Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спорт как часть физической культуры




Физическая культура как часть общечеловеческой культуры.

Физическая культура - составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности (Федеральный закон «О физической культуре и спорте РФ»).

Физическая культура составляет часть общей культуры, но вместе с тем ее следует рассматривать как самостоятельную область общей культуры. Это результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Средствами физической культуры можно воздействовать на различные жизненно важные стороны индивида, развивая их в результате занятий физическими упражнениями. Физическая культура способна удовлетворять социальные потребности личности в общении, игре, развлечениях, в некоторых формах самовыражении личности через двигательную деятельность. Целесообразная двигательная деятельность средствами физической культуры позволяет формировать необходимые умения и навыки, физические качества, способствовать улучшению состояния здоровья и повышению работоспособности.

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность, степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие.

Таким образом, физическую культуру следует рассматривать как один из видов культурной деятельности человека, результаты которой могут быть полезны для общества и личности.

 

Спорт является составной часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практической подготовки человека к соревнованиям. В узком смысле этого слова спорт – это соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Во время занятий спортом человек стремится расширить границы своих возможностей, у него проявляется стремление к победе, к достижению высоких спортивных результатов. Это становится возможным только при полной мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Спорт следует рассматривать как одно из действенных средств воспитания и самовоспитания личности, в котором наблюдается неоднозначный процесс межчеловеческих отношений. Для некоторой категорий людей занятия спортом являются физической и духовной необходимостью, средством к существованию.

 

3. Составляющие физической культуры: физическое совершенство, физическое воспитание, физическое развитие.

Физическое воспитание является частью общего воспитания. Это педагогический процесс, в результате которого происходит развитие двигательных способностей, формирование физических, психических и морально-эстетических качеств личности.

Без двигательной деятельности невозможно физическое воспитание, т.е. двигательная работа является базой для физического воспитания. В процессе физического воспитания происходит развитие двигательных способностей на основе двигательных задатков.

Физическое совершенствование – это исторически обусловленный процесс физического развития и физической подготовки людей (Р. А. Абзалов, 2002). Физическое совершенство – процесс длительный и, по-видимому, не имеющий конца, так как на различных этапах развития общества не существовало специальных норм и тестов для определения уровня физического совершенствования человека, что затрудняло организацию занятий средствами физической культуры для целенаправленного физического совершенствования человека.

Физическое развитие – процесс изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в онтогенезе (Л.П. Матвеев, А. Д. Новиков, 1976).

Физическое развитие можно трактовать как в узком, так и в широком смысле. Первое, данное пояснение можно рассматривать как совокупность изменений соматометрических признаков (длина и масса тела, окружность грудной клетки). Второе, физическое развитие в широком смысле этого слова включает в себя изменение морфологических и функциональных показателей всех жизненно важных систем организма: сердечно - сосудистой, дыхательной, апорно - двигательного аппарата, центральной нервной системы, эндокринной и других, которые принимают участие в росте и развитии организма человека.

Жизненно необходимые навыки и умения в физической культуре – это те двигательные акты, которые крайне важны в повседневной жизни человека, благодаря которым осуществляется взаимодействие между различными частями тела и его внутренними органами, что лежит в основе согласованной работы организма и определяет его целостную деятельность. Образование умений и навыков осуществляется с помощью рефлексов – ответных реакций организма на раздражение рецепторов, осуществляемых посредствам ЦНС. При помощи рефлексов (а также умений и навыков) происходит адаптация организма к внешней среде. Таким образом, с общебиологической точки зрения рефлексы и формирующиеся на их основе умения и навыки являются приспособительной реакцией организма, проявляющиеся как в простейшие рефлекторные акты, так и в сложнейших формах поведения человека.

Физическая и функциональная подготовленность. Это близкие понятия, отличающиеся друг от друга тем, что в первом случае речь идёт о состояниях и динамике показателей физической подготовленности, в то время как во втором случае – о функциональных показателях, проявляемых как целостным организмом, так и отдельными его системами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 6494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.