Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффект дохода и эффект замены




В микроэкономической теории существует два подхода для вы­деления эффекта дохода и эффекта замены: в соответствии с теорией Дж. Хикса и Е.Е. Слуцкого. На примере нормального товара рассмо­трим версию, предложенную Хиксом, как более общую.

При снижении цены какого-либо блага потребитель получает возможность переместиться на более высокую кривую безразличия. Это увеличение полезности является следствием увеличения реальной покупательной способности. Рост реальной покупательной способно­сти - результат изменения реального дохода и изменения относитель­ных цен. Это значит, что, во-первых, потребитель может купить то же количество товара, потратив меньше денег (при этом у него останутся средства для дополнительных покупок); во-вторых, потребитель станет потреблять больше товара, который подешевел, и меньше товара, кото­рый теперь стал относительно дороже. Как правило, эти два процесса проходят одновременно, но отличаются друг от друга (рис. 26).

Рис. 26. Эффекты дохода и замены, по Хиксу, для нормальных благ (цены ↓)

На рис. 26 потребитель выбирает набор товаров А на первоначаль­ной линии бюджетного ограничения А 'А ". Если цена товара X упадет, то уменьшение Рх повернет бюджетное ограничение в положение А'В' и потребитель сможет приобрести товарный набор, соответствующий точке В. Однако если при падении цены товара X одновременно сни­зится доход потребителя, то линия бюджетного ограничения сдвинется из положения А'В' в положение С'С", и товарный набор максимальной полезности потребителя будет соответствовать точке С, которая нахо­дится на первоначальной кривой безразличия. Таким образом, переме­щение вдоль кривой безразличия U0 из точки А в точку С представляет собой эффект замены. Уменьшение цены товара X вынуждает покупа­теля заменять больше товара Х на меньшее количество товара Y. Пере­мещение потребления из точки С в точку В выражает эффект дохода. Общий эффект от понижения цены товара равен сумме эффекта заме­ны и эффекта дохода. Для нормальных товаров эффект замены и эффект дохода действуют в одном направлении (обратном к изменению цены).

Повышение цен - на рис. 26 повышение цены товара X сдвинуло кривую бюджетного ограничения из положения А'А" в положение А 'С".

 

Рис. 26. Эффекты дохода и замены, по Хиксу, для нормальных товаров (цены ↑)

Это переместило оптимум потребления (точка А) на более низкую кривую безразличия (U1) - в точку С. Чтобы выделить эффект замены, необходимо провести новую касательную (В'В") к прежней кривой без­различия U0, параллельную новому бюджетному ограничению (А'С’'). Получаем точку В. В данном случае длина отрезка ХАХВ представляет собой эффект замены, а длина отрезка ХВХС - эффект дохода. Они име­ют одинаковую (отрицательную) направленность (повышение цены по­нижает реальный доход).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.