КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Преобразование судебной системы и создание службы надзора
До петровских реформ в России отсутствовала система специальных судебных учреждений. Правосудие вершили органы государственного управления (Боярская дума, Земские соборы, приказы) и отдельные должностные лица (царь, бояре, воеводы). Правда, существовала небольшая группа судебных приказов: Разбойный, Московский судный, Владимирский судный, Патриарший разрядный и некоторые другие. Формирование абсолютистского государства потребовало создания общегосударственной судебной системы. Она складывалась в течение нескольких лет. Главными судебными органами стали Сенат и Юстиц-коллегия. Возникнув как высшее законосовещательное и административное учреждение, Сенат постепенно эволюционировал преимущественно в контрольный и судебный орган. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией, его решения были окончательными. По особому повелению царя он мог рассматривать дела и в качестве суда первой инстанции. Обычно это были государственные преступления. Через Юстиц-коллегию, созданную в 1718 г., Сенат осуществлял контроль над деятельностью всех судебных органов государства. Юстиц-коллегия также являлась апелляционной инстанцией для нижестоящих судов. Ею были выработаны общие правила деятельности для судов, проведена работа по обобщению судебной практики. В 1719 г. Россия была поделена на судебные округа, в которых были созданы надворные суды, имевшие коллегиальное устройство. Надворные суды были вышестоящей инстанцией для нижних (провинциальных и городских) судов, которые могли быть как коллегиальными, так и единоличными. Нижние суды рассматривали уголовные и гражданские дела и выносили по ним приговоры и решения. Дела, по которым присуждалась смертная или политическая казнь, передавались на утверждение надворного суда (с изложением мнения первой судебной инстанции). В 1722 г. нижние суды были упразднены и в каждой провинции учрежден провинциальный суд в составе воеводы и асессоров. Наиболее важные дела о государственных преступлениях передавались в Преображенский приказ и Тайную канцелярию. Преображенскому приказу, созданному для управления «потешными» Преображенским и Семеновским полками, в 1697 г. передаются все дела о политических преступлениях в Москве и ее окрестностях. В 1718 г. в Петербурге создается Тайная канцелярия в связи с делом царевича Алексея, а в дальнейшем она ведает делами «о злом умысле против персоны его царского величества или измены, а также о возмущении или бунте». Специальные суды существовали для военнослужащих, духовных лиц, церковных и монастырских крестьян. Уголовные и гражданские дела городского населения рассматривали городские магистраты, а апелляционной инстанцией являлся Главный магистрат. Крепостных крестьян судили сами помещики, за исключением случаев тяжких преступлений. Главная особенность судебной системы петровского времени заключалась в том, что суд, несмотря на робкую попытку превратить его в отдельную ветвь государственной власти, так и не был отделен от администрации: во-первых, сохранилась и даже усилилась роль царя в отправлении правосудия (что, в общем, типично для абсолютных монархий); во-вторых, были сохранены судебные функции губернаторов и воевод. Кроме них на местах судебные функции выполняли некоторые другие должностные лица (земские комиссары рассматривали дела о побегах крестьян от помещиков, камериры – дела, в которых затрагивались интересы казны); в-третьих, судебные полномочия остались у приказов и коллегий: так, Коммерц-коллегии были подсудны торговые и вексельные дела, Вотчинной коллегии — земельные споры, Мануфактур-коллегия судила членов ремесленных цехов, Преображенский приказ разбирал политические дела и т.д. С учреждением городовых магистратов в 1723—1724 гг. они являлись одновременно и органами управления, и органами суда; в-четвертых, существовала вотчинная юстиция помещиков в отношении крепостных крестьян. Для надзора за деятельностью государственного аппарата в первой четверти XVIII в. создается два параллельно действовавших контрольных института – фискальная служба и прокуратура. Должность фискалов – тайных осведомителей – предусматривала выявление злоупотреблений чиновников и информирование властей, за что фискал вознаграждался долей конфискованного имущества. Фискальная служба была довольно разветвленной (нижние фискалы – провинциал-фискалы – губернские фискалы – обер-фискалы при Сенате – генерал-фискал) и насчитывала до 500 человек. Эта форма контроля имела изъяны: во-первых, преступление не предупреждалось, а только регистрировалось; во-вторых, тайный характер деятельности фискалов создавал простор для злоупотреблений внутри самой фискальной службы. Возникла потребность дополнить тайный надзор публичным; эта функция поручалась созданной в 1722 г. прокуратуре. Идея прокурорской службы была заимствована из Франции, однако в российских условиях была значительно изменена. «Должность генерал-прокурора» определяла организационные формы и содержание прокурорского надзора: 1) система контроля должна была охватить всю иерархию государственных учреждений; 2) в подчинение прокурорам передавались канцелярские служащие соответствующих учреждений; 3) фискалитет также был подчинен прокуратуре. Однако на практике лестница прокурорского надзора осталась незавершенной, нижний ее уровень в петровскую эпоху – прокуроры надворных судов в губерниях. В обязанности прокуратуры входило следить за соблюдением учреждениями регламента, наблюдать за соответствием принимаемых решений действующим законам и контролировать их исполнение. На практике такой контроль часто превращался в формальность, поскольку организован был бюрократически. Контролировалось не содержание деятельности учреждений, а движение бумаг. Неэффективность надзорной службы подтверждается и количеством злоупотреблений в государственном аппарате, которое, как известно, значительно возросло в последние годы петровского правления.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |