КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Потребление, потребности и полезность
Тема 2. Основы теории потребительского выбора
В данной теме рассматривается формирование одной из двух сторон рыночного механизма - спроса. Спрос является важнейшей характеристикой рынка. Поскольку спрос предъявляется потребителями, то предмет изучения составляет рациональное потребительское поведение, или теори потребительского выбора. Кривая спроса формируется на основе субъективных представлений потребителей о нужности, полезности товара. Исследованием взаимосвязи потребностей и спроса занимались представители теории предельной полезности, которая вместе с теорией предельной производительности образует научное направление, называемое маржинализмом (marginal - предельный). Теория предельной полезности возникла как альтернатива трудовой теории стоимости, согласно которой стоимость товара определяется затратами труда на его производство. Сторонники теории предельной полезности полагают, что стоимость товара нельзя определять затратами живого труда или всех ресурсов (факторов производства). Она определяется полезностью товара, которую оценивают потребители, а именно предельной полезностью. Для сторонников обеих точек зрения характерен монистический подход к определению стоимости и цены товара - либо со стороны производства и предложения, либо с позиции потребления и спроса. Поэтому экономисты других направлений стремились увязать теорию предельной полезности с трудовой теорией стоимости. Так, теоретики кембриджской школы во главе с А. Маршаллом считали, что на формирование цены влияют спрос и предложение в равной степени. С позиции предложения основным фактором, определяющим уровень цены, служат издержки производства. С позиции спроса главным фактором, влияющим на цену товара, является его предельная полезность. Если бы домашние хозяйства и отдельные индивиды располагали неограниченными доходами (и временем), то могли бы потреблять столько благ, сколько захочется. Однако в реальной действительности доходы и ресурсы ограниченны. Поэтому люди всегда вынуждены выбирать между различными вариантами действий (покупками, использованием времени, видами труда и многим другим). Модель рационального экономического поведения подразумевает, что экономический агент имеет множество целей и что ни одна из них не является полностью достижимой, но достижимой лишь до определенного уровня. Предполагается также, что экономический агент совершает обмен и уменьшает уровень потребления одного блага ради увеличения другого, реагируя, таким образом, на изменения своих относительных возможностей. Имеющиеся варианты индивидом системно ранжируются, и делается выбор на основе максимизации индивидуального уровня «удовлетворения» при минимальных затратах. Вторым допущением маржиналистской теории является положение о том, что потребитель весь свой доход затрачивает на потребление. Центральное место в теории потребительского поведения занимают категории «потребление», «экономическое благо» и «полезность». Потребление (в экономическом смысле) – это действия людей по использованию материальных и духовных благ, которые осуществляются для удовлетворения их потребностей. Конкретной формой проявления той или иной экономической потребности человека или группы людей является экономический интерес. Целью потребления является полезность экономического блага. Полезность, с позиции представителей неоклассической теории, исследуется как свойство экономических благ удовлетворять потребности конкретных потребителей в конкретных условиях, как цель, преследуемая потребителями при осуществлении выбора среди товаров и услуг. Оценка ее всегда субъективна. В этом заключается ее отличие от потребительной стоимости, исследовавшейся представителями классической политической экономии, которая рассматривалась как свойство товара удовлетворять общественную потребность.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |