Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новации в системе налогообложения




 

Новации — обновления и изменения в сфере налогообложения.

В 2005 г. закон «Об основах налоговой системы в РФ» утратил силу, и в Кодексе было установлено, что в отличие от принятой ранее практики законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит только из законов. Были отменены налог с продаж, местные налоговые платежи (сборы за право торговли, с владельцев собак, курортный сбор и т. д.), налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Таможенная пошлина и сборы переведены в состав неналоговых платежей. Последовательно введены налог на имущество организаций (гл. 30 Кодекса), водный налог (гл. 25.2 Кодекса) и земельный налог (гл. 31 Кодекса). В итоге к началу 2006 г. перечень налогов и сборов, действующих в РФ, значительно сокращен.

Произошло снижение основной ставки НДС до 18%. Понижена максимальная ставка ЕСН с 35,6 до 26%; при этом отменены все ограничения по доступу к ставкам регрессивной шкалы и сокращен перечень льгот по налогу. Увеличена с 6 до 9% ставка НДФЛ и налога на прибыль организаций, уплачиваемых с дивидендов.

Весьма значительны нововведения в процедурах налогообложения с 2006 г. Так, установлен единый метод уплаты НДС - "по отгрузке"; увеличена до 2 млн руб. сумма выручки предприятия, которая позволяет получить освобождение от уплаты НДС. Новую редакцию обрело большинство статей гл. 25 Кодекса; при этом практически все поправки – в пользу налогоплательщиков. К ним относятся: разрешение учитывать в составе амортизируемого имущества улучшения арендованного имущества; открытый перечень прямых расходов; устранение ограничений по переносу убытков на будущее; возможность учета расходов на вневедомственную охрану и др.

Новшества затронули и специальные налоговые режимы. Объем дохода, который дает право налогоплательщикам переходить на УСН, увеличен с 11 до 15 млн. руб., а дохода, превышение которого является основанием для возврата в иные режимы налогообложения, - с 15 до 20 млн. руб. Индивидуальным предпринимателям, не привлекающим наемных работников, разрешено применять УСН на основе патента. А полномочия по введению ЕНВД переданы с регионального на местный уровень.

Новации в сфере налогообложения с 1 января 2007 г. связаны с принятием ряда нормативных актов федерального значения.

1. Наиболее значимым явился Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ, направленный на совершенствование налогового администрирования. С принятием этого акта в первой части Кодекса появилось шесть новых статей, а 25 статей существенно отредактированы. Изменения и дополнения затронули, в частности:

· понятийный аппарат - введены новые определения лицевой счет, счет Федерального казначейства, учетная политика для целей налогообложения;

· права и обязанности участников налоговых отношений - внесена важная поправка о том, что налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по применению налогового законодательства;

· порядок предоставления налоговых деклараций – определено, что налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 100 человек, обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде;

· виды налоговых проверок - только камеральные и выездные налоговые проверки, а встречные проверки как самостоятельный вид исключены. Однако введено положение, предусматривающее истребование документов о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках у контрагента или иных лиц;

· правила камеральных проверок - сокращен и конкретизирован перечень документов, представляемых налогоплательщиком по требованию налогового органа в ходе таких проверок. Истребовать дополнительные документы можно, если налогоплательщик пользуется льготами или претендует на возмещение НДС. По результатам камеральных проверок должен составляться акт;

· правила выездных проверок - их количество в отношении одного налогоплательщика ограничено двумя в течение года. Предусмотрена возможность продления выездных проверок на срок до полугода. В последний день инспектор обязан составить справку о проведенной проверке и вручить ее налогоплательщику. Дата отсчета трехгодичного срока проведения выездной проверки отсчитывается с момента вынесения решения о ее проведении;

· налоговое производство - введена принципиально новая процедура апелляционного обжалования решений налоговых органов. Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности будет вступать в силу по истечении десяти дней, а за это время он вправе подать апелляционную жалобу в вышестоящий орган ФНС. Детально прописаны процедуры, предусматривающие активное участие налогоплательщика в рассмотрении результатов налоговой проверки. Уточнены правила исчисления сроков, определенных рабочими днями или календарными днями. Обновилась трактовка статуса налогового резидента РФ. Изменены правила зачета по налоговым платежам;

· ответственность за совершение налоговых правонарушений - по новым правилам налоговые органы получают возможность взыскивать все штрафы, независимо от суммы, во внесудебном порядке. В случае приостановления операций по банковским счетам будут блокированы не все средства на счете налогоплательщика, а только оспариваемая налоговыми органами сумма. Вводится новое смягчающее обстоятельство: тяжелое материальное положение налогоплательщика. Выполнение налогоплательщиками письменных разъяснений Минфина или ФНС будет освобождать их не только от штрафов, но и от пеней.

2. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 144-ФЗ предусматривает льготы для IT-компаний, специализирующихся в области информационных технологий. Поправки в основном касаются привилегий по ЕСН и налогу на прибыль.

При получении государственной аккредитации IT-компания имеет право на применение сниженного порога регрессивной шкалы по ЕСН, если более 90% доходов получено от реализации компьютерных программ, при этом более 70% – от продажи на экспорт. Таким организациям разрешено списывать затраты на приобретение вычислительной техники как материальные расходы, а не посредством амортизации.

3. Федеральные законы от 26.07.2006 г. № 134-ФЗ и от 27.07.2006 г. № 151-ФЗ вносят значительные поправки в механизм исчисления и уплаты акцизов и НДПИ соответственно.

Ставки акцизов (за исключением нефтепродуктов и табака) индексируются в среднем на 8,5%.

В качестве стимула для разработки нефти предусмотрено право на применение нулевой ставки НДПИ для конкретных месторождений. А для месторождений со степенью выработанности более 80% будет применяться понижающий коэффициент.

В части налога на прибыль введена норма, разрешающая затраты на НИОКР списывать в расходы равными частями в течение года. Исключены из налоговой базы суммы кредиторской задолженности по уплате пеней и штрафов в случае реструктуризации задолженности перед бюджетом и др.

Увеличены максимальные суммы социальных вычетов по НДФЛ на лечение и образование — с 38 тыс. до 50 тыс. руб. Имущественные налоговые вычеты распространены не только на квартиры, но и на комнаты.

Нововведения с 1 января 2008 г. связаны с принятием в 2006 - 2007 гг. ряда федеральных законов, которые внесли многочисленные изменениям в Налоговый кодекс.

1. Еще год назад была принята самая существенная поправка, которая меняет продолжительность налогового периода по НДС (закон от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ). Согласно поправке с начала 2008 г. все налогоплательщики отчитываются и перечисляют НДС в бюджет ежеквартально. Для многих это положительное явление. Однако экспортеры, регулярно заявляющие НДС к возмещению из бюджета, будут вынуждены ждать свои денежные средства дольше, чем это было ранее.

2. В соответствии с федеральными законами от 16.05.2007 г. №№ 75-ФЗ – 77-ФЗ, от 17.05.2007 г. № 85-ФЗ и от 24.07.2007 г. № 216-ФЗ внесены многочисленные поправки в ч. II Кодекса. Большинство положений этих документов вступают в силу с 1 января 2008 г. Важнейшие перемены по отдельным налогам и специальным налоговым режимам на ближайшую перспективу следующие.

Акцизы. Установлены ставки по подакцизным товарам на 2008 – 2100 гг. При индексации специфических ставок акцизов на подакцизные товары учтен рост среднего уровня цен на потребительские товары, а также прогнозируемый уровень инфляции в указанные годы.

Налог на доходы физических лиц претерпевает значительные изменения.

Во-первых, в Налоговом кодексе вводятся свои нормы суточных для командировок. Не будут облагаться НДФЛ выплаты в размере 700 и 2500 руб. для внутренних и заграничных командировок соответственно.

Во-вторых, при налогообложении материальной выгоды в виде экономии на процентах, которая возникает у физического лица при получении займов (кредитов), установлено: а) исчислять и уплачивать налог с материальной выгоды обязан налоговый агент; б) необходимо брать ставку рефинансирования ЦБ не на дату выдачи займа, а на дату уплаты процентов по полученным средствам; в) не облагается материальная выгода, если заем выдан на покупку (строительство) жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них.

В-третьих, появился новый вид социального вычета - расходы на негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование. Речь идет о взносах, которые платит не организация, а физическое лицо за себя, супруга, родителей или детей-инвалидов.

В четвертых, изменена максимальная общая сумма социального налогового вычета. Так, по расходам на обычное лечение, учебу налогоплательщика, а также на пенсионные взносы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования допускается вычет до 100 тыс. руб. Дополнительно по расходам на обучение детей можно заявить вычет на сумму до 50 тыс. руб., а по расходам на дорогостоящее лечение сохраняется право на вычет в сумме фактических затрат.

Единый социальный налог. В налоговую базу включаются не все выплаты по договорам гражданско-правового характера с физическими лицами, а за вычетом расходов этих лиц в связи с выполнением работ или оказанием услуг по контракту. Кроме того, на выплаты в пользу иностранцев, работающих в филиалах российских компаний за рубежом, ЕСН не начисляется.

Налог на прибыль организаций. Различий между правилами бухгалтерского и налогового учета становится меньше: в налоговом учете по аналогии с бухгалтерским нижний предел первоначальной стоимости основных средств, которые можно списывать в расходы единовременно, увеличивается до 20 000 руб.. Изменены правила начисления амортизации по дорогим легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам за счет применения понижающего коэффициента 0,5. Установлено, что принятый к вычету НДС по имуществу, полученному организацией в качестве вклада в уставный капитал, не увеличивает ее налогооблагаемую прибыль. Возрастает сумма признаваемых расходов по договорам добровольного личного страхования с 10 до 15 тыс. руб. на одного человека в год.

Упрощенная система налогообложения. Введено ограничение на применение данного специального режима бюджетными учреждениями, а также иностранными организациями. Вместо разъяснений Минфина узаконен порядок применения вычетов по НДС при переходе и возврате с упрощенной системы налогообложения. Увеличен список расходов, которые можно учесть в уменьшение базы по единому налогу (расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники). Законодательно закреплена норма, согласно которой сумму единого налога в состав расходов включать нельзя.

В правила применения УСН на основе патента внесены изменения:

а) потенциально возможный доход индексируется на коэффициент-дефлятор;

б) стоимость патента можно уменьшить на сумму обязательных взносов в Пенсионный фонд;

в) налогоплательщики должны вести налоговый учет, но не обязаны сдавать декларации. Однако с 2008 г. патент будет действителен на территории лишь одного субъекта РФ, и предпринимателю, желающему вести свою деятельность в другом регионе, придется приобретать и «местный» патент. Другая поправка: если индивидуальный предприниматель по каким-либо причинам потерял право на применение УСН на основе патента, то вернуться на нее можно не ранее чем через три года.

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Список видов бизнеса, которые могут быть переведены на этот специальный режим, насчитывает 61 позицию. Под ЕНВД подпадает деятельность по сдаче в аренду земельных участков для организации торговых мест и точек общепита, не имеющих залов обслуживания. Напротив, категория крупнейших налогоплательщиков, а также деятельность в рамках договора доверительного управления имуществом не может переводиться на ЕНВД. Для некоторых видов деятельности существенно возрастает сумма налога. Это касается автотранспортных услуг по перевозке пассажиров, розничной торговли в местах площадью более 5 кв. метров, а также сдачи этих мест в аренду.

Налог на имущество организаций. При расчете среднегодовой стоимости имущества последним слагаемым является остаточная стоимость активов по состоянию на 31 декабря отчетного года, а не 1 января будущего. Этим приведен в соответствие порядок исчисления налога с его налоговым периодом.

Земельный налог. По данному налогу отчетными периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

3. Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" создаются новые правовые основы развития малого и среднего предпринимательства. Критериями отнесения субъектов малого и среднего бизнеса к категориям являются:

· численность работников (микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек, малые предприятия - от 16 до 100 человек, средние предприятия - от 101 до 250 человек. Такая дифференциация позволяет обеспечить сопоставимость законодательства РФ и стран Евросоюза.);

· выручка от реализации товаров (работ, услуг) и (или) балансовая стоимость активов за календарный год. По данному критерию Правительство РФ устанавливает предельные значения, которые пересматриваются один раз в пять лет.

4. Согласно Федеральному закону от 19.07.2007 г. N 195-ФЗ предусмотрены перемены в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности. Основные новшества следующие:

· инновационные предприятия прилучают возможность амортизировать основные средства, задействованные в научно-технической работе, в ускоренном порядке, применяя специальный коэффициент (но не более 3);

· научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), а также связанные с ними процессы освобождаются от уплаты НДС;

· утверждается правительственный список предприятий, средства финансирования которых не будут включены в базу обложения налога на прибыль;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.