Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сословное самоуправление в конце XVIII века




Дворянское самоуправление формируется еще в 60-х годах. В период выборов депутатов Уложенной комиссии уездное дворянство впервые избрало уездных предводителей. В 1785 г. Екатерина II издает Жалованную грамоту дворянству, которая подтвердила дворянские привилегии: освобождение от обязательной службы, от телесных наказаний, освобождение от податей и постоев войск; монопольное право владения крестьянами, землями и недрами; право свободного распоряжения имениями, занятия предпринимательством и оптовой торговлей; право на создание сословных учреждений.

Дворяне в губерниях и уездах объединялись в местную корпорацию, органом которой становилось дворянское собрание, созывавшееся один раз в три года. Право голоса имели дворяне, достигшие 25 лет, имевшие офицерский чин. Уездное дворянское собрание избирало предводителя, капитан-исправника, нижний земский суд, заседателей в уездный дворянский суд; губернское собрание – должностных лиц, представлявших дворянство на губернском уровне, и депутатское собрание для ведения родословной книги. Для попечительства над вдовами и сиротами формировалась дворянская опека.

В том же году издана «Жалованная грамота городам» (в основе – уставы прибалтийских городов). Учреждалось городское общество (мещанство), состоявшее из купцов и промышленников различного рода, за исключением дворян и людей служащих. Мещанству предоставлялось право на промыслы, право распоряжения общественным имуществом, право избрания из своей среды должностных лиц. Из выборных лиц составлялся городовой магистрат с функцией защиты финансовых интересов жителей и охраны города. При магистрате для попечения о вдовах и сиротах учреждался сиротский суд.

Все городские жители согласно жалованной грамоте делились на шесть разрядов:

1. Настоящие городские обыватели – владельцы недвижимости в черте города.

2. Купцы трех гильдий.

3. Цеховые ремесленники.

4. Иногородние и иностранные гости – русские и иностранные купцы и ремесленники, записанные в городскую обывательскую книгу «для производства промыслов, работ и других мещанских упражнений».

5. Именитые граждане: выборные должностные лица, дипломированные специалисты (ученые, художники, музыканты), капиталисты с капиталом свыше 50 тыс. руб., банкиры с капиталом свыше 100 тыс. руб., оптовые торговцы, судовладельцы, ювелиры.

6. Прочие посадские – не записанные в цехи мелкие ремесленники, не состоящие в гильдии мелкие торговцы, чернорабочие, беднота.

Горожане всех разрядов, достигшие 25 лет с годовым доходом 50 руб. имели право раз в три года избирать из своей среды городского голову и гласных (депутатов) в общую городскую думу; избирались также советники в магистрат, заседатели от горожан в общественные сословные учреждения.

Общая городская дума – распорядительный орган – собиралась раз в три года, или по необходимости, она ведала хозяйством города, давала отчет губернатору обо всех доходах и расходах.

Шестигласная дума - исполнительный орган – заседала каждую неделю под председательством городского головы. Для ведения обывательской книги избиралось городское депутатское собрание. Шестигласная дума ведала сбором налогов, вопросами благоустройства, продовольственным обеспечением, развитием торговли и промыслов. Деятельность городского самоуправления находилась под опекой губернатора и сдерживалась слабой финансовой базой.

Значение реформ Екатерины II. Постепенность, последовательность, плавность – важнейшие черты преобразовательной деятельности Екатерины II. Созданный в результате реформы 1775 г. местный аппарат управления оказался способным проводить политику центральной власти, а также сдерживать народные выступления и просуществовал с некоторыми изменениями до буржуазных реформ 60-х годов XIX века. Новое местное управление отличали от прежнего две характерные черты: специализация органов власти и усиление роли в управлении на местах выборных представителей дворянства и горожан.

В условиях относительной внутриполитической стабильности постепенно реформировался государственный аппарат, причем во все его звенья сверху донизу вводилось разделение труда. Продолжала складываться иерархия учреждений и должностей, основанная на субординации и подчинении всей армии чиновников одному человеку – абсолютному монарху. Надо признать Екатерину II одним из самых удачливых русских реформаторов; ее реформы имели, безусловно, прогрессивный характер.

 

7. 5. «Контрреформы» Павла I в государственном управлении

В сравнении с «золотым веком» Екатерины II годы правления Павла I кажутся временем регресса и разрушения достигнутых в предыдущее царствование успехов в управлении государством. Чтобы правильно оценить недолгое царствование этого монарха, следует учесть, что Павел I взошел на престол в возрасте 42 лет, зрелым человеком с давно сформировавшимися убеждениями, которые существенно расходились с представлениями его матери. Целью деятельности нового императора стало укрепление самодержавия, наведение порядка в расстроенном, по его мнению, государственном аппарате. Объявив себя защитником тронов и алтарей. Павел стремился оградить свою власть от проявлений вольнодумства во всех сферах общественной жизни.

Подготовленный Павлом I новый закон о престолонаследии восстанавливал допетровский порядок перехода власти по прямой линии от отца к старшему сыну. Считая, что самодержец может удержать власть только авторитарными методами, Павел I стремился к максимальной централизации управления. При нем Сенат утратил прежнее значение, но роль генерал-прокурора возросла. Он фактически превратился в премьер-министра, обладавшего функциями министров внутренних дел, юстиции и частично министра финансов. Император восстановил Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии, заново создал Соляную контору. В дальнейшем он предполагал преобразовать коллегии в министерства, заменив принцип коллегиального управления единоначалием.

Реорганизовано было и местное управление: должности наместников упразднены, приказы общественного призрения, управы благочиния и городские думы ликвидированы, сословное самоуправление слито с органами полиции. В городах были созданы городские правления – ратгаузы, которым подчинялись магистраты. В их состав входили назначаемые правительством чиновники (президент и директор экономии) и выборные от городского общества, утвержденные императором. В губернских и уездных городах в 1799 г. были созданы военно-полицейские органы – ордонансгаузы во главе с полицмейстером, городничим или комендантом, в ведении которых находились военный суд и тюрьма.

Изменилось административно-территориальное деление страны и принципы управления окраинами империи. Прибалтийским губерниям, Украине и некоторым другим территориям были возвращены традиционные органы управления.

Судебная система также подверглась пересмотру. В 1796 г. были упразднены все губернские сословные суды, из уездных судов – нижние расправы. Из сословного дворянского уездный суд превратился в общесословный суд для населения уезда, кроме горожан. Число судебных инстанций сократилось. Губернские палаты гражданского и уголовного суда были объединены в палату суда и расправы. Из уездного суда и магистрата апелляция подавалась сразу в эту палату, а потом – в Сенат.

Большое внимание Павел I уделял армии и гвардии. 4 декабря 1796 г. были опубликованы новые военные уставы. В результате реформ улучшалось питание солдат, было запрещено их использование на работах для личных нужд офицеров. В случае жалоб солдат на офицеров последние наказывались в судебном порядке. В период правления Павла I офицеров судили вдвое чаще, чем нижних чинов.

Преобразования затронули систему управления удельными и государственными крестьянами. В 1797 г. создан Департамент уделов, под начало которого перешли земли царской семьи. В удельной волости (3000 душ крестьян) под руководством чиновников крестьяне избирали сельский приказ в составе: голова, два старшины (приказно й – по полицейским делам, казенный – по податям и повинностям) и писарь. Сельский сход удельных крестьян избирал старосту и низших полицейских чинов – сотских и десятских.

На территориях, населенных государственными крестьянами, также образовывались органы крестьянского самоуправления. Сельский сход избирал сельского старшину и его помощников: старост, сборщика податей, сотских и десятских; волостной сходволостное правление, волостного старшину и двух заседателей. Однако эти органы лишь обеспечивали правительственному административно-полицейскому аппарату управление, сбор податей, порядок, но не имели прав.

Парадоксальной и вместе с тем любопытной стороной контрреформы была попытка императора снискать любовь простого народа. «Манифест о трехдневной барщине» (1797 г.) запрещал помещикам принуждать крестьян к работе в воскресенье, а 6 остальных дней делил поровну: 3 дня крестьянин должен был работать на помещика, 3 дня – на себя. Еще раньше вышел указ, запрещавший продажу дворовых и безземельных крестьян с молотка.

С первых дней царствования Павла I началось наступление на дворянские привилегии, определенные Жалованной грамотой 1785 г. Дворяне вновь обязаны были поступать на службу, для перехода с военной службы на гражданскую требовалось разрешение Сената, восстанавливались телесные наказания. Еще одна важная привилегия – свобода от податей – также была упразднена введением сбора на содержание губернской администрации. Губернские дворянские собрания были распущены, уездные – ограничены в правах. Число дворян-избирателей сократилось примерно в пять раз, у губернатора появились дополнительные возможности для вмешательства в процесс выборов. Обращение дворянства к императору стало возможным только с разрешения губернатора или генерал-прокурора. Таким образом, Павел I стремился возродить дворянство как рыцарское сословие – дисциплинированное, организованное, преданное своему государю.

Правление Павла I характеризуется мелочной регламентацией жизненного уклада всех слоев населения. Была установлена жесткая цензура на печатные издания; российским гражданам запрещалось выезжать за границу, в том числе и для учебы, а иностранцам – въезжать в Россию. Под запретом оказались французское платье, даже слова «гражданин» и «отечество». Устанавливалось единое время обеда (13 часов) и отхода ко сну (22 часа). Новые указы Павла появлялись так часто, что подданные не успевали принять их к сведению и невольно нарушали, подвергаясь за это взысканиям. За 4 года было издано 2179 законодательных акта, или в среднем 42 в месяц (при Екатерине II в среднем издавалось 12 указов в месяц). По подсчетам историков за время правления Павла I были посажены в тюрьму, отправлены на каторгу и в ссылку около 300 дворян, общее же число пострадавших составило 1500человек.

Все преобразования Павла I были противоречивы: с одной стороны – централизация, сосредоточение власти в руках царя, ликвидация элементов самоуправления, с другой – возврат к разнообразию форм управления на национальных окраинах, попытки улучшить условия жизни крестьян и нижних армейских чинов. Неуравновешенность монарха, ситуация нестабильности, сопровождавшая годы его царствования, потеря сословных дворянских привилегий – все это вызывало раздражение в придворных кругах. В ночь на 11 марта 1801 г. в результате дворцового переворота Павел I был убит. Новым российским императором стал его старший сын Александр I.

 

Контрольные вопросы и задания

1.Что понимается под «просвещенным абсолютизмом»? Назовите основные мероприятия политики просвещенного абсолютизма.

2. Какую роль в реформировании системы государственного управления сыграла Уложенная комиссия?

3. Как изменились высшие и центральные государственные учреждения в 60-90-х гг. XVIII века?

4. Сравните систему местного управления екатерининского и петровского периодов.

5. Что представляли собой органы сословного самоуправления в конце XVIII века?

6. Укажите основные направления контрреформ Павла I.

 

Тема 8. Самодержавие и его государственные учреждения в первой половине XIX века




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 3232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.