Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностические признаки типа и строение профиля




ТИП ПОЧВ - СОЛОДИ (ПОЛУГИДРОМОРФНЫЕ И ГИДРОМОРФНЫЕ)

Солоди относятся к интразональным почвам. Внешне они во многом походят на подзолистые почвы, но расположены в более южных зонах и имеют более светлый гор. А2 (голубовато-белесый, серовато-белесый, белесый - «беляк»).

У солоди, находящейся под древесной растительностью, белесый гор. А2 начинается сразу же под лесной подстилкой А0, а если есть травянистая растительность, то образуется дерновый гор. А1, различной мощности и цвета (от светло- до темно-серого).

Сущность процесса осолодения состоит в щелочном гидролизе почвенных минералов с одновременной биологической аккумуляцией кремнекислоты и выносе остальных продуктов гидролиза в нижние горизонты. Процесс осолодения может сочетаться с дерновым и болотным.

Солоди развиваются в отрицательных формах рельефа (западины и обширные плоские понижения) под березовыми и осиновыми лесами. Скопление талых вод способствует переувлажнению солодей и развитию процесса оглеения.

Постоянная переувлажненность солодей ведет к образованию торфяного горизонта.

 

Наличие лесной подстилки (для целинных почв). Слабая аккумуляция органического вещества и низкое содержание гумуса. Характерный белесый (осолоделый) гор. А2 с голубоватым оттенком, мажущийся тонко дисперсный. Кислая или слабокислая реакция солевой вытяжки в гор. А2 (рН 5,0-6,5), в нижних горизонтах - близкая к нейтральной или к слабощелочной. В составе поглощенных катионов преобладают Са2+ и Mg2+, имеются Na+ и Н+. Резкая дифференциация профиля на горизонты: А0 - А1 – А2 - А2В - В (В1, В2)-Ск.

Оглеение проявляется на разных глубинах.

Гор. А0 - лесная подстилка.

Гор. А1, - перегнойно-элювиальный, от светло- до темно-серого, неоднородный, комковатый.

Гор. А2 - элювиальный (осолоделый), белесый, с максимальным содержанием окиси кремния (SiО2), безгумусовый, плитчатый или пылеватый.

Гор. А2В - элювиально-иллювиальный, светло-бурый, с присыпкой SiО2, ореховатый.

Гор. В - иллювиальный, бурый или темно-бурый, ореховатый или opexoвaто-призмовидный, плотный, может подразделяться на гор. В1 и В2.

Гор. Ск - буровато-желтый, карбонатный горизонт почвообразующей породы.

Разделение на подтипы

По степени гидроморфности в типе солодей выделяют три подтипа (табл. 32).

Солоди лугово-степные развиваются в небольших понижениях рельефа (березовые колки, мелкие лиманы) с повышенным поверхностным увлажнением и относительно глубоким расположением (6-7 м) грунтовых вод, слабое оглеение с глубиной переходит в устойчивое.

Солоди луговые развиваются в крупных степных понижениях с большим водосбором (лиманы) или в лесисто-травяных западинах (березовые колки); грунтовые воды залегают на глубине 1-3 м.

Солоди болотные развиваются под мелкими осоково-березовым с ивняком лесами или под заболоченными лугами в глубоких понижениях с длительным застаиванием поверхностных вод; оглеение сильно выражено по всему профилю.

Таблица 32

Тип: Солоди

Подтип Род Вид
I.Лугово-степные - грунтовые воды > 3 м (без оглеения) II.Луговые – грунтовые воды 1-3 м (оглеение в Вg, Сg) 1. Обычные – нет гумуса в гор. В 2. Остаточно-солонценатые – потеки гумуса в гор. В 3. Солончаковатые– в профиле есть легкорастворимые соли I.По мощности гор. А1: 1.Незадернённые < 5 см 2.Мелкодерновые 5-15 см 3.Среднедерновые 15-25 см 4.Глубокодерновые > 25 см II.По содержанию гумуса в А1: 1.Малогумусовые < 3% (А1 – светло-серый) 2.Среднегумусовые 3-5% (А1 – серый) 3.Многогумусовые >5% (А1 – темно-серый) III.По ГМС А12)
III.Болотные– (с поверхности есть гор. Т, оглеение с А2g) Нет I.По мощности гор. Т: 1.Торфянистые <30 см 2.Торфяные 30-50 см 3.Торфяник на солоди > 50 см II.По ГМС А2

Пример названия: Солодь луговая мелкодерновая среднегумусовая тяжелосуглинистая.

Тип водного режима промывной.

 

Разделение на роды

В пределах подтипов выделяются роды: обычные - с нормально развитым профилем; остаточно солонцеватые - гор. В имеет темно-бурые ореховатые агрегаты, прокрашенные гумусом; солончаковатые - содержат не менее 0,3 % водорастворимых солей на глубине 30-80 см.

Солоди, находящиеся под лесом, используются как почвы лесного фонда. Распаханные солоди используются под сельскохозяйственные угодья.

Контрольные вопросы:

1. Какие горизонты характеризуются для изученной почвы?

2. Перечислите принципы классификации описанной почвы.

3. Охарактеризуйте приемы по улучшению данной почвы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Систематическое использование данного практикума существенно дополнит материал, излагаемый в лекционном курсе, позволит студентам более глубоко изучить теоретическую и практическую части дисциплины, необходимую для углубленного освоения специальности. Пособие призвано также помочь студентам указанных специальностей изучить ряд вопросов учебного плана, оставленных на самостоятельную проработку.

Усвоение программы практикума позволит обучающимся более глубоко освоить теоретическую часть курса почвоведения, приобрести практические навыки и умения, необходимые в профессиональной работе.

Пользуясь диагностическими признаками, подобранными авторами для каждого типа, подтипа и вида почв, а также примерной схемой описания профиля и установления классификационного названия, обучающиеся могут самостоятельно диагностировать и классифицировать исследуемые или контрольные варианты почв.

Приведенные данные позволят в дальнейшей практической деятельности найти пути решения проблем сохранения и улучшения свойств почв при антропогенных воздействиях за счет управления рациональным использованием почвенного покрова, мелиорации и трансформации земельных фондов, консервации деградационных земель.

 

 

 

Приложение А

Морфологические признаки почвы

 

РАЗРЕЗ №

Вскипает от HCl с ______ см

Оглеение ________________

Мазки Индекс и мощность горизонта Название горизонта, цвет, окраска, структура, гранулометрический состав, новообразования
       
       
       
       
       
       

Название почвы __________________________________________________________________________________________________________________________________

Использование данной почвы __________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение Б

Образец титульного листа к тест-карте

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Омский государственный аграрный университет»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.