Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и рационального природопользования. Экономический механизм природопользования




В отличие от централизованной экономики, где основополагающими в управлении природопользованием были админи­стративные методы, в условиях формирования рыночной эко­номики приоритетными становятся экономические регуляторы, совокупность которых представляет собой экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования. И соответствии со ст. 79 Закона Республики Беларусь «Об охра­не окружающей среды» экономический механизм включает следующие элементы:

• разработку государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь в части рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

• финансирование программ и мероприятий, по рациональ­ному использованию природных ресурсов и охране окружа­ющей среды;

• создание фондов охраны природы;

• установление платежей за природопользование;

проведение экономической оценки природных объектов;

• проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

• установление мер экономического стимулирования в об­ласти охраны окружающей среды;

• возмещение в установленном порядке вреда, причиненно­го окружающей среде;

• экологическое страхование;

• иные экономические меры, направленные на охрану окружающей среды.

Справедливости ради следует отметить, что экономические регуляторы, создающие материальную заинтересованность в peсурсосберегающей и экологоориентированной деятельности прежде находили определенное применение в хозяйственной практике. Считалось, что природопользование в СССР было бесплатным, но на самом деле элементы платности имели место, хотя зачастую носили формальный характер.

Помимо платежей за природные ресурсы, в условиях централизованной экономики практиковались ш трафны е санкции за нарушение экологического законодательства. Но и они был весьма малоощутимым средством воздействия на природоохранную деятельность предприятия, во-первых, потому, что применялись в основном по отношению к руководящим работ­никам, а не к виновникам нарушения; во-вторых, суммы их бы­ли слишком незначительны (50—200 р., т.е. менее одной сред­немесячной зарплаты) и легко компенсировались из премиаль­ных источников.

Приведенные выше меры по экономическому регулирова­нию природопользования (платежи, штрафные санкции, возме­щение ущерба) могут быть отнесены к методам негативной мо­тивации (мерам ответственности), которые призваны как бы про тиводействовать нарушениям установленных законодатель­ных актов и нормативов. Но экономическое стимулирование осуществляется и методами позитивной мотивации, или ме­рами заинтересованности, которые нацелены на поощрение при- родопользователей, осуществляющих мероприятия по сохране­нию природной среды. В условиях административно-командной системы среди мер материального поощрения практиковались на логовые льготы (освобождение от платежей в бюджет за производственные фонды природоохранного назначения), лъготное кредитование капитального строительства природоохран­ных сооружений, премирование по результатам экологической деятельности, оставление в распоряжении предприятий и за­числение в фонды экономического стимулирования части прибыли от реализации продукции, изготовленной из отходов производства.

На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое, регулирование. Все инстру­менты ценового регулирования, используемые у нас в хозяй­ственной практике, можно условно разделить на поощритель­ные (льготное налогообложение, льготное кредитование и субси­дирование природоохранных проектов, дотации на приобрете­ние экологического оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности и т.п.), принудительные (ре­сурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превыше­ние; лимитов) и компенсационные меры (возмещение нанесенно­го ущерба, создание природоохранных фондов и др.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.