Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные среды жизни. Физико-химическая специфика почвы, как среды жизни




Пространство, в котором протекает жизнедеятельность живых организмов, то, что окружает организм и влияет на его жизнедеятельность носит название среды обитания. В условиях нашей планеты существует четыре среды обитания для живых организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная и сами живые организмы, заселенные паразитами, полупаразитами и симбионтами. Почва – это рыхлый поверхностный слой земной коры, который образовался в процессе выветривания, деятельности живых организмов, разложения органических остатков и перемешивания полученных веществ. Роль почвы многообразна: с одной стороны, это важный участник всех природных круговоротов, с другой - основа для производства биомассы. В почве содержатся не только химические элементы, но и различные живые организмы. Особенно много в ней микроорганизмов (бактерии, водоросли, грибы, простейшие). В одной только чайной ложке почвы их насчитывается много миллионов! Благодаря большому количеству различных живых существ, перерабатывающих в почве остатки растительности и животных, формирующих ее структуру и продуктивность, почва является образованием, в котором непрерывно протекает множество физических процессов, реакций химического разложения и синтеза. Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения (роющие конечности у млекопитающих; способность к изменению толщины тела; наличие специализированных головных капсул у некоторых видов); формы тела (округлая, червеобразная); прочные и гибкие покровы; редукция глаз и исчезновение пигментов. Условия почвенной среды обитания определяют такие свойства как аэрация, влажность, теплоемкость и термический режим. Важной характеристикой почвы является её кислотность. Кислая среда характеризуется рН меньше 7, а щелочная больше 7. Если рН почвенного раствора слишком низка, то в ней содержится мало биогенных элементов, поэтому продуктивность такой почвы крайне мала. В связи с отношением к степени кислотности почвы можно выделить следующие экологические группы растений:

-ацидофильные – виды могут расти на кислых почвах с рН почвенного раствора менее 6,7 (растения сфагновых болот, вереск, багульник, черника).

-нейтрофильные – растут на почвах со значением рН близко к нейтральному (большинство культурных растений, клевер, тимофеевка, орех).

-базифильные – виды малочувствительны к щелочной реакции и растут при рН более 7 (растения меловых отложений, степей, пустынь и полупустынь).

-индифферентные – могут произрастать на почвах с разным значением рН (ландыш).

По отношению к плодородию почвы выделяют следующие группы растений: олиготрофы-растения бедных, малоплодородных почв (сосна), мезотрофы – с умеренной потребностью в питательных веществах, эвтрофы – требуют большое количество питательных веществ (дуб, лещина).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.