Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право Древнего Китая




Ни одна правовая система в мире не испытала столь мощного влияния двух противоборствующих философских учений, как правовая система Древнего Китая, в истории которой этико-политические догматы конфуцианства и по­литико-правовые концепции легизма стали определяющи­ми факторами самого поступательного развития права, его идейных основ, принципов и институтов, а также меха­низмов правоприменения, традиционного правопонимания китайцев.

Общей чертой этих двух древнекитайских школ была их политическая направленность, стремление организовать жизнь китайского общества на "рациональных", "справед­ливых" началах, но понимаемых каждой школой по-разно­му. Это привело к острой борьбе между ними, закончив­шейся в результате компромиссом.

В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа. На первом этапе в шаньско-иньском и раннечжоусском Китае в регулировании общественных отноше­ний главную роль играли этические нормы (ли), определя­ющие отношение членов китайского общества к правите­лю — вану и внутрисемейные отношения. Эти нормы стро­ились на почитании родителей, старших, на преклонении перед знатностью, на преданности вану.

Правовые нормы в это время не вычленились еще из общей массы религиозно-этических норм, с которыми они составляли единое целое. Вместе с тем все большее значе­ние по мере укрепления власти ванов приобретают распо­ряжения и приказы правителя, его приближенных, выс­ших чиновников, исполнение которых обеспечивается при­нуждением.

В VI в. до н.э. создает свое учение великий философ Конфуций, непререкаемый авторитет которого пережил в китайском обществе века. Основная философская идея кон­фуцианства — идея гармонии как главного условия всеоб­щего космогонического порядка, равновесия в мире, а следовательно, и счастья людей. Она включает в себя как гар­монию между людьми и природой, так и гармонию между самими людьми, выражающуюся в их поведении, которое должно соответствовать "естественному порядку", т. е. доб­родетели и морали.

Средством поддержания справедливого порядка у Кон­фуция является не закон, а соблюдение традиций, мораль­ных норм (ли), закрепляющих некий образ идеального по­ведения, основанного на соблюдении "меры" во всем, что, в свою очередь, должно побуждать человека к уступкам, компромиссам.

Гармоничное общество, согласно учению Конфуция, созданное на основе "веления Небес" — это совокупность групп (объединений людей), каждая из которых должна существовать в социальных и правовых условиях, макси­мальных для осуществления отведенных ей функций. Глав­ной идеей такого объединения является идея "сяо" — сы­новней любви, почитания старших, а также вышестоящих на иерархической лестнице.

Требование строгого соблюдения "ли", находящего выражение в скрупулезно разработанном ритуале, опре­деляло особое, принципиально отличное от легистов, от­ношение конфуцианцев к законодательной форме как к некоему мерилу, образцу правильного поведения, не тре­бующему во всех случаях ни строгого соблюдения, ни обя­зательной судебной защиты.

На втором этапе развития древнекитайского права, начиная с периода Чжаньго (V—III в. до н.э.), усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний. В этот период и было создано законченное легистское учение об управлении народом и государством наиболее ярким пред­ставителем легизма Шан Яном, отстаивающим абсолютную власть правителя, который с помощью строго установлен­ного, не подлежащего обсуждению закона определяет всю жизнь подданных.

Легисты проповедовали идею бесполезности и невоз­можности существования людей вне рамок жесточайших наказаний, исходили из обязательности превентивных мер и коллективной ответственности, обеспечивающих "хоро­шее управление", отказывались признавать наличие ка­кой-либо связи между мерой наказания и тяжестью соде­янного преступления. Жестоко карать, по их мнению, сле­довало даже за малейшее нарушение приказов государя. Проповедуя своеобразное "равенство" перед законом, нео­твратимость наказаний за совершенные преступления, ле-гисты стремились лишить знать, чиновничество различ­ных княжеств наследственных привилегий во имя укреп­ления сильной центральной власти. Не случайно крайнее ужесточение наказаний, требование их неотвратимости было прямо связано с развитием понятия преступления против государства.

Обострение противоборства двух идеологий, давшего новый импульс становлению традиционных черт и инсти­тутов древнекитайского права, относится ко второй поло­вине III в. до н.э., когда легизм в его крайней форме стано­вится официальной идеологией первой китайской империи Цинь (221—207 гг. до н.э.), а легисты приходят к власти, претворяя в жизнь свои правовые воззрения путем безус­пешных попыток насильственно вытравить из массового сознания конфуцианские догматы с помощью преследова­ния их поборников и носителей, уничтожения конфуцианс­ких книг и пр. Согласно легенде, Циньский император Шихуанди в 213 году до н.э. приказал сжечь все конфуци­анские книги, предав казни 400 ученых-конфуцианцев.

С утверждением династии Хань на последнем этапе формирования древнекитайского права (III в. до н.э.— III в. н.э.) — этапе формальной победы конфуцианства — проис­ходит слияние легизма и конфуцианства в новое учение — ортодоксальное ханьское конфуцианство, главным назна­чением которого становится осмысление с позиций тогдаш­них знаний, оправдание и увековечивание существующих социально-экономических и политических порядков как разумных, отвечающих интересам сохранения и функцио­нирования древнекитайского общества. Доминирующей иде­ей этой идеологии была конфуцианская идея неравенства людей, их социальных, сословных, ранговых различий, а также различий в зависимости от места в семье, пола, воз­раста. Незыблемости этих различий должна была служить тщательная регламентация поведения людей в обществе, семье с помощью жестких моральных норм "ли", офици­ально признанного ритуала.

Ортодоксальное конфуцианство не отвергало закона, строгих наказаний, предполагая взаимодействие строгости и снисхождения. Из этого предположения вытекало, что мораль и право, совпадали. Мораль задавала стереотип по­ведения, право с помощью наказаний запрещало от него уклоняться. Нормы господствующей конфуцианской мора­ли должны были отныне насаждаться силой, строгой карой закона ("фа"), что и нашло выражение в формулах орто­доксального конфуцианства: там, где недостает "ли", сле­дует применять "фа", или то, что наказуемо по "фа", не может быть дозволено по "ли", то, что позволено по "ли", не может быть наказуемо по "фа".

Слияние конфуцианства и легизма способствовало тому, что нормы "ли" приобрели большую обязательность и формализм, а в право были перенесены.целые пассажи из канонизированных к этому времени конфуцианских про­изведений "Чжоу ли", "И ли", "Ли цзы", в которых еще в начале второй половины I тысячелетия до н.э. были систе­матизированы и закреплены нормы конфуцианской морали.

Источники права. Согласно исторической традиции первые писаные законы в Китае появились в государстве Шань, а в Х в. до н.э. в Чжоу якобы существовал Уголов­ный кодекс, насчитывающий 3. тысячи статей. Ссылки на исключительную давность китайских кодексов — дань тра­диции, конфуцианскому учению, что правитель "не созда­ет право, а передает его, доверяя древним и любя их".

Появление писаных законов в Китае фактически от­носится к VI—V вв. до н.э., что было связано с усилением социального расслоения китайского общества. Не случай­но одним из первых писаных законов был Закон о позе­мельном налоге, принятый в VI в. до н.э. в царстве Лу, закрепивший ликвидацию общинного и установление част­ного землевладения.

Усиление законодательной деятельности в период Чжаньго "Воюющих царств", в V—III вв. до н.э., было свя­зано также с необходимостью использования закона в це­лях стабилизации политической обстановки в условиях из­нурительной, непрекращающейся борьбы отдельных китай­ских княжеств между собой.

Одним из первых материальных свидетельств писаных законов в Древнем Китае стал найденный бронзовый тре­ножник с текстом "Обозрения законов", относящийся к 536 году до н.э., основой которого стало понятие "у син" — пяти видов наказаний за преступления: клеймение, отре­зание носа, отрубание одной или обеих ног, кастрация и смертная казнь, ставшая наиболее распространенным на­казанием. Лишь на рубеже V — IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов "Книга законов царства Вэй", составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считаю­щихся законами предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки.

Этот сборник положил начало последующей практике разработки сборников законов. В ханьском Китае в III — II вв. до н.э. проводилась огромная работа по описанию, пере­писке, комментированию и восстановлению древних зако­нов. "Книга законов царства Вэй" была в это время допол­нена еще рядом глав, в частности нормами права о воен­ном деле, о государственном коневодстве и о финансах.

Появление писаных законов не могло изменить свой­ственный всему древнему праву Китая порядок, при кото­ром непосредственному приказу вышестоящего лица, вплоть до правителя, или правилам нравственности, возведенным в ранг общепринятых установлении Конфуцием или его последователями, отводилось главное место в регулирова­нии жизнедеятельности китайского общества. Законы не вытеснили и широко распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений, в частности по­земельных.

Уголовное право. Традиционное право Китая разви­валось в основном как уголовное право, нормы которого носили как бы надотраслевой характер. Они пронизывали сферу и брачно-семейных, и гражданских отношений и пр.

Это обстоятельство и определяет необходимость изна­чального рассмотрения, вопреки установившейся, в учеб­ной литературе практике, институтов и норм уголовного права, являющихся самостоятельной, особо значимой час­тью не только правовой системы Китая, но и, всей тради­ционной конфуцианской культуры. Именно в этой сфере с наибольшей отчетливостью проявлялся многовековый спор между конфуцианством и легизмом: что является лучшим средством управления — моральная норма (ли) или наказа­ние (син).

Понятие преступления в Древнем Китае связывалось с проявлением преступной воли человека. Правонарушитель рассматривался как низкий человек, его низость опре­делялась тем, что он выступал носителем этой пагубной, преступной воли, которая в зависимости от характера пре­ступления могла разрушить или весь мир, или порядок, гармонию в той социальной группе, к которой преступник принадлежал.

Из признания примата моральных норм вытекало, что мера виновности и суровость наказания должны были соот­ветствовать не столько характеру самого поступка, сколь­ко характеру духовного состояния преступника, не столько тяжести преступного действия, сколько интенсивности преступной воли.

В ханьском Китае, согласно конфуцианскому принци­пу "если воля добрая, человек не нарушает закон", стали складываться специфическое учение о форме вины, учи­тываться преступная,воля при определении меры наказа­ния. Требование учета воли преступника было закреплено и законом в 120 году до н.э. В соответствии с этим требова­нием в китайском праве стали выделять предумышленные и преднамеренные преступления, преступления, совершен­ные с умыслом и без такового, а также по ошибке. Одно наказание следовало за умышленную клевету, другое, бо­лее легкое, — за неподтвердившийся донос. Тяжесть нака­зания за телесное повреждение зависела от того, было оно нанесено со "злодейским умыслом" или в драке.

В древнем праве проводились различия и между окон­ченным преступлением и покушением как проявлением пре­ступной воли, наказываемым в принципе более мягко. Но нечеткость действия многих общих принципов уголовного права, которые деформировались под прессом конфуциан­ских догматов, приводила к тому, что часто покушение наказывалось как законченное преступление, например, в случае намерения убить кровного родственника.

Концепция "преступной воли" определяла и содержа­ние таких институтов как соучастие и групповое преступ­ление. Еще на рубеже новой эры сложилась особая норма, согласно которой главарем в преступной группе считалось лицо, непосредственно замыслившее преступление, пла­нировавшее его. Преступление признавалось групповым, если оно было совершено по предварительному сговору, в противном случае участники преступной группы отвечали каждый за отдельное преступление. Выделение главаря, идейного вдохновителя преступления, вина которого счи­талась особо тяжкой по сравнению с другими участниками преступной группы, было победой конфуцианцев над уни­версальной идеей наказания легистов, закрепленной еще в вышеупомянутом законе в 120 году до н.э.

Содержание правых положений о смягчающих вину обстоятельствах и отягчающих их (понятия невменяемости китайское традиционное право не знало) определялось также наставлением Конфуция: "Любить родителей и род­ственников преимущественно перед другими, всячески ока­зывать почтение престарелым, проявлять сострадание к калечным и милосердие к детям". В свете этой заповеди освобождались от телесных наказаний дети младше 8 лет и старики старше 70 лет.

Включение тех или иных противоправных действий в список преступлений, определение тяжести наказаний за них зависели от ряда причин: от субъективной воли импе­ратора, от доминирующего влияния тех или иных право­вых концепций: конфуцианских или легистских. Этот спи­сок носил крайне дробный и неопределенный характер. Уго­ловному преследованию, например, подвергались невып­латившие долг должники.

Уже чжоусскому законодательству, как сообщают ис­точники, были известны 500 видов преступлений. Неизмен­но в этом списке особое место стали занимать государ­ственные преступления — измена императору, бунт и др. В царстве Цинь одним из тяжких государственных пре­ступлений считалось хранение запрещенной литературы конфуцианского толка.

В IV—III вв. до н.э. в пособиях для чиновников содер­жались такие примеры рассмотрения уголовных дел, как кража из храма, кража предметов культа, нанесение ра­нений, клевета, дезертирство из армии. Рано выделились в соответствии с канонами конфуцианской морали и такие преступления, как непочтение к отцу, к старшим в семье. Еще в древности была введена ставшая традиционной от­ветственность вышестоящих и нижестоящих сослуживцев чиновника, совершившего ошибку или проступок по службе. В III в. до н.э. была введена и ответственность чиновников, знавших о вине своего коллеги и не донесших на него.

Наказания. Термин "бао" использовался в Древнем Китае в значении воздаяния за совершенное преступление. Живучесть представления о наказании как о воздаянии по принципу талиона, берущего свое начало с первобытнооб­щинного строя, определила длительное существование в Китае обычая кровной мести, с которым безуспешно боро­лись китайские правители.

Окончательное утверждение традиционной системы наказаний в V—IV вв. до н.э. было связано с ее философс­ким осмыслением на основе использования сакральной у древних китайцев цифры "пять". Шкала наказаний вклю­чала в себя: клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрацию и смертную казнь. Она дополнялась другими на­казаниями — битьём толстыми или тонкими палками от 100 ударов до 500 ударов (500 ударов толстыми палками было равносильно смертной казни), обращением в рабство, штра­фом. Крайняя жестокость наказаний, особенно при господ­стве легистов в царстве Цинь, где преступников варили в котле, вырывали у них ребра, сверлили головы, уравнове­шивалась в определенной мере возможностью применения символических уголовных санкций. Еще шаньско-иньскому, Китаю, например, была известна особая система символи­ческих наказаний ("сян"), когда отрезание ноги заменялось покраской тушью колена, смертная казнь — ношением хол­щовой рубахи и пр. Общество тем самым пыталось перевос­питать преступника, выставляя его на всеобщее осужде­ние и презрение.

Пережитки символических наказаний встречались и в период Чжоу. Определенные попытки возродить эту систе­му предпринимались и в ханьском Китае, когда в 167 году до н.э. Сяо Вэнь специальным указом отменил телесные наказания и заменил их символическими. Эта попытка ока­залась безуспешной, так как она противоречила воззрени­ям конфуцианцев, что тяжесть наказания должна соответ­ствовать силе нарушения "ли", ибо всякое несоответствие нарушает гармонию, порождает ненависть. На тех же ос­нованиях конфуцианцами велась борьба с легистами и про­тив тяжких наказаний за легкие преступления. Своеобраз­ным напоминаем "сян" в праве последующих столетий ста­ло сохранение татуировки в качестве одного из наказаний.

Традиционным институтом китайского права, против которого конфуцианцы вели безуспешную борьбу с легис­тами, был институт коллективной ответственности родствен­ников преступника. В глубокой древности истреблялся весь род преступника. В циньском Китае за государственные преступления казнили не только преступника, но и три поколения его родственников по линии отца, матери и жены. Казни таких преступников предшествовали все другие на­казания, сначала татуировка, а затем забивание палками. У тех преступников, кто клеветал, злословил, оскорблял, проклинал императора, предварительно отрезали языки.

Наказание, таким образом, преследовало сугубо уст­рашающие цели. Некоторое смягчение наказания под вли­янием конфуцианизации права на третьем этапе его раз­вития выразилось во временной отмене наказания неви­новных родственников преступника и в утверждении нор­мы о безнаказанности укрывательства родственниками (детьми, женами, внуками) близких лиц, совершивших пре­ступление. Наказание неизменно отражало сословно-классовое положение преступника и потерпевшего. Каратель­ная политика в отношении рабов менялась. В I в. до н.э. была запрещена распространенная ранее практика безна­казанного убийства частных рабов, отменен закон о смер­тной казни раба, ранившего свободного.

Брак и семья. Семья носила в Древнем Китае патриар­хальный характер. Большие семейные связи отличались прочностью. Во главе большой семьи как хозяйственной единицы стоял старший в семье мужчина, которому под­чинялись все члены семьи: жены и наложницы, сыновья и внуки, их жены и дети, рабы и слуги.

Глава семьи выступал в роли её властителя, хозяина имущества. Понятие "отец" обозначалось иероглифом "фу", выражавшим руку, державшую прут, — символ наказа­ния за непослушание членов семьи.

Большие семейные связи стали ослабевать вместе с развитием частной собственности на землю. Этот процесс был ускорен политикой легистов. Борясь против сепаратиз­ма влиятельных больших семей, семейных кланов, являю­щегося препятствием на пути создания сильной централь­ной власти, Шан Ян в 356—350 гг. до н.э. санкционировал принудительный раздел больших семей, но большая се­мья, вместе с жесткими патриархальными порядками, как социально-хозяйственная ячейка не исчезла и в последую­щие века.

Основы брачно-семейного права строились на конфу­цианских представлениях о семье как о первичной социальной ячейке, функционирующей на основе естественных законов в общей системе социального порядка. Первейшей целью брака было обеспечение физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось рождением прежде всего мужского потомства, "чтобы человек, — как было записано в Ли цзы, — был в состоянии правильно служить усопшим предкам и иметь возможность продол­жать свой род". Отсутствие потомства рассматривалось кон-фуцианцами как проявление сыновней непочтительности, наиболее тяжким из других видов непочтения к родителям.

Для заключения брака необходимо было соблюдение ряда условий. Брак заключался семьями жениха и невес­ты или самим женихом и скреплялся частным соглашени­ем, нарушение которого влекло за собой не только опре­деленные материальные потери, но и наказание в уго­ловном порядке старших в семье. Традиционное убежде­ние, что брак — это не только соглашение между живыми, но и умершими предками, крайне заинтересо­ванными в приобретении жены и ее плодовитости, нахо­дило выражение в соответствующем ритуале сватовства, включавшем в себя не только дары от семьи жениха се­мье невесты (деньги, украшения, скот и пр.), но и моле­бен в храме предков.

Если в шаньско-иньском Китае допускались браки меж­ду родственниками, то впоследствии были запрещены бра­ки не только между родственниками, но и утвердилось правило, что жених и невеста не должны носить одну и ту же фамилию, чтобы ненароком не смешать. родственные семьи. Скудность семейных фамилий в китайском обществе предопределила определенное исключение из этого жест­кого правила — при покупке "второстепенной жены" (Ли цзы, кн. I).

В книге V Ли цзы были закреплены своеобразные ниж­ний и верхний пределы брачного возраста: для мужчин с 16 до, 30, для женщин с 14 до 20 лет, фиксировавшие как бы пределы терпения и сдерживания гнева предков на не­благодарного и непочтительного потомка. В соблюдение этих возрастных пределов в древности было вовлечено и само государство, следившие за тем, чтобы они не нарушались. С этой целью, по свидетельству Чжоу ли (кн. XI), особый чиновник составлял списки мужчин и женщин, достигших предельного возраста, и наблюдал, чтобы мужчины, дос­тигшие 30 лет, брали себе в жены девиц, которым испол­нилось 20 лет.

Одним из основополагающих принципов установленно­го социального порядка был принцип "Один муж — одна жена", но действовал он своеобразно, требуя лишь строгой верности жены мужу. Муж мог иметь "второстепенных" жен и наложниц (особенно в случае бесплодия жены), число которых определялось в зависимости от социального поло­жения мужчины (Ли цзы, кн. XIV, Чжоу ли, кн. VII). Слу­жили препятствием к браку и определенные сроки ношения траура по мужу и его родителям, а также браки с лицами, совершившими преступление. Запрещались и межсословные браки, влекущие за собой уголовную ответственность, осо­бенно браки свободных с рабами. Свободный, взявший в жены рабыню, наказывался как вор. В китайском традиционном праве в отличие от большинства других восточных право­вых систем развод не только разрешался, но и поощрялся пли прямо предписывался под угрозой уголовного наказа­ния в случае "нарушения супружеского долга". Имелось в виду, например, причинение вреда путем оскорблений, по­боев, ранений и пр. самому супругу и его родственникам. Требование развода могло предъявляться не только супру­гами, но и членами их семей. "Ли" предписывали развод мужчине под страхом наказания, если жена не "оправдала надежд предков", была непослушна свекру и свекрови, бес­плодна, распутна, завистлива, болтлива, тяжело больна, а также воровски использовала семейное имущество. Даже еще в XIX в. подлежал наказанию муж, не разведшийся с распутной женой, а убийство жены и ее любовника мужем, застиг­шим их вместе, оставалось без наказания.

Возможности женщины оставить своего мужа или про­тестовать против развода были незначительны. Согласно древнему правилу, жена должна была оставаться с; мужем в "жизни, земной и загробной" (Ли цзы, кн. XI), ей нельзя было выходить второй раз замуж, но и мужу, требующе­му развода без оснований, грозила каторга. Он не мог раз­вестись, если жене некуда было уйти или она носила тра­ур по его родителям и пр. Ответственность мужа за жену выражалась и в том, что при всех ее правонарушениях, кроме тяжкого преступления и измены, она выдавалась ему на поруки.

В древности отец мог продавать детей, кроме старше­го сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед дру­гими детьми. Безнаказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына, внука, невестки, явившегося следствием нанесения им побоев, сохранилась до XIX в. Члены семьи, связанные обязанностью ношения траура по умершим родственникам, несли ответственность за целый ряд "семейных" преступлений, например несоблюдение сроков ношения траура. Наказывались сыновья, внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества. Родственные отношения, положение старших и младших в семье влия­ли на тяжесть наказания как за "семейные", так и за дру­гие преступления. Например, кража отца у сына не счита­лась преступлением, но донос на старшего в семье, даже совершившего преступление, строго наказывался.

Регулирование имущественных отношений. Нормы частного права не получили самостоятельного развития в традиционном праве Китая, хотя глагол "ю" в значении "иметь собственность" известен был Китаю еще с конца Чжоу (IV — III вв. до н.э.).

Верховная государственная собственность на землю сосуществовала в Древнем Китае с общинным и частным землевладением крестьян.

Земля в Китае стала продаваться, и покупаться, дро­биться на мелкие участки или концентрироваться в круп­ные наделы, но, какие бы превращения землепользование не претерпевало, частный или коллективный владелец мог распоряжаться лишь правом владения ею, никогда не пе­реходящим в полную частную собственность. На этом пути стояло всесильное государство, сохранявшее неизменно свою руководящую роль в хозяйственной жизни. "Азиатс­кая" социально-экономическая структура исключала пра­вовые и политические гарантии, которые могли бы создать условия для процветания частной собственности вообще, на землю в особенности. Кризисный для такой структуры рост частной собственности незамедлительно влек за собой реформы, восстанавливающие экономический контроль го­сударства.

Несмотря на ранний переход основной массы общин­ной земли в частное владение, община еще в I в. до н.э. могла вступать в договорные поземельные отношения как самостоятельная сторона, а присутствие представителя общины являлось непременным условием при совершении поземельных сделок. Согласно источникам I в. н.э. заклю­чать договоры купли-продажи земли могли женщины и го­сударственные рабы. Поземельная сделка (купчая крепость) заносилась красной киноварью на медную доску, что явля­лось отражением ранее распространенного обычая запи­сывать подобные сделки кровью жертвенных животных. Наряду с куплей-продажей распространен был договор аренды земли, как правило, на условиях испольщины, ее заклад. Широко были распространены также договоры най­ма людей, ростовщического займа, условия которых регу­лировались обычным правом.

В целях поощрения земледелия с древнейших времен существовало право каждого занимать бесхозные или по­кинутые земли. По истечении определенного срока эти зем­ли записывались в кадастр как частные за обрабатываю­щими их.

В Древнем Китае часто издавались законы, которые в той или иной мере отражали требования защиты мелкого крестьянского землевладения. Это особенно ярко прояви­лось в I в. до н.э. в изменении государственной политики в отношении лиц, попавших в рабство за долги, и в отноше­нии рабовладения. Обычай закладывать детей за долги, ко­торые становились рабами, если не были выкуплены в те­чение трех лет, существовал повсеместно.

В I в. н.э. император Уди издал рескрипт об освобожде­нии всех обращенных ранее в государственных рабов и ра­бынь, "если прежними законами не было предусмотрено наказание за совершение ими преступлений". Были осво­бождены в ряде областей Китая также рабы, продавшие себя из-за голода и насильно проданные в рабство, а так­же женщины, отданные в наложницы. Запрещено было клеймение рабов, а к лицам, "силой чинившим препят­ствия" освобождению рабов, было предписано применять наказания "в соответствии с законом о насильственной про­даже людей в рабство".

Судебный процесс. В состязательный по своему ха­рактеру процесс в Древнем Китае очень рано стали вво­диться элементы розыскного процесса, который со време­нем утвердился безраздельно. Расследование преступлений еще в древности поручалось особому чиновнику (линыши).

Оно начиналось с заявлении или доноса в уездную уп­раву или окружное управление. Донос, особенно касаю­щийся кражи и убийства, должен был быть точно опреде­ленным, неточность влекла за собой наказание. "Право" на донос зависело от социального положения лица и его места в системе кровнородственных связей, за исключением до­носа о преступлении против государя и государства. Жес­токо, на основе принципа "возврата обвинения", карался лжедонос. В этом случае доносителю грозила та же кара, которая предполагалась лицу, если бы донос был правдив. Запрещались под угрозой смертной казни доносы на роди­телей, деда, бабку и других близких родственников, кро­ме убийства отца, при котором доносить можно было даже на мать. Подлежали удушению рабы, донесшие на своего хозяина, за исключением обвинения последнего в мятеже и измене. Запрещались анонимные доносы, осужденные по такому доносу освобождались. Выдавать своих людей, т. е. представлять в суд домочадцев и рабов должен был глава семьи, в противном случае он наказывался сам. Ему же пре­доставлялось право наказывать своих рабов, а по специаль­ному разрешению властей даже -убивать их за провинности. Уездные чиновники вели следствие и приводили в исполне­ние приговор, например битье палками осуществлялось тут же, в суде. Расследование тяжких преступлений (мятежей, измены и пр.) передавалось в окружные управы.

Одним из важных доказательств, наряду со свидетель­скими показаниями и вещественными доказательствами, добытыми в ходе осмотра места преступления или освиде­тельствования трупа, считалась клятва. Циньское руковод­ство по расследованию уголовных преступлений свидетель­ствует о применении пыток в судах в том случае, "если преступник был изобличен, но отказывался признать себя виновным, или если преступник менял свои показания в ходе дознания". Действовал принцип презумпции виновнос­ти обвиняемого. Гарантией от злонамеренного применения пыток, битья палками было наказание следователя катор­жными работами за смерть обвиняемого под пытками. Ши­роко применялось вынесение решения по делу по аналогии.

Тела или головы преступников, подвергшихся смерт­ной казни, выставлялись для публичного обозрения в от­крытом поле, на рынке или во дворе дворца, если пре­ступник был сановным лицом.

 

Лекция: Древние государства и законы народов Западной Азии

 

План:

 

1. Цивилизации и государства древних хеттов, ассирийцев и персов.

2. Древняя Палестина в правление Давида и Солона. Правовые начала в

Пятикнижии Моисея

3. Правовые правила в Новом Завете

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.