КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткое изложение теоретических вопросов. 1. Начало информационной эпохи
1. Начало информационной эпохи. Изменение картины мира. По заказу оборонного ведомства США в 1969-е гг. создали систему связи между военными объектами, которую нельзя было рассекретить и уничтожить. Было предложено неординарное решение - информационная сеть, по которой отдельными кусками передавалась информация. В 1969 г. учёные воспользовались сетью для посылки сообщений друг другу с одного компьютера на другой. Так появился прообраз современной электронной почты. В 1970-е гг. открытая часть сети объединила университеты и научные институты. В 1980-е гг. к ней стали подключаться коммерческие, общественные организации и отдельные граждане. Сеть стремительно разрасталась, объединив Северную Америку, Западную Европу, Израиль, Австралию, Новую Зеландию и Европу. Удивительно быстрый рост связан с тем, что строители сети просто арендовали телефонные линии. В 1991 г. Т. Бернерс-Ли написал программу для передачи "гипертекста" с компьютера на компьютер и сделал её доступной для всего мира. Появилась "всемирная паутина" - Интернет. В 1993 г. по сети стали "путешествовать" картинки, звуки и видеоизображение. Так постепенно сложилось единое мировое информационное пространство. В 1981 г. в продажу в США поступил первый персональный компьютер. У него не было диска и "мыши", работать с ним было мучением. Но это было революционное изобретение. Производители не ожидали такого огромного спроса. Компьютер стоил как автомобиль (от 3 до 6 тыс. долл.), но продавался он миллионами штук. В 1986 г. появился принципиально новый персональный компьютер, он мог работать с системой "окон" и стоил в несколько раз дешевле. Началась эра персональных компьютеров.
Последствия становления персонального пространства ощутимы во всех областях жизни. Сеть разрушает любую монополию на информацию, делает невозможной цензуру. Огромно значение Интернета в образовании и свободном получении доступа к источникам знаний. Многие учебные центры предлагают дистанционное обучение через Интернет. Сеть породила невиданные ранее виртуальные сообщества людей, создала возможности для индивидуализации потребностей и интересов человека, раскрыла перед человеком весь мир. Переход к новому этапу развития науки, к новым способам объяснения мира начался в 1960-1970 гг. Центральной стала идея об универсальном, т.е. всеобщем характере процессов самоорганизации в мире. На базе теории саморазвития и концепции глобальной революции формируются отдельные элементы новой картины мира. Неожиданная сложность, обнаруженная в природе, множественность её проявлений, присущая ей вероятность и неопределённость, многообразие и многовариантность развития, взаимосвязь случайности и необходимости, хаоса и порядка привели к появлению целостного и в то же время более простого и органичного взгляда на мир, неотъемлемой частью которого стал человек. Быстрое распространение информационно-коммуникативных технологий расширило поле для взаимодействия между различными людьми. Происходит формирование единого мирового рынка с общими стандартами потребления. В то же время усиливается стремление к возрождению национальной самобытности, традиций, местных обычаев, забытых языков, растёт интерес к этнической музыке, исчезнувшим культурам, расширяется понимание культурного разнообразия мира. Осмысление нового этапа в развитии культуры дано в работах современных философов М. Фуко, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Э. Левинаса, Ж. Лиотара, Ф. Джеймисона, Р. Рорти. Благодаря их усилиям новые мировоззренческие установки, новое отношение к миру и новая эстетика получили развёрнутое обоснование. Философов стали называть постмодернистами.
Постмодернизм - это не направление в искусстве и не стиль, а индивидуальное видение автора, которое проявилось во всех направлениях культуры и искусства, начиная от архитектуры и заканчивая литературой.
2. Глобализация в конце XX - начале XXI вв. Глобализация - один из важнейших процессов конца XX века. Роль различных стран в мире определяется не столько их военным потенциалом, сколько экономическими возможностями, способностью приобщения к новым технологиям, степенью включения в мировую экономику. Глобализация охватывает всё большее число стран, продвигающихся по пути либерализации, и распространяется на самые различные сферы жизни человека. Глобализация - это формирование всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, идей, информации и т.д. Глобализация - комплексное, растущее единство мира. Компоненты глобализации: - невиданное ранее движение капитала во всемирном масштабе; - формирование международных интегрированных производств на базе транснациональных корпораций; - либерализация торговли, снятие ограничений на движение товара по всему миру; - неограниченное распространение информации по всему миру. Глобализация создаёт серьёзные проблемы для ряда стран. Разрушаются традиционные уклады жизни, приходят в упадок неэффективные отрасли, не все могут приспособиться к новым условиям. Но глобализацию уже не остановить. В результате глобализации уменьшается прямое вмешательство государства в экономические процессы. Главной задачей государства становится обеспечение международной конкурентоспособности. Важны сбалансированный бюджет, доверие инвесторов, политическая и социальная стабильность, высокий уровень производительности труда и высококвалифицированная рабочая сила, поддержка конкурентоспособных секторов национальной экономики. Начало XXI в. обусловлено характеризуется обострением множества глобальных проблем. В начале XXI в. обострение глобальных проблем по-новому поставило вопрос о настоящем и будущем человеческой цивилизации, сделав весьма спорным приведённый вывод о возможности учиться на катастрофах. Стала нарастать угроза глобальной планетарной катастрофы, исчезновения самого человечества как вида в результате или ядерной войны, или деградации природной среды, биосферы планеты под воздействием антропогенных нагрузок, или обострения других противоречий такого масштаба.
По данным Института всемирного наблюдения, функционирующего на территории США, с 1970 по 1990 годы мир потерял почти 200 млн. гектаров лесов, площадь пустынь увеличилась примерно на 120 млн. гектаров, уничтожено 180 млрд. тонн пахотного слоя, а население планеты выросло на 1,6 млрд. человек и к 2030 году достигнет приблизительно 10 млрд. человек. Для поддержания их жизненного стандарта потребуется увеличить сельскохозяйственное производство в 4 раза, а производство энергии в 6 раз. Возможное повышение среднегодовой температуры ко второй половине XXI века может достичь значений, по разным оценкам, от 2,6 до 5,8 градусов по шкале Цельсия, что приведёт не к библейскому, а к реальному затоплению и опустошению островных государств и обширных прибрежных районов на материках. Исследования подтверждают также и продолжающееся разрушение защитного озонового слоя Земли. Основные причины глобализации: - переход от индустриального общества к информационному обществу, к высоким технологиям; - использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения; - переход от централизации экономики к ее децентрализации; - переход от национальной экономики к мировой. Глобализация не только привела к формированию единого мирового пространства, но и усилила стремление к утверждению своей самобытности, к расширению роли национальных традиций. Уважение к культурному разнообразию мира и диалог культур становится насущной проблемой для всего мирового сообщества. Задания для самостоятельного выполнения - Подготовка материала по теме: «Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях». Формы контроля самостоятельной работы: - защита сообщений или презентаций;
- устный опрос. Вопросы для самоконтроля 1. Дата начала войны в Южной Осетии: а) 2007 г.; б) 2008 г.; в) 2009 г. 2. Событие, начавшееся в 1999 г.: а) первая чеченская война; б) афганская война; в) война в Осетии; г) вторая чеченская война. 3. Ельцин, Кравчук и Шушкевич подписали в декабре 1991 г.: а) торговый союз; б) договор об образовании СНГ; в) договор о дружбе и союзе; г) военно-политический договор. 4. Принцип, по которому сформирован ряд следующих личностей: Сахаров, Орлов, Гинзбург, Боннер: а) нобелевские лауреаты; б) диссиденты; в) актёры. 5. Формирование всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, идей, информации и т.д. - это: а) глобализация; б) интеграция; в) индустриализация; г) коллективизация. 6. Система связи между военными объектами в конце 60-х гг. создана: а) в СССР; б) в США; в) в Японии; г) в Италии. 7. Единая валюта(евро) в ЕС введена в: а) 2003 г.; б) 2001 г.; в) 2002 г.; г) 1999 г. 8. Соотнесите событие и дату:
9. Культурные течения второй половины XX - начала XXI вв. получили название: а) модернизм; б) индивидуализм; в) фетишизм; г) постмодернизм. 10. Апартеид - это: а) крайняя форма расовой дискриминации; б) насильственное присоединение, захват; в) уничтожение людей по признаку определённой общности; г) понижение курса национальной валюты.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |