Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребление, потребности и полезность




Тема 2. Основы теории потребительского выбора

 

В данной теме рассматривается формирование одной из двух сторон рыночного ме­ханизма - спроса. Спрос является важнейшей характеристикой рынка. Поскольку спрос предъявляется потребителями, то пред­мет изучения составляет рациональное потребительское поведение, или теори потребительского выбора. Кривая спроса формируется на основе субъективных представлений потребителей о нужности, полезности товара.

Исследованием взаимосвязи потребностей и спроса занимались пред­ставители теории предельной полезности, которая вместе с теорией пре­дельной производительности образует научное направление, называемое маржинализмом (marginal - предельный).

Теория предельной полезности возникла как альтернатива трудовой теории стоимости, согласно которой стоимость товара определяется затра­тами труда на его производство.

Сторонники теории предельной полезности полагают, что стои­мость товара нельзя определять затратами живого труда или всех ресурсов (факторов производства). Она определяется полезностью товара, которую оценивают потребители, а именно предельной полезностью.

Для сторонников обеих точек зрения характерен монистический под­ход к определению стоимости и цены товара - либо со стороны производ­ства и предложения, либо с позиции потребления и спроса. Поэтому эко­номисты других направлений стремились увязать теорию предельной по­лезности с трудовой теорией стоимости. Так, теоретики кембриджской школы во главе с А. Маршаллом считали, что на формирование цены влияют спрос и предложение в равной степени. С позиции предложения основным фактором, определяющим уро­вень цены, служат издержки производства. С позиции спроса глав­ным фактором, влияющим на цену товара, является его предельная полез­ность.

Если бы домашние хозяйства и отдельные индивиды располагали неограниченными доходами (и временем), то могли бы потреблять столько благ, сколько захочется. Однако в реальной действительности доходы и ресурсы ограниченны. Поэтому люди всегда вынуждены выбирать между различными вариантами действий (покупками, использованием времени, видами труда и многим другим).

Модель рационального экономического поведения подразумевает, что экономический агент имеет множество целей и что ни одна из них не является полностью достижимой, но достижимой лишь до определенного уровня. Предполагается также, что экономический агент совершает обмен и уменьшает уровень потребления одного блага ради увеличения другого, реагируя, таким образом, на изменения своих относительных возможностей. Имеющиеся варианты индивидом системно ранжируются, и делается выбор на основе максимизации индивидуального уровня «удовлетворения» при минимальных затратах.

Вторым допущением маржиналистской теории является положение о том, что потребитель весь свой доход затрачивает на потребление.

Центральное место в теории потребительского поведения занимают категории «потребление», «экономическое благо» и «полезность».

Потребление (в экономическом смысле) – это действия людей по использованию материальных и духовных благ, которые осуществляются для удовлетворения их потребностей. Конкретной формой проявления той или иной экономической потребности человека или группы людей является экономический интерес. Целью потребления является полезность экономического блага.

Полезность, с позиции представителей неоклассической теории, исследуется как свойство экономических благ удовлетворять потребности конкретных потребителей в конкретных условиях, как цель, преследуемая потребителями при осуществлении выбора среди товаров и услуг. Оценка ее всегда субъективна. В этом заключается ее отличие от потребительной стоимости, исследовавшейся представителями классической политической экономии, которая рассматривалась как свойство товара удовлетворять общественную потребность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.