Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Определение экологии, как науки краткая история ее становления, основные задачи и методы




ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Список литературы

Таблица 1

Название, год и место издания
Основная литература
1. Аскарова М.А. Общая экология. Алматы, 2004
2. Алишева К.А. Экология. Алматы, 2006
3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. М., 2000
4. Степановских А.С. Общая экология. М., 2002
5. Николайкин Н.И. и др. Экология.М., 2004
5. Панин М.С. Экология Казахстана. Семипалатинск, 2005
Дополнительная литература
6. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М., 2001
7. Данилов - Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., 2000
8. Чернова М.Н., Былова А.М. Основы экологии. М., 2000
9. Никанорова А.М., Хоружая Т.А. Экология. М., 2000
10. Бигалиев А.Б. Проблемы ОС и сохранение биологического разнообразия. Алматы, 2005
11. Габов Ю.А. и др. Экологическая безопасность Казахстана (Мифы и реальность). Астана, 2006

3.2. Методическое обеспечение дисциплины (Методические указания по типовым расчетам, выполнению расчетно-графических, лабораторных работ, курсовых проектов (работ) и др.)

Таблица 2

Название Местонахождение (кафедра, библиотека, электронная библиотека)
1. УМКД кафедра географии и экологии, электронная библиотека
2. Дмитриев П.С., Бодуновская Н.С., Бородавко Д.А. Экология и устойчивое развитие. Курс практических занятий. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2010 библиотека
3. Экзаменационная тестовая база ОКТ, электронная библиотека

3.3. Перечень специализированных средств (кабинетов и лабораторий, оборудования, реактивов, макетов, стендов, реально-виртуальных лабораторий, программных продуктов и др.), применяемых при преподавании дисциплины. Программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий.

Таблица 3

Вид Местонахождение
1. Презентации лекций электронная библиотека

1. Н.С. Бодуновская. Курс лекций по дисциплине «Экология и устойчивое развитие».

2. УМКД «Экология и устойчивое развитие».

  1. Дмитриев П.С. и др. Экология: методические указания для лабораторно-практических занятий биологических специальностей. Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2005. – 69 с.
  2. Дмитриев П.С. и др. Экология: методические указания для лабораторно-практических занятий на небиологических специальностях. Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2005. – 83 с.
  3. Бодуновская Н.С. Тесты по экологии. Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2006. – 82 с.
  4. Дмитриев П. С., Бодуновская Н.С., Водопьянова С.Г. и др. Терминологический словарь-справочник для специальностей кафедры географии и экологии. Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2008. – 172 с.
  5. Дмитриев П. С., Бодуновская Н.С., Бородавко Д.А. Экология и устойчивое развитие. Курс практических занятий. Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2010.

8. Презентации лекций.

 

 

1.Предмет и задачи экологии
2. История развития экологии
3. Значение экологического образования

Термин “ Экология ” был введен в употребление немецким естествоиспытателем Эрнстом Геккелем (1834-1919) в 1866 годы и в дословном переводе с греческого обозначает науку или домоводство (oicos- дом, жилище, logos - учение). Долгое время этот термин использовался только в зоологии и был мало известен даже среди ученых биологических специальностей. Эрнст Геккель дал этой науке исчерпывающее определение: “ Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности и взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми оно прямо или косвенно вступает в контакт ”. Одним словом, экология - это изучение всех сложных взаимоотношений, которые Дарвин назвал условиями, порождающими борьбу за существование. Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии - экосистемы, т.е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Кроме того, в область ее компетенции входит изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), их популяции, т.е. совокупность особей одного вида (популяционно-видовой уровень) и биосферы в целом (биосферный уровень). Основной, традиционной, частью экологии как биологической науки является общая экология, которая изучает общение закономерности взаимоотношений любых живых организмов и среды (включая как биологическое существо). С точки зрения фактора времени экология дифференцируется на историческую и эволюционную. С научно-практической точки зрения вполне обоснованно деление экологии на теоретическую и прикладную. Теоретическая экология вскрывает общие закономерности организации жизни. Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. В истории развития экологии можно выделить три основных этапа. Первый этап - зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг. ХIХ в.). На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой из обитания, делались первые научные обобщения. Второй этап - оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60-х гг. ХIХ в.). Третий этап(50-е гг. ХХ в. - до настоящего времени) - превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды. Процесс проникновения идей и проблем экологии в другие области знания получил название экологизации. В современной экологии, в науке об окружающей среде сталкиваются две системы взглядов, два разных подхода к проблеме взаимоотношений человека и природы. 1. Согласно первому подходу эти взаимоотношения строятся по правилам, которые устанавливает сам человек. Этот подход называют антропоцентрическим, или технологическим, т.е. ставящим человека, его технологии, его «власть над природой» в центр экологических проблем. Он характерен для многих политиков, экономистов, хозяйственников и представляет естественным для большинства инженеров. 2. Согласно другому подходу Человек как биологический вид в значительной мере остается под контролем главных экологических законов и в своих взаимоотношениях с природой вынужден и должен принимать ее условия. Биоцентрический, или экоцентрический подход, по существу ставящий в центр экологических проблем состояние и устойчивость живой природы, биосферы. В настоящее время остановить нарушение законов можно, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, что, возможно, сделать, прежде всего, через образование, через изучение основ экологии.

Литература: 1. Коробкин В.И. и др. Экология. – М., 2003. с. 12-23. 2. Алишева К.А. Экология. – Алматы., 2006. с. 9-15. 3. Аскарова М.А. Общая экология. – Алматы, 2004. с. 5-16.

Тема 2. Разделы экологии: аутэкология, демэкология, синэкология, глобальная экология.

1. Аутэкология, демэкология, синэкология, глобальная экология.

2. Взаимосвязь экологии с другими фундаментальными дисциплинами

 

Основной, традиционной, частью экологии как биологической науки является общая экология, которая изучает общение закономерности взаимоотношений любых живых организмов и среды (включая как биологическое существо). В составе общей экологии выделяют следующие основные разделы: аутэкологию, исследующую индивидуальные связи отдельного организма (виды, особи) с окружающей его средой; популяционную экологию (демоэкологию), в задачу которой входит изучение структуры и динамики популяций отдельных видов. Популяционную экологию рассматривают и как специальный раздел аутэкологии; синэкологию (биоценологию) - изучающую взаимоотношение популяций, сообществ и экосистем со средой. Для всех этих направлений главным является изучение выживания живых существ в окружающей среде и задачи перед ними стоят преимущественно биологического свойства - изучить закономерности адаптации организмов и их сообществ к окружающей среде, саморегуляцию, устойчивость экосистем и биосферы и т.д. В изложенном выше понимании общую экологию нередко называют биоэкологией, когда хотят подчеркнуть ее биоцентричность. Современная экология не ограничивается только рамками биологической дисциплины, трактующей отношения главным образом животных и растений, она превращается в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Актуальность и многогранность этой проблемы, вызванной обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привела к “экологизации” многих естественных, технических и гуманитарных наук. Например, на стыке с другими отраслями знаний продолжается развитие таких новых направлений, как инженерная экология, геоэкология, математическая экология, сельскохозяйственная экология, космическая экология и т.д. Соответственно более широкое толкование получил и сам термин “экология”, а экологический подход при изучении взаимодействия человеческого общества и природы был признан основополагающим. Экологическими проблемами Земли как планеты занимается интенсивно развивающаяся глобальная экология, основным объектом изучения которой является биосфера как глобальная экосистема. В настоящее время появились и такие специальные дисциплины, как социальная экология, изучающая взаимоотношения в системе “человеческое общество - природа”, и ее часть - экология человека (антропоэкология), в которой рассматривается взаимодействие человека как биосоциального существа с окружающим миром. Исходя, из приведенных выше понятий и направлений следует, что задачи экологии весьма многообразны. В общетеоретическом плане к ним относятся: разработка общей теории устойчивости экологических систем; изучение экологических механизмов адаптации к среде; исследование регуляции численности популяций; изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания; исследование продукционных процессов; исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости; моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов. Основные прикладные задачи, которые экология должна решать в настоящее время, следующие: прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека; улучшения качества окружающей природной среды; сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов; оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития, в первую очередь в экологически наиболее неблагополучных районах. Стратегической задачей экологии считается развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы. Таким образом, экология становится одной из важнейших наук будущего и, “возможно, само существование человека на нашей планете будет зависеть от ее прогресса” (Ф. Дре, 1976).

Литература: 1. Коробкин В.И. и др. Экология. – М., 2003. с. 12-23. 2. Алишева К.А. Экология. – Алматы., 2006. с. 9-15. 3. Аскарова М.А. Общая экология. – Алматы, 2004. с. 5-16. 4. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. – М., 1998. с. 40-61.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.