Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция




Конкуренция, ее виды и экономическая роль

Конкуренция – это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. Можно сказать, что конкуренция означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. В промышленно развитых странах, где рыночные отношения имеют давнюю историю, конкуренция приобретает самые разные формы.

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную. Основные методы добросовестной конкуренции: повышение качества продукции; снижение цен («война цен»); реклама; развитие до- и послепродажного обслуживания; создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д. Основные методы недобросовестной конкуренции: промышленный шпионаж; подделка продукции конкурентов; подкуп и шантаж; обман потребителей; махинации с деловой отчетностью; валютные махинации; сокрытие дефектов и т.д.13 Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной и эффективной.

В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяют ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция – борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), дифференциации качества товара при одной и той же цене и т.д. Неценовая конкуренция – это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов.

Выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию (табл. 2)14.

Таблица 2

Признаки Внутриотраслевая конкуренция Межотраслевая конкуренция
Субъекты Предприятия одной отрасли Предприятия разных отраслей
Объекты Лучшие условия производства и сбыта Сферы наиболее прибыльного вложения капитала
Предпосылки Различие индивидуальной стоимости однородных товаров Различие нормы прибыли в отраслях экономики
Результат Рыночная цена и рыночная стоимость на однородные товары Средняя прибыль и цена производства

 

В зависимости от состояния конкурентной среды устанавливаются рыночные или монопольные цены. Установление цен – один из главных элементов действия рыночного механизма, посредством которого координируются действия всех хозяйствующих субъектов с учетом представлений каждого о собственной выгоде. Механизм установления рыночной цены складывается под воздействием спроса и предложения.

 

7. Теория рыночных структур: модели структур рынка

В рамках экономической теории поведение фирмы рассматривается на различных типах рынков. Рыночная структура, или специфическая конкурентная ситуация, оказывает доминирующее влияние на поведение фирмы, которое, в свою очередь, связано с основополагающими показателями результатов ее деятельности.

В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур (табл. 3):

Таблица 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.