Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реорганизация местного управления и суда




Временное правительство и его учреждения

Состав и программа Временного пра­вительства были согласованы в ходе переговоров Временного ко­митета Государственной думы и исполкома Петроградского сове­та. Подписание Николаем II указа о формировании Временного правительства было формальностью, на которой настаивала часть думцев, полагавших таким способом придать революционной вла­сти легитимный характер.

Временное правительство было сформировано 2 марта 1917 г. Его возглавил князь Г. Е. Львов, в прошлом активный деятель земского движения. В правительство вошли: П. Н. Милюков (ми­нистр иностранных дел), А. И. Гучков (военный и морской ми­нистр), М. И.Терещенко (министр финансов), А. И. Шингарев (министр земледелия), Н. В. Некрасов (министр путей сообщения), А. И. Коновалов (министр торговли и промышленности), А. А. Ма­нуйлов (министр народного просвещения), А. Ф. Керенский (ми­нистр юстиции), И. В. Годнев (государственный контролер) и В. Н. Львов (обер-прокурор Синода). Пост министра внутренних дел достался главе правительства Г. Е. Львову.

Из 11 министров десять относились к буржуазно-либеральному лагерю (шестеро были кадетами или примыкали к ним, двое — октябристами, один — прогрессист и один — беспартийный). Лишь А. Ф. Керенский представлял партии социалистической ориента­ции и вошел в правительство от Петроградского совета. Подоб­ный партийный расклад не отражал реального соотношения сил в русской революции, но отвечал доктринальным установкам эсе­ров и меньшевиков, полагавших, что буржуазная революция должна привести к власти буржуазию, и потому отказавшихся от всей полноты пра­вительственной ответственности.

Новое правительство провозгласило себя временным, так как должно было довести страну до созыва Учредительного собрания, перед которым обязывалось сложить с себя властные полномочия. Декларация Временного правительства от 3 марта 1917 г. содержала программу первоочередных мер:

- амнистия по полити­ческим и религиозным делам, включая террористические поку­шения, военные восстания и аграрные преступления;

- свобода сло­ва, печати, союзов, собраний и стачек;

- отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений;

- подготовка созы­ва Учредительного собрания;

- замена полиции народной милици­ей;

- выборы в органы местного самоуправления.

Решение фунда­ментальных вопросов: о форме правления, о государственном ус­тройстве, аграрной реформе и т. д. — откладывалось до созыва Уч­редительного собрания, «хозяина земли Русской».

Февральская революция свергла монархию, но не решила главного вопроса любой революции — вопроса о власти. Несмотря на создание общероссийской власти в лице Временного правительства, в стране фактически установилось двоевластие, т.е. наличие одновременно двух систем власти. Одна власть была представлена Временным правительством и его учреждениями, другая — Советами. Петроградский совет наблюдал за деятельно­стью Временного правительства, вмешивался в процесс приня­тия им решений, участвовал в формировании его новых составов. Такое положение сохранялось до начала июля 1917 г., когда Со­веты утратили реальные рычаги воздействия на Временное пра­вительство.

В период со 2 марта по 25 октября 1917 г. в России сменилось четыре Временных правительства. Первое Вре­менное правительство, получившее название однородно-буржу­азного, просуществовало ровно два месяца (2 марта — 2 мая 1917 г.). Причиной его отставки стал кризис, вызванный нотой П. Н. Ми­люкова, в которой он подтверждал обязательства России перед союзниками по Антанте и в завуалированной форме признавал необходимость аннексий при заключении мира. После ее опуб­ликования по стране прокатилась волна антивоенных митингов и демонстраций, заставивших П. Н. Милюкова и А. И. Гучкова уйти из правительства.

5 мая 1917 г. Временное правительство и исполком Петроград­ского совета достигли соглашения о создании коалиции между буржуазно-либеральными и социалистическими партиями. Так было сформировано первое коалиционноеправительство. В его составе оказалось шесть министров-социалистов (из 16). Возгла­вил правительство Г. Е. Львов. Первое коалиционное правитель­ство продержалось до 2 июля 1917 г. Провал июньского наступле­ния на фронте и разногласия по вопросу о предоставлении авто­номии Украине привели к развалу коалиции. Политический кри­зис был осложнен антиправительственными демонстрациями и кровопролитием 3 — 5 июля. 8 июля 1917 г. Г. Е. Львова на посту премьера сменил А. Ф. Керенский. 24 июля им было сформирова­но второе коалиционное правительство. Впервые оно было созда­но без санкции Советов. В правительстве А. Ф. Керенского изме­нилось соотношение между буржуазно-либеральными и социали­стическими элементами в пользу последних. Однако второе коа­лиционное правительство смогло удержаться у власти еще мень­ше, нежели первое; после начала корниловского выступления 26 августа 1917 г. оно распалось. Поскольку новый кризис власти гро­зил затянуться, А. Ф. Керенский 1 сентября сформировал пере­ходный кабинет из пяти министров — Директорию. В тот же день Россия была официально провозглашена республикой. 24 сентября 1917 года было создано третье коалиционноеВременное правительство, которому суждено было стать пос­ледним. Возглавлял его все тот же А. Ф. Керенский. Через месяц, 25 октября 1917 г., оно было свергнуто большевиками.

Фор­мально Временному правительству принадлежала вся полнота за­конодательной и исполнительной власти в стране. Оно заменило свергнутого монарха, Государственный совет и Государственную думу, а также Совет министров. Другие высшие органы — Сенат, Синод, Особые совещания были поставлены в зависимое от него положение. С 5 марта стал выходить официальный орган «Вестник Временного правительства».

Из центральных ведомств было упразднено лишь Министер­ство императорского двора и уделов. Находившиеся в его управле­нии дворцы, земли и предприятия перешли в ведение других ми­нистерств. Серьезной реорганизации подверглось Министерство внутренних дел. Были ликвидированы Штаб отдельного корпуса жандармов, Департамент полиции и ведавшее цензурой Главное управление по делам печати. В целях обеспечения личной и иму­щественной безопасности граждан вместо полиции создавалась милиция. В мае 1917 г. появились четыре новых министерства: тру­да, продовольствия, государственного призрения, почт и теле­графов, в августе еще одно — Министерство исповеданий. Важное значение имело учрежденное Временным правительством Юри­дическое совещание. Оно должно было давать предварительные заключения на все правовые акты Временного правительства и превратилось в промежуточную инстанцию между ним и мини­стерствами при разработке новых законопроектов. Для расследо­вания деятельности высокопоставленных чиновников прежнего режима была учреждена Чрезвычайная следственная комиссия (март 1917 г.).

Для выработки «общего плана организации народного хозяйства и труда, а также для разрешения законопроектов и общих мер по регулированию хозяйственной жизни» при Временном правительстве создаются Экономический совет и Главный экономический комитет под председательством Г.Е. Львова.

Положение об этих органах принято в июне 1917 г. В состав Экономического совета входили представители министерств, общественных и научных организаций, профсоюзов. Главный экономический комитет состоял из министров, назначаемых правительством. Особые совещания и комитеты были обязаны руководствоваться постановлениями Совета. В функции Комитета входило руководство деятельностью всех органов, регулирующих народное хозяйство, согласование мероприятий в разных отраслях народного хозяйства, объединение статистической работы.

Главной своей задачей Временное правительство считало про­ведение выборов в Учредительное собрание, которое должно было определить будущее государственное и общественное устройство страны, принять конституцию, решить другие вопросы — аграр­ный, рабочий, национальный и т.д. Подготовка к выборам в него началась сразу после свержения монархии. 25 мая 1917 г. Времен­ное правительство образовало Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание. Его возглавил вид­ный юрист Ф. Ф. Кокошкин, позднее занявший пост государ­ственного контролера во втором коалиционном правительстве. Был подготовлен один из самых демократических на тот период времени избирательных законов в мире. Впервые в истории стра­ны право голоса получили женщины. В августе 1917 г. приступила к работе Всероссийская по делам о выборах в Учредительное со­брание комиссия, подготовившая списки избирателей. 11 октября решением Временного правительства была создана Особая ко­миссия по составлению проекта Основных государственных за­конов Российской республики. Разработанный ею проект кон­ституции предполагалось передать на рассмотрение Учредитель­ного собрания. Но дальнейшее развитие революции в России перечеркнуло этот конституционный процесс.

С целью расширить свою социальную базу, добиться консоли­дации общества и выработать меры по выходу из политического, экономического и социального кризиса Временное правительство периодически созывало многолюдные политические совещания. 12—15 августа в Большом театре в Москве прошло Государствен­ное совещание. В его работе приняли участие около 2 тыс. предста­вителей буржуазных и социалистических партий, профсоюзов, кооперации, военных, духовенства, интеллигенции, делового мира. Однако примирить различные политические силы не удалось. Пра­вительство подвергалось критике и справа и слева.

14 сентября в Мариинском театре в Петрограде открылось Де­мократическое совещание. На него были приглашены 1,5 тыс. че­ловек. Его работа проходила в условиях очередного правительствен­ного кризиса. 21 сентября было принято решение об избрании постоянно действующего Временного совета республики, или Предпарламента, который состоял из 313, позднее — 555 человек и должен был играть роль органа, контролирующего деятельность Временного правительства. Первое его заседание состоялось 7 ок­тября.

Однако к этому времени Временное правительство потеряло влияние на политическую ситуацию в стране. Буржуазно-демократическая республика доживала свои после­дние дни.

 

Первое время власть на местах имели общественные исполнительныекомитеты. Они возникли раньше других организаций и учреждений и действовали на губернском, уездном, волостном и даже сельском уровнях. По данным МВД тогда было 79 губернских и областных, 651 уездный и более 9000 волостных комитетов. По массовости, широте представительства с общественными исполнительными комитетами не могла сравниться ни одна управленческая структура: земства действовали в губернских и уездных центрах европейской части России, думы – в городах, Советы – в городах и рабочих поселках.

Общественные исполнительные комитеты уже в момент своего организационного оформления заявляли о том, что берут власть в свои руки. Однако Временное правительство не признало этого факта. Оно отнесло общественные исполнительные комитеты к общественным организациям и тем самым лишило их правового оформления и финансовой поддержки.

5 марта 1917 г Временное правительство своим указом отстранило представителей прежней администрации и передало управление губерниями и уездами председателям соответствующих земских управ. Получив должность комиссаров Временного правительства, они в полном объеме сохранили права и обязанности по руководству земством. Лишь в отдельных местах должности комиссаров заняли городские головы, члены Государственной думы и Государственного совета. Таким образом, Временное правительство сделало ставку на земство, и это неудивительно, учитывая их общую классовую основу, историю, экономическое положение.

Указ 5 марта внес дезорганизацию в прежнюю структуру власти и ослабил единство действий народа. С появлением лозунга «Вся власть Советам!» положение на местах осложнилось еще больше. Советы начали борьбу и против общественных исполнительных комитетов, и против комиссаров Временного правительства. Логика событий неуклонно вела к дальнейшему размыванию власти: одна ее часть продолжала удерживаться исполнительными комитетами, другая попадала в руки правительственных комиссаров, а третья постепенно переходила в ведение Советов. Если на общегосударственном уровне сложилось двоевластие, то на местах, как минимум, - троевластие.

В мае 1917 г. принимается новое «Временное положение о земских учреждениях». Компетенция земских органов самоуправления была значительно расширена. Надзор за земствами возлагался на губернского комиссара Временного правительства. Исполнительным органом земств становится милиция. Органами власти на местах были уездные земские собрания, составляемые на три года из гласных (представителей) от сельской местности и городов. Снижался до 18 лет возрастной ценз. От выборов отстранялись военнослужащие. Списки кандидатов подписывались десятью избирателями, ценза оседлости не требовалось. Контроль над выборами осуществлял Сенат. Губернские земские собрания выбирались уездными собраниями.

К компетенции земств впервые были отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда и общественных мастерских, оказания юридической помощи, устранения дороговизны.

Общее руководство земствами осуществлял Всероссийский земский союз, высшими органами которого были собрание уполномоченных, Главный комитет, ревизионная комиссия. Деятельность городских и районных дум и управ возглавлял Совет дум.

В мае 1917 г. был принят закон «О волостном земстве», упразднивший все другие волостные органы (комитеты). На волостные земства возлагались

обязанности, ранее лежавшие на волостных правлениях и волостных старшинах. В компетенцию волостного земства вошли следующие вопросы: о повинностях и капиталах земства, осуществление пожарных, санитарных и коммунальных мероприятий, устройство бирж труда.

Исполнительным органом стала волостная управа, она же заменила волостные продовольственные комитеты. В компетенцию волостной управы входило: созыв собраний, подготовка проектов решений, объявление постановлений центральной власти, охрана порядка и обязанности по продовольственному обеспечению.

Волостное земское собрание состояло из волостных земских гласных, избираемых на три года и работавших в нем безвозмездно. Уездное земское собрание утверждало сделки по отчуждению волостным земством недвижимости, установленные волостным земством сборы, договоры и займы.

В ходе революции была расширена компетенция мировых судов (судебная система того периода включала окружные суды, судебные палаты, в которых был ликвидирован институт сословных представителей, мировых судей и их съезды). В мае - июне 1917 г. устанавливаются новые цензы для судей: для мировых – среднее образование и трехгодичный стаж чиновника, для окружных судей – высшее образование и определенный стаж работы в госаппарате.

В марте по инициативе Петроградского Совета правительство учредило временные суды, состоявшие из мирового судьи и двух заседателей (рабочего и солдата). В их компетенцию входили дела местного масштаба. После июльских событий эти органы были упразднены.

В мае был принят закон «О временном устройстве местного суда», включивший в состав мирового суда участковых и добавочных мировых судей. Членов мирового суда избирали волостные земские собрания и городские думы, утверждал их список мировой съезд.

Весной 1917 г. в стране возрождается система административной юстиции: в уездах стали действовать административные судьи, в губерниях открылись административные отделения окружных судов, административно-судебные функции были возложены на первый департамент Сената.

В июле в Петрограде было создано Управление уголовного розыска, подчиняющееся прокурору окружного суда и контролируемое прокурором судебной палаты. Формирование органов розыска и дознания проводилось в рамках общего суда и местного самоуправления с целью усиления контроля над их деятельностью общественности и представительных органов. В компетенцию органов административной юстиции входило разрешение конфликтов между государственными органами и общественными учреждениями. В сентябре в систему административной юстиции были включены земельные и продовольственные комитеты.

Земельные комитеты на губернском, уездном, волостном уровнях были образованы в апреле 1917 г. Их задачей стала подготовка земельной реформы, выработка предложений, которые должны рассматриваться Учредительным собранием. Члены земельных комитетов избирались земскими собраниями, городскими думами, мировыми съездами. Уездные земельные комитеты состояли из делегатов волостей, земств и городов, земельного агронома и статистика. Губернские комитеты – из представителей уездных комитетов, экономических отделов губернских земских управ, члена окружного суда и представителя Министерства земледелия.

В состав Главного комитета входили: министр земледелия, назначенные правительством члены, представители Всероссийского Совета крестьянских депутатов, Временного комитета Государственной думы, Всероссийского Совета рабочих депутатов, кооперативов, политических партий и научных экономических обществ.

В сентябре 1917 г. были созданы полевые земельные суды, призванные разрешить дела о земельных спорах и беспорядках.

Деятельность всех звеньев государственного аппарата в 1917 г. отличалась крайней неустойчивостью и неэффективностью, в обществе исчезало доверие к власти, ее решения оставались на бумаге, а часто просто не признавались населением. Неудивительно, что страну постепенно захлестывала волна беспорядков и насилия. В деревне крестьяне в массовом порядке захватывали земли, сжигали помещичьи усадьбы. В воинских частях солдаты отказывались подчиняться приказам. Экономический саботаж со стороны некоторых предпринимателей и забастовки рабочих окончательно дезорганизовали производство. мельные комитеты на губернском.е комитеты. были вклюразрешение конфликтов между государственными органами и обществеными рылис




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.