Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воздействие стресса на развитие ребенка




Сегодня стресс рассматривают как фактор, влияющий на реализа­цию генетической программы развивающегося организма. Стрессо­вая реакция разворачивается на уровне нервной и эндокринной сис­тем, выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови катехо-ламинов, а также кортизона и кортизола. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и си­стем, задерживая или нарушая его. В этом отношении нервная систе­ма имеет особое значение. Головной мозг ребенка развивается до трех лет, а это означает, что переживаемые в этот период жизни стрессы приводят к отставанию, а в последующем к нарушению в его развитии. Согласно исследованиям, проведенным и описанным Е.В. Шумейко и другими авторами, даже относительно слабые воз­действия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям в развитии нервной и эндокринной систем. Последствием этих нару­шений являются расстройства различных типов поведения и психи­ческие расстройства.

Другой исследователь, Г. Дернер, на основании экспериментальных и клинических наблюдений приходит к выводу, что гормоны стресса, действуя в перинатальном периоде и в течение первого года жизни, участвуют в формировании мозга. Аномальные уровни гормонов во время его развития могут играть роль вредоносных факторов, спо­собных вызвать физиологические и/или психологические наруше­ния его функций в последующей жизни. По мнению автора, которое он высказал еще в 1978 году, «миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми или даже инвалидами и/или преждевременно умирают из-за расстройства здоровья или забо­леваний, связанных с нарушением процесса развития'). Каким же образом стресс воздействует на процесс развития ребенка? В момент опасности, травмы или эмоционального потрясения ребе­нок, как существо полностью зависимое от матери и не способное к самостоятельному отпору, попадает в ситуацию подавленного дейст­вия, что приводит к активной выработке кортизона и кортизола. По­этому результатом стресса является чрезвычайно высокое содержа­ние в организме этих гормонов и, в частности, кортизола. Кортизол же «обжигает чувствительный мозг подобно кислоте. В результа­те этого у детей, подвергавшихся жестокому или грубому обраще­нию, в коре головного мозга зон, которые отвечают за эмоции (включая привязанность), на 20—30 процентов меньше, чему нор­мальных детей;

-у взрослых, испытавших в детстве насилие, гиппокамп, контро­лирующий память, меньше. Это следует отнести за счет токси­ческого воздействия кортизола;

- повышенное содержание кортизола у особо впечатлительных де­тей до трех лет усиливает деятельность тех долей мозга, кото­рые контролируют чувство настороженности и агрессию. В ре­зультате мозг находится в постоянной тревоге и готовности к отпору, и достаточно мысли или малейшего воспоминания о пер­воначальной травме (или присутствия ее виновника), чтобы не­когда пораженные зоны мозга реактивировались. Ничтожный стресс или слабый страх способны спровоцировать новый выброс кортизола. Это приводит к тревоге, гиперактивности, повышен­ной импульсивности. «У детей с высоким содержанием кортизола часто наблюдаются расстройства внимания и неспособность к самоконтролю», — говорит невропатолог из Миннесотского уни­верситета Миган Гуннер».

Помимо этих пагубных последствий, в пораженных гормонами стресса областях мозга возникает путаница в системе нейросигна-лов, когда усиливается один и глушится другой сигнал. Поскольку именно нейросигналы способствуют формированию синапсов, дети, живущие в условиях длительных и непредсказуемых стрессов (отец алкоголик, мать с непредсказуемым поведением, телесные наказания и тд.), утрачивают умственные способности. «Потеря хотя бы нескольких процентов умственных способностей, — говорит Брюс Перри из Бейлоровского медицинского колледжа, — означает, что какая-то часть ребенка погублена навсегда». «Потеря всегда трагичнаособенно если утрачено то, что могло бы возникнуть, но никогда уже не возникнет. Дети появляются на свет с мозгом, готовым воспринимать и учиться. Но без нашей по­мощи ему это не под силу» [Шарон Бегли. Как развивать мозг ребен­ка. 1998].

Проявления стресса у грудного ребенка Ошибки в уходе за грудным ребенком приводят к стрессам различ­ной силы и тяжести. Стресс, пережитый в этом возрасте, имеет как отдаленные, так и ближние последствия. Ближайшими последствия­ми стресса у младенцев являются:

- продолжительный сон после проведенных процедур;

- остановка прибавки в весе и росте;

- повышение внутричерепного давления, повышенная возбуди­мость, «колики», гипертонус, гипотонус, мышечная дистания, на­рушения работы кишечника, частые и обильные срыгивания;

- беспокойный сон, нарушения сна;

- беспричинный и продолжительный плач;

- неадекватная реакция на громкие звуки, перемену положения тела;

- отказ от груди.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.