КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организованность монолита земной жизни и космопланетарное измерение человека
...Научные данные, полученные к настоящему времени в рамках экологии человека и космической антропоэкологии, делают все более очевидной взаимосвязь между дальнейшим существованием биосферы и ноосферы и космическими факторами. В космопланетарном аспекте биосфера является своеобразной «пленкой жизни» на поверхности планеты... Около 3,8 млрд лет она преобразовывала лик Земли, существенным образом воздействовала на динамику литосферных, гидросферных и атмосферных процессов. За это время, аккумулируя энергию космических излучений, биосфера и живое вещество сформировали саморегулирующиеся механизмы, которые обеспечили им внутреннее саморазвитие и дали гарантии защиты от вредных и губительных факторов космической среды... ...Было экспериментально установлено, что живые организмы способны улавливать из Космоса электромагнитные потоки и перерабатывать их энергию, прежде всего в процессе фотосинтеза. На компенсаторно-защитную роль биосферы впервые серьезное внимание обратил А.Л.Чижевский. Он сформулировал закон квантитативно-компенсаторной функции биосферы... и выявил многочисленные факторы влияния космического излучения Солнца на процессы жизнедеятельности живых организмов, в том числе и человека... Представление об эволюции биосферы и ее превращении в ноосферу в ходе социально-природного развития человека как части универсального процесса космопланетарной эволюции разрабатывал В. И. Вернадский. Данные, накопленные в области современной глобальной экологии, подтверждают предположения этого ученого и свидетельствуют о том, что человечество, все глубже вмешиваясь в природные космопланетарные процессы и преобразуя биосферу, берет на себя все возрастающую ответственность за осуществление указанных процессов, в том числе за компенсаторную функцию биосферы... Становится все более ясным, что указанные функции биосферы следует всесторонне изучать, и регулировать их можно только на основе данных современной науки. Особенно очевидным это стало с появлением космических методов исследований земного и околоземного пространства. Данные, полученные с помощью этих методов, показывают, насколько грандиозны масштабы взаимосвязи жизни на Земле, включая самого человека, с космическим пространством, зависимости земной жизни от Космоса. Можно наблюдать, как земная глобальная экология и региональная экология, исследующие закономерности перехода биосферы в ноосферу, все больше превращаются в экологию космическую, в рамках которой взаимодействие живой природы с окружающей средой, и особенно процессы планетарных масштабов, изучается в аспекте связей явлений жизни с космическим пространством. Сама поверхность планеты начинает рассматриваться как часть планетарного космического тела и окружающей космопланетарной среды... Таким образом, земная экология (включая экологию человека) становится частью широкого комплекса наук, концентрирующихся вокруг космической экологии, которая изучает процессы взаимодействия живого и косного вещества как космические процессы. Задачи экологии человека все более усложняются в силу необходимости учета многих космических факторов и процессов. Преобразуя окружающую среду, биосферу в целом, атмосферу, гидросферу, литосферу, человечество, как мы уже говорили, оказывается в прямой зависимости от космических факторов. Возможности преобразования этих факторов и защита от их действия ныне все больше обусловливаются достижениями научно-технического прогресса... Земная экология человека, несмотря на то, что это еще молодая наука, сегодня определяет решение практически всех вопросов экологического проектирования и преобразования живой и неживой природы. При этом она, как уже отмечалось, во все большей мере подвергается космизации, превращаясь в важнейший раздел более широкой науки - космической антропоэкологии... ...Разделение экологии человека на земную и космическую сегодня уже достаточно условно, ибо земная экология в естественно-историческом аспекте отражает космическую суть человечества. Таким образом, космическая антропоэкология - это дальнейшее, качественно новое развитие экологии человека. Если экология человека исследует закономерности взаимодействия людских популяций с окружающей средой, проблемы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья людей, то космическая антропоэкология - это комплекс наук о среде обитания, здоровье и эволюции человека в земных и неземных условиях космического пространства... Говоря о проблемах, стоящих перед экологией человека и космической антропоэкологией, необходимо иметь в виду, что под влиянием научно-технического прогресса взаимодействия человека и космопланетарных процессов приобретают определенную специфику, в частности кардинально изменяется характер использования энергетических ресурсов. На основе достижений современной энергетики осуществляются преобразования на поверхности планеты, которые достигают планетарно-космических масштабов. Происходит глобальное дифференцирование поверхности земного шара, его биосферы. Целенаправленное хозяйственное освоение превращает территорию Земли в специализированные производственно-биосферные комплексы: создаются и получают все большее развитие гигантские комбинаты, например по получению энергетических ресурсов, расширяется транспортная сеть, в хозяйственных целях используются атмосфера, поверхности и глубины океанов, морей, все больше эксплуатируются зоны шельфов и зоны распространения аквакультур. Производственно-экономическое дифференцирование биосферы сочетается со все большей концентрацией людей в городах и городских агломерациях, сопровождается значительными изменениями в организации биосферы, а также в психофизиологической организации человека, биосоциальной организации человеческих популяций, сдвигами в состоянии здоровья населения, в частности распространением хронической патологии. Параллельно преобразованиям биосферы благодаря использованию новых мощных источников энергии, новых типов двигателей осуществляется выход человека в ближний и дальний Космос. Если в работах В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского и других ученых предлагалась теоретическая картина Земли как космического тела, то сегодня эта картина может быть проверена и откорректирована с помощью методов космической, спутниковой съемки и т. д. Сформировалось новое фундаментальное и научно-практическое направление - космическое землеведение. В рамках этого нового комплексного направления науки предусматривается изучение глобальных и локальных структур земной коры, динамики геолого-географических процессов, прогнозирование биопродуктивности акваторий, изучение лесных ресурсов, контроль состояния и динамики загрязнения биосферы. <...> ...Определяя биосферу как естественно-природное явление, В. И. Вернадский в основе его видит прежде всего процесс - космопланетарную эволюцию Земли и деятельность живого вещества как главного фактора этой эволюции. Биосфера в условиях Земли является своеобразным вместилищем живого вещества, включает его как основу. В этом плане она предстает как сложная саморегулирующаяся космопланетарная система, новая оболочка Земли... Биосфера... активно поглощая солнечную энергию и космические излучения, превращает ее компоненты в высокоорганизованные живые биокосные тела. Почти за 4 млрд лет живым веществом биосферы геологически переработана верхняя часть литосферы Земли, а основной состав атмосферы и гидросферы - это ее производные. Чрезвычайно важно исследовать механизмы «общения» Земли с космической средой, причем не только с потоками электромагнитных полей элементарных частиц (нейтрино и др.), но и с физико-химическими телами и образованиями. Речь идет о захвате гравитационным полем Земли метеоритных и пылевых масс космического происхождения. Требует специального изучения и «захват» органического космического вещества различной природы. Все перечисленные космические элементы при попадании в атмосферу, на поверхность Земли выступают не только как материально-энергетические потоки, но и как потоки - носители определенной информации. Несомненно, что космопланетарные связи во всех этих отношениях значительно многообразнее, чем нам известно сейчас, и космопланетарное единство более значимо для процессов эволюции Земли, ее биосферы. «Мы имеем здесь дело с установившимся динамическим равновесием - материально-энергетическим обменом планеты с окружающей ее космической средой. Этой устойчивости для энергетического обмена, по-видимому, нет. Земля получает больше, чем отдает...», - так В.И.Вернадский предвосхитил современные научные представления... Анализ системного саморегулирования биосферы, ее живого вещества необходимым образом требует учета влияний окружающей космической среды. В.И.Вернадский... говорил в этой связи о совокупности космических излучений. Следует отметить, что космические факторы наряду с излучениями, порождаемыми триадой физических фундаментальных взаимодействий (электромагнетизм, сильное и слабое ядерные взаимодействия), включают и факторы, определяемые гравитацией. Системное саморегулирование биосферы, ее устойчивая неравновесность зависят от полной совокупности действующих факторов, имеющих указанную природу. <...> ...Потоки солнечно-космической энергии, теллурические ее источники взаимодействуют друг с другом на поверхности Земли и в прилегающем пространстве. В механизме этого взаимодействия важнейшая роль принадлежит термодинамической циркуляции водных переносов в атмосфере, на поверхности Земли и в ее глубинах. Далее, живое вещество, активно поглощая энергию Солнца, перерабатывает ее в живые, биокосные структуры. Этот второй путь взаимодействия потоков энергии существенно ассимилирует первый и в совокупности с ним становится новой геологической силой, изменяя и формируя лик Земли в геологическом времени. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения. -Новосибирск, 1991. - С. 36-57. ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................................................................................................... 2 Глава 1 ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ НАУКАМ.................................................... 3 РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛЮДЕЙ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ............. 3 СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ........................................................................................................... 11 Глава 2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ЕГО СУБЪЕКТЫ.............................................................. 13 ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО КАК СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ....................... 13 СРЕДА ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАК СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ........................................................................................................................................................................................ 16 СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ............................................................................................................... 20 Глава 3 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ.................................................... 22 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ................................................................... 22 ОХОТНИЧЬЕ-СОБИРАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА................................................................................................................................. 23 АГРАРНАЯ КУЛЬТУРА............................................................................................................................................................................. 26 ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО......................................................................................................................................................... 30 ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, ИДЕАЛ НООСФЕРЫ И КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ........... 32 Глава 4 ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ........................................ 34 РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ................................................................................................................................................... 34 РЕСУРСНЫЙ КРИЗИС................................................................................................................................................................................ 37 ВОЗРАСТАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ СРЕДЫ...................................................................................................................................... 42 ИЗМЕНЕНИЕ ГЕНОФОНДА.................................................................................................................................................................... 43 Глава 5 ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЕСТЕСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ.................................................................... 46 ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. УРОВНИ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ............................................................................................... 46 ПОТРЕБНОСТИ КАК ИСТОЧНИК АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ................................................................................................................................................................................................ 48 АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К ЕСТЕСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ............................................................................... 50 СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕДЕНИЯ В ЕСТЕСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ........................................................................ 52 ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В КРИТИЧЕСКИХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ............................................................. 55 Глава 6 ЭКОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЫ............................................................................................................................................ 58 СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ СРЕДА........................................................................................................................................................... 58 ТРУДОВАЯ СРЕДА...................................................................................................................................................................................... 64 РЕКРЕАЦИОННАЯ СРЕДА....................................................................................................................................................................... 65 Глава 7 ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ................................................................................................................................ 66 НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ.......................................... 66 ПРИРОДА КАК ЦЕННОСТЬ. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И НАТУРОЦЕНТРИЗМ.......................................................................... 69 НЕНАСИЛИЕ КАК ФОРМА ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ И КАК НРАВСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП....................................... 71 ПРОБЛЕМА НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ В РЕЛИГИОЗНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ................................................................................................................................................................... 72 Глава 8 ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ................................................................................................................. 79 ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.................................................................................................................................. 79 СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ............................................................................... 81 СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА ПРИРОДЫ........................................................................................................................ 84 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ............................................................................................................................................................. 86 Глава 9 ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ.................................................................................................................. 91 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ............................................................................................... 91 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ................................................................................................................... 96 ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ...................................................................................................................................................... 102 ПРОГРАММА КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»....................................................................................................................... 104 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА............................................................................................................................................................................ 104 ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.............................................................................................................. 106 ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.................................................................................................................................................................................. 107 ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ....................................................................................................................................................................... 107 ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................................................................................................... 108 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ................................................................................................................................................................................. 109 ПРИЛОЖЕНИЕ (МИНИ-ХРЕСТОМАТИЯ)............................................................................................................................................. 115 Тема 1 СТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ НА ЗАРЕ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ..... 115 Э.Б.ТАЙЛОР. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА....................................................................................................................................... 115 Л.ЛЕВИ-БРЮЛЬ. ПЕРВОБЫТНОЕ МЫШЛЕНИЕ............................................................................................................................ 118 Тема 2 СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ.......................................................... 119 Л. УАЙТ, МЛ. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ НАШЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА.......................................................... 119 Р.АТФИЛД. ЭТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ................................................................................................ 122 А.ШВЕЙЦЕР. ЭТИКА БЛАГОГОВЕНИЯ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ........................................................................................................ 126 Тема 3 ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ.................................................................. 128 Н.А.БЕРДЯЕВ. СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА.............................................................................................................................................. 128 ХОЛМС РОЛСТОН III. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА?.............................................................................. 130 Тема 4 ЭКОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ......................................................................................................................................................... 132 Л. Н.ГУМИЛЕВ. БИОСФЕРА И ИМПУЛЬСЫ СОЗНАНИЯ.......................................................................................................... 132 Тема 5 ЧЕЛОВЕК И НООСФЕРА............................................................................................................................................................... 134 В. И. ВЕРНАДСКИЙ. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НООСФЕРЕ............................................................................................................ 134 П. ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА............................................................................................................................ 136 А.МЕНЬ. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ. ИСТОКИ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ II................................................................................................. 139 Тема 6 ЧЕЛОВЕК И КОСМОС.................................................................................................................................................................... 143 А.Л.ЧИЖЕВСКИЙ. ЗЕМНОЕ ЭХО СОЛНЕЧНЫХ БУРЬ................................................................................................................ 143 К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ. МОНИЗМ ВСЕЛЕННОЙ............................................................................................................................. 145 В. П. КАЗНАЧЕЕВ, Е. А. СПИРИН. КОСМОПЛАНЕТАРНЫЙ ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА...................................................... 146
Учебное издание
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |