КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Казачинский В.П., Минеева С.В
НА КУБАНИ Состояние окружающей среды КУБАНИ Окружающей среды НА ЭКОЛОГИЯ: состояние В.П. Казачинский С.В. Минеева ЭКОЛОГИЯ: Исследование (гл. IV, VI - IX) проведено при финансовой поддержке РФФИ и администрации Краснодарского края Проект № 03-06-96506 Руководитель проекта – В.П. Казачинский Организация-исполнитель – Южный институт менеджмента
Издательство Южного института менеджмента Краснодар 2004 УДК 577.4 ББК 20.1 К 14
Авторы: профессор Южного института менеджмента В.П. Казачинский; доцент Южного института менеджмента С.В. Минеева
Рецензенты: кафедра экономической, социальной и политической географии Кубанского государственного университета (заведующий кафедрой – кандидат географических наук, профессор, член-корреспондент МАНЭБ В.И. Чистяков); кандидат географических наук, главный эколог нефтяной кампании «Приазовнефть» Б.Д.. Елецкий
К14 ЭКОЛОГИЯ: состояние окружающей среды на КУБАНИ. Учебное пособие. – Краснодар: Издательство ЮИМ, 2004, - с.
ISBN 5-93926-055-1
Цель данного пособия – помочь учащимся овладеть системой основных законов экологии и на ее основе применять экологические знания при решении социально-экономических, организационно-управленческих и административно-правовых задач на Кубани. В пособии освещены структура, содержание и основные задачи современной экологии. Детально рассмотрены экологические проблемы современности и Кубани. Особое внимание уделяется «неудобным» землям для сельского хозяйства (овраги, пески, полигоны отходов, свалки, нарушенные территории и др.). Их использование позволит сохранить и умножить не только сельскохозяйственные угодья, но и уникальные экосистемы Кубани. Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений гуманитарного профиля.
ISBN 5-93926-055-1
Ó В.П. Казачинский, С.В. Минеева, 2004 Ó Издательство ЮИМ, 2004
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ В профессиональной подготовке специалистов-гуманитариев важную роль играют знания об окружающей среде, которые формируются в процессе изучения дисциплины «Экология». При традиционном подходе выделяют диспропорции между федеральным и региональным компонентами существующих учебников и учебных пособий по данной дисциплине. В большинстве случаев чаще последний компонент выпадает из поля внимания авторов, несмотря на то, что в настоящее время экологические проблемы приобрели глобальное, планетарное и региональное значение. Защита окружающей природной среды от загрязнения и деградации стала ключевой проблемой не только для общества в целом, но и для каждой отдельной семьи. Подобное положение приводит к сложным конфликтам в обществе, наносит прямой ущерб экономике и природной среде. Только региональное экологическое образование и развитие системного мировоззрения может помочь радикально решить эту проблему в будущем. Данное учебное пособие – попытка достичь этой цели. Любая человеческая деятельность на Земле (в частности на Кубани)* связана с эксплуатацией ее природных ресурсов. Грамотное природопользование требует от каждого человека знания законов, по которым функционируют природные системы. Эти вопросы изучает экология – наука, рассматривающая системные связи не только внутри природных комплексов, но и между природой, техникой и человеческим обществом. Все это является предметом экологических знаний. Итак, для чего необходимо изучать региональные экологические знания студенту-гуманитарию? 1. Для повышения регионального образования о природе и развития системного экологического мировоззрения. Влияние окружающей среды на все сферы жизни – технику, технологию, производство, культуру, быт, экономику, политику - стремительно растет. В обществе появилось убеждение в том, что только «человек экологии» может соответствовать современному уровню развития цивилизации. Этим во многом объясняется введение в образовательную систему ВУЗа учебного курса «Экология: состояние окружающей среды на Кубани». Данная дисциплина поможет студентам овладеть системой основных законов экологии, которые могут быть применены при решении экономических, управленческих, административно-правовых и др. задач на Кубани. 2. Экологические законы функционируют в разных формах человеческой деятельности. В современном «постиндустриальном» обществе в экологическую деятельность вовлечены миллионы людей. Их работа определяет судьбу миллиардов. Поэтому сегодня без глубокого освоения законов экологии невозможно рациональное использование природных ресурсов в регионах. Природный кризис вызван не научно-техническим прогрессом, а, наоборот, недостаточным распространением в обществе региональных экологических знаний, породившим благодатную почву для принятия безответственных решений. 3. Для ознакомления с конкретными экологическими проблемами современности и Кубани, тесно связанными с экономическими, социальными, технологическими и другими вопросами, от решения которых зависит здоровье каждого из нас. Человек, обладающий хотя бы общими знаниями о природе, будет действовать так, чтобы польза как результат его действия всегда сочеталась с бережным отношением к природе и с ее сохранением не только для настоящего, но и для будущих поколений. Основное внимание было уделено раскрытию и освещению основных законов экологии, природопользования, экологических проблем современности и Кубани, имеющих первостепенное значение для формирования региональных экологических знаний и общей культуры студента – гуманитария. Основу этих положений представляет структура учебного пособия, которое состоит из введения, девяти основных глав и заключения. Во введении дается общая характеристика уникальных природных экосистем Кубани. Главы I и II содержат базовые сведения по экологии и природопользованию. Глава Ш посвящена экологическим проблемам современности, прежде всего Кубани. В главах IV-V даётся общая характеристика природным ресурсам Земли, России и Кубани, негативным воздействиям со стороны человека; рассматриваются способы гармонизации взаимоотношений человека и среды его обитания. В главе VI изучается вопрос о человеческих ресурсах Кубани. Главы VII и VIII представляют собой освещение экологических проблем городов и оздоровительно-рекреационных комплексов Кубани. В главе IX приведены сведения о потенциальных территориальных ресурсах кубанской земли. Заключение составляют документы по охране природы и перечень мероприятий по улучшению экологической обстановки на Кубани. В учебное пособие включены основные понятия и термины, контрольные задания по проверке знаний студентов, список дополнительной литературы.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |