Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические ресурсы и экономические результаты деятельности фирмы




 

Основным целеполагающим видом деятельности любой фирмы является экономическая деятельность, представляющая непрерывный процесс формирования экономических ресурсов и их преобразования в экономический продукт.

К экономическим ресурсам относятся:

- природные ресурсы (земля, воздух, вода, полезные ископаемые, растительный и животный мир, природные энергетические ресурсы); с точки зрения экономической теории все природные ресурсы объединяются общим термином «земля»;

- трудовые ресурсы (персонал предприятия);

- денежные средства (финансы предприятия);

- материальные ресурсы, включающие средства производства: средства труда (элементы, при помощи которых осуществляется процесс производства) и предметы труда (элементы, из которых создается продукт);

- нематериальные ресурсы (интеллектуальная собственность);

- информационные ресурсы (научно-техническая, проектно-конструкторская, технологическая, статистическая, управленческая и другие виды информации, используемые в процессе создания продукта).

Материальные, нематериальные и денежные ресурсы фирмы называют капиталом. Ресурсы, вовлекаемые в процесс производства, называют факторами производства (производственным потенциалом), к ним относятся земля, труд и капитал (рис. 2).

Экономическим продуктом является не только результат производственного процесса (произведенная продукция), но и результат его продажи (денежные поступления).

Для достижения финансовой стабильности своей деятельности, успешной работы в условиях конкуренции и недопущения банкротства предприятие в рыночной экономике стремится к достижению наилучших экономических результатов.

В условиях рыночных отношений, характеризуемых наличием товарно-денежных связей и конкуренцией между хозяйствующим субъектами, юридическое лицо, выступающее в качестве собственника фирмы, в рамках общей задачи – извлечение прибыли, заинтересовано в достижении не полностью совместимых и в определенной мере противоречивых между собой целей:

- сохранение и увеличение первоначально вложенного в дело капитала, что требует направления части полученного чистого дохода (прибыли) на формирование фонда накопления для поддержания и расширения масштабов деятельности;

- поддержание и повышение индивидуального благосостояния собственника фирмы и наемных работников, что вызывает необходимость направлять часть чистого дохода в фонд потребления.

 

Рис. 2. Экономические ресурсы фирмы

 

Таким образом, реализация фирмой цели максимизации прибыли наталкивается на определенные ограничения, обусловленные действующим законодательством и подзаконными нормативными актами, деятельностью организаций, защищающих интересы наемных работников.

Прибыль (чистый доход) фирмы зависит от размера валового дохода (выручки, В) от реализации результатов деятельности фирмы (продукции, товаров, работ и услуг), суммарных издержек, связанных с получением этого результата (И), и величины обязательных платежей (ОП), источником которых является валовой доход. Все перечисленные величины взаимосвязаны балансовым соотношением: .

Величина выручки определяется размером денежных поступлений фирме за проданную продукцию (товары, работы услуги), и зависит от количества реализованных результатов деятельности () и от уровня цен на каждый их вид (): .

В конкурентной рыночной экономике уровень цены зависит главным образом от общей конъюнктуры рынка: величины совокупного спроса и предложения товара, предпочтений потребителей, их территориального положения и т.д. Фирма может влиять на цену товара, изменяя его потребительские свойства (качество), что неизбежно вызывает рост издержек производства. В таких условиях фирма вынуждена искать экономический оптимум, обеспечивающий рост цены товара в большей мере за счет его качества, нежели за счет роста издержек производства.

В условиях несовершенной экономики, где конкуренция сдерживается монополией производителей товаров, монопольный рост цен ограничивается государством (регулирование цен, фиксирование предельных уровней рентабельности, прогрессивные ставки налогообложения дохода и пр.), главным источником роста прибыли становится увеличение объемов производства (при наличии спроса на продукцию) и снижение затрат на производство и реализацию продукции.

В обоих случая снижение издержек возможно только в определенных пределах за счет рационализации использования экономических ресурсов, вовлекаемых в деятельность фирмы: экономии материальных ресурсов, повышения производительности труда и снижения расходов на его оплату в расчете на единицу продукции, увеличения объемов производства и уменьшения удельных условно-постоянных затрат. Поэтому основной и неограниченный источник валового и чистого дохода фирмы – увеличение масштабов производства и реализации продукции (работ, услуг) в пределах емкости рынка.

Таким образом, главной целью деятельности фирмы является максимизация чистого дохода с учетом объективных ограничений, а также наращивание объемов производства продуктов и услуг в их натурально-вещественной форме либо повышение качества результатов деятельности при уменьшении физического объема спроса на них.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.