КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и рационального природопользования. Экономический механизм природопользования
В отличие от централизованной экономики, где основополагающими в управлении природопользованием были административные методы, в условиях формирования рыночной экономики приоритетными становятся экономические регуляторы, совокупность которых представляет собой экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования. И соответствии со ст. 79 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» экономический механизм включает следующие элементы: • разработку государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь в части рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; • финансирование программ и мероприятий, по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; • создание фондов охраны природы; • установление платежей за природопользование; проведение экономической оценки природных объектов; • проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; • установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды; • возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде; • экологическое страхование; • иные экономические меры, направленные на охрану окружающей среды. Справедливости ради следует отметить, что экономические регуляторы, создающие материальную заинтересованность в peсурсосберегающей и экологоориентированной деятельности прежде находили определенное применение в хозяйственной практике. Считалось, что природопользование в СССР было бесплатным, но на самом деле элементы платности имели место, хотя зачастую носили формальный характер. Помимо платежей за природные ресурсы, в условиях централизованной экономики практиковались ш трафны е санкции за нарушение экологического законодательства. Но и они был весьма малоощутимым средством воздействия на природоохранную деятельность предприятия, во-первых, потому, что применялись в основном по отношению к руководящим работникам, а не к виновникам нарушения; во-вторых, суммы их были слишком незначительны (50—200 р., т.е. менее одной среднемесячной зарплаты) и легко компенсировались из премиальных источников. Приведенные выше меры по экономическому регулированию природопользования (платежи, штрафные санкции, возмещение ущерба) могут быть отнесены к методам негативной мотивации (мерам ответственности), которые призваны как бы про тиводействовать нарушениям установленных законодательных актов и нормативов. Но экономическое стимулирование осуществляется и методами позитивной мотивации, или мерами заинтересованности, которые нацелены на поощрение при- родопользователей, осуществляющих мероприятия по сохранению природной среды. В условиях административно-командной системы среди мер материального поощрения практиковались на логовые льготы (освобождение от платежей в бюджет за производственные фонды природоохранного назначения), лъготное кредитование капитального строительства природоохранных сооружений, премирование по результатам экологической деятельности, оставление в распоряжении предприятий и зачисление в фонды экономического стимулирования части прибыли от реализации продукции, изготовленной из отходов производства. На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое, регулирование. Все инструменты ценового регулирования, используемые у нас в хозяйственной практике, можно условно разделить на поощрительные (льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование природоохранных проектов, дотации на приобретение экологического оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности и т.п.), принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение; лимитов) и компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.).
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |