КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Водоподъемная способность почв и пород
Водопроницаемость породы и почвы.
Опыт № 2. Водоподъемная способность. В пять стеклянных трубок насыпьте слоем 10 см следующие породы и почвы: в первую – песок, во вторую – чернозем бесструктурный (растертый) суглинистый, в третью – солонец растертый суглинистый, в четвертую - чернозем структурный суглинистый, в пятую – суглину. Трубки должны стоять в чашках Петри. Одновременно подлейте воду во все чашки. Если вода будет уходить, подливайте еще. Отмечайте скорость поднятия воды через каждые 2 мин в течение 20 мин. Полученные данные занесите в табл. 18.
Таблица 18
Домашнее задание: начертите графики зависимости водопроницаемости от гранулометрического состава, структуры, гумуса, состава поглощенных оснований как показано на рисунке 1.
Рисунок 1. График зависимости водопроницаемости от гранулометрического состава почвы.
Контрольные вопросы 1. Как предотвратить потерю воды из каналов? 2. Как уменьшить высоту поднятия грунтовых вод, чтобы предотвратить вторичное засоление почв? 3. Как зависит водопроницаемость от гранулометрического состава? 4. Как зависит водопроницаемость от структуры? 5. Как зависит водопроницаемость от состава поглощенных катионов? 6. Как зависит скорость поднятия воды от гранулометрического состава? 7. Как влияет структура почвы на поднятие воды? 8. Как влияют поглощенные кальций и натрий на поднятие воды? 9. Как предотвратить поднятие воды в пахотный и подпахотный горизонты в увлажненных почвах?
Задание 2. Расчет вводно-физических свойств почв по заданным параметрам: плотности сложения (ПП, г/см3), плотности твердой фазы (ПТФ, г/см3), максимальной гигроскопичности (МГ, %), полевой влагоемкости (НВ, %) и естественной влажности (В, %). Рассчитать: 1. Общую пористость (Робщ, %): ; 2. Пористость аэрации при естественной влажности (РаэрВ, %): ; и при полевой влагоемкости (РаэрНВ, %): ; 3. Дать оценку по пористости и плотности сложения, используя справочный материал табл. 19-22. 4. Влажность завядания (ВЗ, %): ВЗ =1,34·МГ - для песчаных, супесчаных, легкосуглинистых почв; ВЗ = 1,5·МГ – для всех почв средне-, тяжелосуглинистого и глинистого гран. состава; ВЗ = 2·МГ - для солонцов и солончаков независимо от гранулометрического состава. 5. Запас труднодоступной для растений влаги (ВЗ, мм) для слоя h ВЗ мм=0,1·ВЗ%∙h·ПП и для исследованной толщи (Н) по сумме ВЗ по всем слоям (горизонтам). 6. Водовместимость (ВВ) – количество влаги, соответствующее полному заполнению всех пор и трещин водой. ВВ численно равна общей пористости, но, так как в почвенных порах содержится около 8% защемленного воздуха, то , где ВВ – водовместимость, % ;, где ВВ – додовместимость, м3 7. Водоотдача (ВО, %) – максимальное количество воды, которое необходимо удалить из почвы при проведении осушительных мероприятий: ; где ВВ – водовместимость, % Водоотдача (ВО, м3/га): ; где ВО – водоотдача, % Общая водоотдача до глубины Н см равна сумме по отдельным горизонтам. 8. Запас воды в отдельном слое почвы В, мм: ; и запас воды в отдельном слое почвы В, м3 ; так как 1мм влаги в почве соответствует 10м3 на 1га. Запас воды до глубины Н см равен сумме по отдельным слоям (горизонтам). 9. Запас воды, соответствующий полевой влагоемкости (НВ, мм), вычислить по формуле ; где h – мощность горизонта, см. 10. Дефицит запаса почвенной влаги (ДВ, мм) для отдельного горизонта: Дефицит запаса до глубины Н равен сумме по отдельным горизонтам. 11. Влажность торможения развития растений ВТ, предполивная влажность: ; До глубины Н – сумма по отдельным горизонтам 12. Оптимальная поливная норма (ОПН, м3/га): ОПН = 0,3·НВ; 13. Запас продуктивной влаги (Q, мм): a) при НВ (Q НВ, мм) ; где ВЗ, мм ; так как слой воды в 1мм на 1га равен 10м3; b) при естественной влажности ; Дать оценку по таблице 21 14. Данные расчетов и объяснение к ним представить оформленными через неделю после получения задания.
Справочные данные для расчетов Таблица 19 Оценка плотности суглинистых и глинистых почв (по Н.А. Качинскому)
Таблица 20 Оценка пористости почв (по Н.А. Качинскому)
Таблица 21 Оценка почв по воздухосодержанию
Таблица 22 Оценка почв по воздухосодержанию для некоторых сельскохозяйственных культур
Таблица 23 Оценка запасов продуктивной влаги (по А.Ф. Вадюниной и З.А. Корчагиной)
Контрольные вопросы: 1. Дать краткую характеристику каждому из водно-физических свойств и объяснить их роль в мелиоративной практике. 2. Какие свойства почв учитываются при установлении ОПН? 3. Какими агротехническими приемами можно регулировать запасы продуктивной влаги в почве? 4. Как влияет слоистость почвогрунта на водные свойства почв? 5. Описать зависимость водных свойств от окультуренности почв.
Тема 6. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЧВ (16 ч.)
Цель лабораторных занятий научиться по морфологическим признакам распознавать почвы и на основании классификации давать им полное название. По литературным данным студенты изучают свойства почв. На основании морфологического описания и свойств почв определяют их использование и намечают мероприятия по повышению плодородия. Базовый материал: /1, 2, 3/, конспект лекций, теоретические пояснения к теме. Оборудование: образцы соответствующих почв, 10%-ный раствор HCl, вода в колбах, чашки Петри, вода для мытья рук, полотенце. Описание почвы необходимо проводить по коробочным образцам на отдельных бланках (приложение А), согласно морфологическим признакам: Строение почвы и название горизонтов, мощность генетических горизонтов, цвет и окраска, гранулометрический состав, структура почвы, новообразования. После изучения почвы студент составляет тест-карту по агроэкологической характеристике и сельскохозяйственному использованию (приложение В) и оформляет зачетную работу. Титульный лист работы оформляется согласно приложения Б.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |