Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Равновесие фирмы на рынках факторов производства




Особенности рынка факторов производства

Тема 7. Теория ценообразования на факторы производства

7.1. Особенности рынка факторов производства.

7.2. Равновесие фирмы на рынках факторов производства.

7.3. Рынок труда: микроуровень.

7.4. Рынок капитала и ссудный процент.

7.5. Рынок земельных ресурсов и земельная рента.

7.6. Предпринимательство и прибыль.

 

 

Как было показано в предыдущих главах, на рынке потребительских благ субъектами спроса выступают домашние хозяйства, максимизирующие свои функции полезности, а субъектами предложения являются предприятия, максимизирующие свою прибыль. На рынке факторов производства дело обстоит иначе. Фирмы и домашние хозяйства меняются ролями. Субъектами предложения экономических ресурсов являются домашние хозяйства, мотивирующие принятие решений стремлением максимизировать свои функции полезности, а субъектами спроса на ресурсы (труд, капитальные блага, землю, финансовый капитал) – фирмы, максимизирующие прибыль. Поэтому спрос на производственные ресурсы определяется именно поведением производителей. Ценность экономического ресурса для них зависит от того, в какой мере его использование увеличивает прибыль.

Исследование рынка факторов производства важно по ряду причин.

Во-первых, цены на экономические ресурсы, складывающиеся на этом рынке, с одной стороны, формируют издержки предприятий, а с другой – доходы домашних хозяйств, а, значит, в конечном итоге, спрос на товары и услуги на рынке продуктов.

Во-вторых, процесс ценообразования на факторном рынке показывает, как распределяются ограниченные ресурсы среди фирм, отраслей и регионов, что является одним из условий эффективного использования этих ресурсов.

В-третьих, спрос на ресурсы является производным, так как зависит от спроса на товары и услуги, выпускаемые с помощью данных ресурсов.

В-четвертых, распределение доходов, которое осуществляется через механизм ценообразования на факторном рынке, является объектом борьбы и всегда находится в центре общественного внимания.

Аналогично товарным рынкам различают чисто (совершенно) конку­рентные рынки ресурсов и ресурсные рынки несовершенной конкуренции, где продавцы или покупатели обладают рыночной властью.

 

Рынки ресурсов и рынки готовой продукции имеют много общего в принципах их организации и установления равновесия. Однако имеются и некоторые отличия, обусловленные перечисленными выше особенностями этих рынков.

Как и кривые спроса на продукты производства, кривые спроса для факторов производства имеют нисходящий (отрицательный) наклон. Однако в отличие от потребительского спроса на товары и услуги, спрос на факторы производства является производным спросом: зависит от уровня производства фирмы и затрат на факторы производства.

Фирмы, формирующие спрос на факторы производства, стремятся максимизировать свою прибыль и, следовательно, будут приобретать лишь те ресурсы, которые обеспечат им получение либо увеличение прибыли. Приобретая дополнительные ресурсы, фирмы одновременно увеличивают и объем выпускаемой продукции, и издержки производства. В тех случаях, когда доход от реализации дополнительного объема продукции больше, чем издержки на приобретение ресурсов, обеспечивших этот дополнительный объем, прибыль будет увеличиваться, в противном случае – прибыль будет уменьшаться либо будут расти убытки. Отсюда правило: дополнительные единицы ресурсов имеет смысл использовать лишь в том случае, если дополнительный доход, обусловленный их применением, больше или равен издержкам на их приобретение.

Дополнительный продукт, полученный от использования дополнительной единицы ресурса при условии, что количество других ресурсов осталось неизменным, называется предельным продуктом МР. Прирост дохода фирмы от реализации предельного продукта называется предельным продуктом в денежном выражении MRP, или предельной производительностью ресурса. MRP рассчитывается по формуле:

MRP = MP х MR, (7.1)

где MP – предельный продукт фактора производства;

MR – предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции.

Издержки на приобретение каждой дополнительной единицы фактора производства получили название предельных издержек ресурса MRС.

Следовательно, условием максимизации прибыли фирмы будет равенство предельной производительности ресурса и предельных издержек: MRP = MRС. Эта закономерность выполняется в отношении любого ресурса.

При анализе поведения фирм на рынке факторов производства следует учитывать, что для каждой из них разные факторы производства служат одновременно и взаимозаменяющими, и взаимодополняющими товарами. Практически любой продукт производства может быть произведен с использованием различных сочетаний ресурсов, то есть различных технологий. Следовательно, изменение цены любого из ресурсов сопровождается изменением спроса на каждый из них. Выбирая наиболее выгодное сочетание ресурсов, фирма для каждого из них сопоставляет предельные издержки с предельной производительностью при сложившихся рыночных ценах как на готовую продукцию, так и на факторы производства. Причем, ресурсы имеет смысл приобретать до тех пор, предельная производительность ресурса не меньше, чем затраты на его приобретение (предельный продукт в денежном выражении). Максимизирующее прибыль сочетание ресурсов будет обеспечено при следующих условиях:

MRP11=MRP22=MRP33= 1, (7.2)

где MRPi - предельный продукт i-того ресурса в денежном выражении;

Pi - цена дополнительной единицы i-того ресурса.

Важнейшими факторами производства являются труд, капитал, земля и предпринимательские способности. Каждый из ресурсов обладает своими особенностями, что накладывает отпечаток как на специфику спроса и предложения ресурса, так и на форму дохода.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.