещество, т.к. твердые вещества, оставшиеся после фильтрации, выглядят обычным образом. Эксперт объяснил, что вода - уникальное вещество и её природные свойства сильно затрудняют выяснение причин гибели рыбы. Важно рассмотреть относительные количества различных веществ, которые вода может растворить, и влияние температуры на её растворимость. Главврач больницы сообщил, что пока не отмечено заболеваний, которые можно было бы связать с качеством питьевой воды. Школьный учитель (преподаватель экономики домашнего хозяйства) предложила использовать приспособления для уменьшения потребления воды и раздала информационные листки. Мэр города сообщил, что вода будет поставляться грузовиками, и выразил надежду, что кризис продлится не более 3 дней. Все собравшиеся почувствовали, что, несмотря на чрезвычайность ситуации, паники нет. Один житель сказал, что теперь не будет считать водопроводную воду чем-то само собой разумеющимся, а так же удивился, что учёные «ничего не знают», хотя он считал, что у них давно есть ответы на все вопросы.

 

Задание. Составить краткий конспект ситуации и обсуждения. Разыграть ситуацию в группах. Сделать вывод о причине моделируемого происшествия и о том, что следует предпринимать, чтобы не допускать подобных ситуаций.

Практическая работа № 2 [2]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.