Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники права. Феодальное право Англии отлича­лось сложностью, запутанностью, казуистичностью, что было связано с особыми путями его формирования




 

Феодальное право Англии отлича­лось сложностью, запутанностью, казуистичностью, что было связано с особыми путями его формирования, в час­тности с тем, что оно не испытало действенного влияния римского права, римской правовой мысли.

До нормандского завоевания в XI в. основными источ­никами права в Англии были обычай и королевское законо­дательство. Провозглашение законов очень рано стало у англосаксонских королей одним из средств поднятия их престижа и удовлетворения материальных притязаний. Первые правовые сборники стали появляться здесь еще в VI в. В 601—604 гг. в Кенте была провозглашена Правда Этельберта. В VII в. была составлена в Уэссексе Правда Инэ, в IX в. в первом относительно централизованном го­сударстве англосаксов — Правда Альфреда, в XI в. — За-, коны Кнута; Все эти сборники отразили постепенные процессы социального расслоения, феодализации англосаксон­ского общества, становление государственности, влияние христианской религии, принятой здесь в начале VII в.

В основу Правды Этельберта были положены нормы старого обычного права, но она отразила и новые право­вые положения, устанавливающие, например, повышен­ные штрафы за преступления против короля и церкви, материальные взыскания короля по ряду исков свободных (дела о краже, убийстве). Так, за убийство свободного че­ловека выплачивался не только вергельд семье убитого, но и штраф (в 50 шиллингов) королю в качестве возмеще­ния господину.

В IX в. король уже выступает как главный гарант "коро­левского мира", как защитник и господин своих подданных. Устанавливается высшая юрисдикция короля по целому ряду правонарушений. Усиливается охрана жизни короля. Злоумыш­ление против его жизни влечет за собой смертную казнь.

Основываясь на обычном праве, последующие сборни­ки заимствовали правовые нормы предшествующих. Король Альфред, например, создавая свою правду, указывал, что он заимствовал многое из прежних законов, особенно Этель­берта, "которые ему понравились", но многое и опустил "по совету мудрых".

Политика первых нормандских королей, начиная с Вильгельма Завоевателя, также была направлена на со­блюдение "старинных и добрых англосаксонских обычаев". В это время, таким образом, уже зарождается традиция стойкой исторической преемственности английского права, а роль главного гаранта соблюдения его норм переходит к сильной королевской власти, к складывающейся системе общегосударственных королевских судов.

С деятельностью на постоянной основе королевских разъездных судей при Генрихе II (XII в.) и было связано формирование "общего права" страны. Оно рассматривало прежде всего "тяжбы короны", то есть дела, представляющие прямой интерес с точки зрения возмож­ных доходов казны: о феодальных правах монарха, об об­наружении кладов, о подозрительных смертях и наруше­ниях королевского мира, о злоупотреблениях королевских должностных лиц.

Кроме того, рассматривались ими и "общие тяжбы" или "тяжбы народа" по жалобам, поступающим к королю. Одним из первых центральных королевских судов и стал суд "общих тяжб", созданный в 1180 году. В начале XIII в. функции разрешения дел по жалобам королю перешли в "Суд королевской скамьи".

Разъездные суды начали унифицировать нормы мест­ного обычного права и создавать "общее право" с помощью королевской канцелярии, которая издавала специальные приказы, как правило по заявлению потерпевшей стороны, которые содержали требование к обидчику или шерифу исполнить его и устранить нарушенные права жалобщика. Затем стали издавать специальные судебные приказы, требование которых было обращено непосред­ственно к обидчику — явиться "перед нами или нашими судьями в Вестминстере" и дать ответ на жалобу, то есть опровергнуть или признать нарушение прав другого лица.

Со временем в приказах стал четко формулироваться вид требования, иска; приказы стали классифицироваться по определенным видам правонарушений. Истец, таким образом, получал уверенность, что если нарушение его прав, нашедшее выражение в соответствующем приказе, будет доказано в суде, то он выиграет дело.

Этому способствовали прежде всего ассизы (Ассизами называли и законодательные акты Генриха II, и формы исков) Генриха II, которые установили единообразный способ рассмотрения гражданских тяжб о земле. Наиболее известна "Великая ассиза", предусматривавшая особую форму иска об уста­новлении правового титула на землю, а также ряд вла­дельческих ассиз: "О смерти предшественника" (о переда­че свободного держания наследникам); ассиза "О новом захвате" (о расширении путем "новых захватов" домениальной земельной собственности короля); ассиза "О после­днем представлении на приход" (о праве землевладельца представлять своего кандидата на место священника в при­ходской церкви). Две крупные ассизы — Кларендонская (1166 года) и Нортгемптонская (1176 года) были изданы в форме инструкций разъездным судьям.

Так как на ранней.стадии формирования "общего пра­ва" королевские приказы издавались по каждому конкрет­ному случаю, то уже к началу XIII в. их накопилось так много, что в них трудно было разобраться. В связи с этим в XIII в. стали издаваться своеобразные справочники по "общему праву" — реестры приказов, в которых они стали фиксироваться в виде образцов исков, в строгой юриди­ческой форме.

Стороны с этого времени не могли свободно обосновы­вать свои права, а обязаны были опираться на эти образ­цы, что неизбежно должно было привести к окостенению системы приказов, к сокращению притока новых формул исковых требований. Так и произошло. Если лорд-канцлер как глава королёвской канцелярии выпускал какой-либо приказ по собственной инициативе, то судьи часто отка­зывались его применять. Ограничения издания новых при­казов нашли отражение в Оксфордских провизиях в 1258 году, в период обострения борьбы крупных феодалов (ба­ронов) с королем.

Поток жалоб, поступавших к королю и не находивших судебной защиты, был столь велик, что он заставил анг­лийского короля Вестминстерским статутом 1285 года пред­писать лорду-канцлеру как хранителю "реестра приказов" расширить действие "общего права" путем выпуска новых приказов по аналогии, подобных прежним. "Реестр прика­зов" пополнился после этого универсальным иском "при­менительно к данному случаю". Но и с помощью этих временных мер предусмотреть все жизнен­ные ситуации было невозможно. "Общее право" продолжа­ло окостеневать. С XV в. канцлер уже не составлял фор­мулу приказа, она писалась самостоятельно истцом, кото­рый только обращался за печатью короля.

Другим каналом формирования норм "общего права" стала сама практика королевских судов. Записи по судеб­ным делам, сначала в форме краткого, затем подробного заявления сторон и мотивировки судебного решения, ве­лись с момента возникновения института разъездных су­дей. С начала XIII в. судебные протоколы стали публико­ваться в "Свитках тяжб". Содержащиеся в них материалы, мотивировки удовлетворения иска, подтверждали наличие того или иного обычая и могли быть использованы в после­дующей судебной практике в качестве прецедента. Хао­тичный характер записей, однако, крайне затруднял воз­можность судей отыскать в них нужные им сведения. С се­редины XIII в. эти сведения о наиболее важных судебных делах судьи стали черпать из официальных отчетов — "Еже­годников". В 1535 году на смену им пришли систематизиро­ванные судебные отчеты частных составителей.

Вместе с публикацией материалов судебных дел стала формироваться и теория судебного прецедента, еще дале­ки не завершенная в это время. Руководящий принцип, закрепленный в предшествующем решении королевских судов по определенному правовому вопросу, стал приобре­тать постепенно силу образца при рассмотрении аналогич­ных вопросов в будущем.

В XIV в. в Англии бурно развиваются рыночные, час­тнособственнические отношения, но они не находят адек­ватного отражения в нормах "общего права", формализм которого препятствует этому. Почему же готовые рецепты регулирования частнособственнических отношений римского права в это время не были востребованы в Англии? Ответ надо искать прежде всего в истории формирования анг­лийских судов.

Нормандское завоевание приблизило Англию к интел­лектуальной жизни континента. Сразу же после него начинает читать свои лекции по Дигестам Юстиниана в Болонье Ирнерий, а затем Грациан создает свои "декреты", ставшие основой канонического права. Курсы римского и канонического права читаются в Оксфорде, школы кано­нического права создаются при монастырях.

Первые английские судьи, те же клирики и чиновни­ки, были открыты для восприятия высоких достижений римской правовой культуры. Но с конца XIII в. при Эдуар­де I их стали назначать из профессионалов. Именно тогда складываются замкнутые корпорации судей с принадле­жащими им подворьями, где готовились будущие судьи и правозаступники (баристеры и солисито­ры). Монополизировав в своих руках охрану английского миропорядка, они выступали, защищая прежде всего свои профессиональные интересы, ярыми апологетами "общего права", доказывая его несравненные преимущества перед правом римским. При этом утверждалось, что они не со­здают право, а лишь открывают его извечно существовав­шие нормы. К тому же самобытная система "общего пра­ва" уже в XIV в. занимала прочные позиции в этой стране.

Результатом формализма, дороговизны, медлительно­сти, общей неспособности "общего права" решительно трансформироваться в связи с меняющимися исторически­ми условиями стало появление в Англии в XIV в. "суда справедливости" и последующего формирования еще од­ной правовой системы, "права справедливости" (Общепринятое понятие "права справедливости" ассоциирует­ся с такими чертами права, как его "естественная (природная) спра­ведливость".).

Возникновение "суда справедливости" было связано с деятельностью лорда-канцлера — "проводника королевской совести", который сначала от имени короля, а с 1474 года — от своего имени стал оказывать защиту истцам, жалующимся на "плохое правосудие", на то, что их обидчики не пресле­довались, а они не защищались в судах "общего права".

На основе обращения потерпевших к королю с просьбой "ради Бога и милосердия" защитить их права лорд-канц­лер стал издавать приказы о вызове под страхом штрафа обидчика в канцлерский суд, где без формаль­ной процедуры разбирались жалобы, выносились решения, невыполнение которых грозило ответчику тюремным заключением на основе специального приказа за неуважение к суду. В начале XIV в. при Эдуарде II аппарат при лорде-канцлере окончательно превращается в суд, не связанный нормами "общего права", а руководствующийся нормами "справедливости".

"Право справедливости" не обладало жесткой детер­минированностью, оставляя решение многих вопросов на откуп судей, что неизбежно должно было привести к со­зданию ряда принципов, ограничений, соответствующего "инструментария" справедливости. Эти принципы и стали создаваться по мере того, как накапливались решения "су­дов справедливости". Судебные отчеты по рассматривае­мым делам начали публиковаться поздно, с 1557 года, ког­да резко возросло количество дел в судах справедливости.

Основные принципы "права справедливости", часть которых была заимствована из "общего права", сведенные в определенную систему норм в XVII в., сохранили свое значение до наших дней. Главный из них заключается в том, что "право справедливости" — это "милость коро­ля", а не исконное право потерпевшего. На "право спра­ведливости" нельзя претендовать во всех случаях наруше­ния прав, так как оно носит дискреционный характер, то есть зависит от усмотрения суда.

Среди других принципов можно отметить следующие:

— "право справедливости" не может быть дано в ущерб правам лиц, основанным на "общем праве", если только эти лица не совершили каких-либо неправомерных дей­ствий, вследствие которых было бы несправедливым с их стороны настаивать на своих правах;

— там, где возникает коллизия между нормами "пра­ва справедливости", действует норма "общего права";

— там, где возникает коллизия прав по "праву справедливости", следует защищать те права, которые возникли раньше по времени;

— равенство есть справедливость. Тот, кто ищет спра­ведливости, должен сам поступать справедливо;

— "право справедливости" признает приоритет зако­на, но не допускает ссылки на закон в целях достижения бесчестных намерений и пр.

"Право справедливости" создавалось не для того, что­бы заменить "общее право", а чтобы придать ему боль­шую эффективность путем отхода от старых формальных тересов в тех сферах общественных отношении, которые не затрагивались нормами "общего права". Если сначала "право справедливости" дополняло "общее право", то со временем, в силу изменившихся исторических условий, оно стало приходить в прямое противоречие с ним. Стол­кновения между "судами справедливости" и судами "об­щего права" начались в 1616 году, когда- Э. Кок, главный судья "Суда общих тяжб" в Вестминстере, поставил вопрос о том, может ли "суд справедливости" выносить решение после соответствующего решения суда "общего права" или вместо него? Резко конфликтную ситуацию вызвали преж­де всего приказы канцлерского суда (inqunction), запре­щающие исполнение некоторых решений судов "общего права".

Яков I, предпоследний абсолютистский король в Анг­лии, решил этот конфликт в пользу "суда справедливос­ти", судьи которого отстаивали абсолютную и неограни­ченную власть монарха, имеющего право вмешиваться "че­рез своих слуг" в отправление правосудия. Королем был издан указ, что в случае, когда нормы "общего права" И "права справедливости"; оказываются в противоречии, пос­ледние имеют преимущественное значение.

Особый характер развития прецедентного права по­требовал обращения и к трудам английских правоведов, которые очень рано стали выполнять роль гидов в лаби­ринтах двух систем английского права.

Первый правовой трактат появился в Англии еще в XII в. Он был написан при Генрихе II, его юстициарием Гленвиллем. Этот трактат представлял собой комментарий к приказам королевских судов. Более подробное изложе­ние норм "общего права" принадлежит перу Брактона (XIII в.), судье "Суда королевской скамьи", который, сле­дуя Гленвиллю, попытался систематизировать и проком­ментировать нормы "общего права", почерпнутые им из "Свитков тяжб". Примечательно, что при этом Брактон ис­пользовал не менее 500 отрывков из Дигест Юстиниана, без ссылок на них.

С XV в. появляются ученые трактаты уже по наибо­лее важным и сложным вопросам права. Это работа Литтльтона "О поземельных держаниях", а также трактат Фортескью с весьма характерным названием "Похвала ангдов все чаще попадают и нормы статутного права, зна­чение которых со временем все больше возрастает.

В начале XVII в. знаменитым Э. Коком были составле­ны "Институции законов Англии", которые состояли из четырех книг. Первая книга содержала комментарий на трак­тат Литтльтона, вторая содержала изложение наиболее значимых статутов, третья была посвящена нормам уго­ловного права и четвертая — судоустройству и судопроизводству. В практике английских судов постепенно устанавливается обыкновение ссылаться на сочинения наиболее известных правоведов, тем самым их труды приобрели ха­рактер своеобразных источников английского права.

При доминирующем распространении в средневековом праве Англии прецедентных норм важное значение на всех этапах его развития, особенно в переломные эпохи, име­ло королевское законодательство, статутное право.

Королевское законотворчество в посленормандские времена началось с Вильгельма Завоевателя. Его первые законы касались отношений королевской власти с христи­анской церковью. В 1067 году Вильгельм издает закон (дек­рет), провозглашающий, что только английский, король правомочен решать, должна ли церковь в Нормандии и Англии признавать папу римского, что сам король издает законы церкви через им же созданный церковный синод, а также имеет право отменять церковные наказания, нало­женные на его баронов и слуг. В 1072 году в благодарность за признание со стороны папы его права на английский престол король принимает закон об отделении церковных судов от светских. Вслед за этим объявляется закон о зап­рещении продажи людей за пределы страны, о наложении штрафа на сотню за "тайное убийство" нормандца, "пока не будет представлено явных доказательств, что он был англичанином". В 1114 году появляется один из самых ран­них сборников королевских законов.

Законы короля назывались ассизами, хартиями, но чаще всего ордонансами, статутами. Законодательство Ген­риха II (XII в.), Эдуарда I (XIII в.), прозванного за бурную правотворческую деятельность английским Юстинианом, предопределило в значительной мере форму и содержа­ние "общего права", выработало его основополагающие правила и принципы.

До возникновения парламента, а точнее до царство­вания Эдуарда I, различий между королевским ордонансом и статутом не проводилось. Мертонский статут 1235 года появился до создания парламента. Вестминстерские стату­ты 1275, 1285, 1290 гг. Эдуарда I, призванные устранить пробелы в "общем праве", усилить королевский контроль за отправлением правосудия, ограничить иммунитетные права феодалов и землевладение церкви и др., принима­лись при участии парламента (Статуты первоначально обозначались по названиям тех мест, в которых они были приняты (Мертонский статут 1235 года, Глостерский статут 1276 года и др.), но со времени постоянных заседаний парламента в вестминстере они стали называться по первым двум словам законодательного текста.). Постепенно название статута закрепилось за актом, принятым парламентом и подписанным королем. Стату­ты — парламентские акты стали отличаться от других источников права средневековой Англии тем, что их за­конность, в отличие от их толкования, не могла обсуж­даться в судебном порядке.

Понятие статут, более приближенное к современному парламентскому акту, появилось лишь в 1327 году, когда общины обратились к королю с просьбой доводить до его сведения "общие петиции" (содержащие часто готовые законопроекты — билли) и получать "ответ короля и его советы в письменной форме за Большой печатью королев­ства". С этого времени одни законодательные акты прини­мались королем "с согласия Совета", другие — "с согласия парламента". Подтвердив право короля издавать "указы в Совете", парламент установил, что впредь только статут может изменить содержание ранее принятого статута.

Все парламентские ограничения королевского законо­дательства фактически были отброшены в период абсолю­тизма, когда указы короля вторгались в решение самых важных государственных вопросов, а парламент часто сам уполномочивал короля издавать указы, которые существен­но меняли содержание парламентского статута. Установив­шаяся практика была закреплена статутом 1539 года, пре­доставившим королю широкие права в издании проклама­ций, указов, когда парламент не заседает, "если возника­ет необходимость действовать со всей быстротой, требуемой обстоятельствами".

Особое место среди источников средневекового права Англии заняли также нормы торгового и канонического права. Консервативный формализм "общего права", не спо­собствующий развитию рыночных отношений, предопреде­лил прямые заимствования английским правом ряда норм торгового и канонического права, складывающихся на меж­государственной основе. Появление значительного числа торговых обыкновений было связано и с деятельностью английских торговых судов. Их правовая сила скреплялась часто королевскими статутами. Дело в том, что в порто­вых городах Англии, ставших с конца XIII в. важными цен­трами международной торговли, вместе с оптовыми ярмар­ками по продаже шерсти, сукна, металлов развилась це­лая сеть специальных судов. В XIV в. суды по оптовой торговле действовали уже в 614 английс­ких городах. Выступая в роли защитников безопасной меж­дународной торговли, приносящей казне немалые доходы, английские короли поощряли как деятельность купцов (это нашло отражение еще в 41 статье Великой хартии вольно­сти 1215 года), так и деятельность купеческих судов. В 1353 году, например, был принят специальный статут об оптовой торговле и городских торговых судах, которые дол­жны были создаваться местными и заморскими купцами под председательством мэров английских городов. На реше­ния этих судов можно было подавать апелляции как в ко­ролевский, так и в канцелярский суд. Статут прямо отсы­лал торговые суды к нормам торгового, а не "общего пра­ва" (В торговых судах сложились такие важные институты торго­вого права, как переводной вексель, страховой полис, ссуды под за­лог грузов и пр.). В 1471 году английский парламент постановил также, что все лица, связанные с ярмарками, имеют право тре­бовать суда "запыленных ног" (Судами "запыленных ног" Брактон называл ярмарочные суды суммарной юрисдикции с упрощенной судебной процедурой, обеспе­чивающей скорое решение дел ("от прилива до прилива").).

Деятельность церковных судов и соответственно зна­чение норм канонического права то возрастала, то снижа­лась в средневековой Англии в зависимости от сложных перипетий непрекращающейся борьбы светских и церков­ных властей за расширение своей юрисдикции. "Всякий, кто будет обвинен в каком-либо нарушении церковного мира, — гласил закон Вильгельма Завоевателя, — должен явиться в место, назначенное епископом, и там возместить ущерб, как того требует не обычай сотни, а в соответствии с требованиями канонов и церковного права".

Юрисдикция церкви распространялась не только на дела, связанные с церковной собственностью, брачно-семейными отношениями, завещаниями, с такими преступ­лениями, как ересь, богохульство и пр. Она стала втор­гаться и в чисто светские дела, например в споры по дого­ворам, по искам о "нарушении обещания", на том основа­нии, что имел место грех "неоправдавшегося доверия". Решительную борьбу против расширения юрисдикции цер­ковных судов вел Генрих II. В начале его царствования в списке форм исков королевских судов уже встречаются иски "о запрещении церковным судам разбирать тяжбы об иму­ществе и долгах". Статут Эдуарда I 1285 года запрещает церковным судам рассматривать дела "о нарушении обе­щания" на том основании, что они не относятся к сугубо "духовным делам", требующим "морального исправления".

Тем не менее вплоть до XVI в., до установления анг­ликанской церкви при короле Генрихе VIII, никто не от­вергал законность папской юрисдикции в таких вопросах, как ортодоксальность веры и богослужения, чистота нра­вов, законность браков, законорожденность детей и состав­ление завещаний (Только в 1857 году в королевский суд были окончательно пе­реданы с помощью парламентского акта два таких важных вопроса, как утверждение или признание завещания и управление движи­мым имуществом, оставшимся после умершего.). В том же веке парламентским актом было установлено, что впредь до предполагаемого, но так и не состоявшегося пересмотра норм канонического права его действие в Англии сохраняется. Единственным зако­ном, касавшимся пересмотра канонического права, стали постановления Кентерберийского и Йоркского соборов, введенные в действие Генрихом VIII под названием "Letters of business", согласно которым нормы канонического пра­ва должны действовать, если они совместимы с законами королевства или прерогативами короны и "не противоре­чат и не нарушают их". Вместе с тем толкование норм ка­нонического права, например о наследовании по закону и завещанию, принадлежало судам "общего права".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.