Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этические и нравственные основы деятельности юриста фирмы




 

 

Организации и особенностям труда руководителей предприятий посвящено много зарубежных и отечественных изданий. О работе же


 

юриста фирмы, его имидже, профессиональном поведении практиче-ски ничего не опубликовано, за исключением редких статей в перио-дических изданиях. Между тем, юристы, обслуживающие предприни-мательские структуры, занимают одну из первых строчек в рейтинге профессий.

Известно, что основное назначение юриста фирмы заключается в необходимости дать правовую оценку деятельности фирмы, предос-теречь руководство от юридических ошибок и их последствий.

Выделяют несколько основных направлений деятельности по юридическому сопровождению фирмы, так или иначе связанных с эти-кой:

1) поддержание моральной репутации фирмы, которое включа-ет следование правилам деловой этики, предусмотренным именно для данной формы бизнеса, например этическому кодексу франчай-зинга (если фирма — член какой-либо франчайзинговой сети) или от-раслевому кодексу профессиональной этики (если это— риелторская фирма), содействие в реализации ею социальной (моральной) ответ-ственности;

2) обеспечение этичности взаимоотношений сотрудников фир-мы, включая отношения администрации с рядовыми сотрудниками, с акционерами, с владельцами бизнеса;

3) разрешение моральных и этических проблем и конфликтов. Деятельность каждой фирмы регулируют одновременно как ми-

нимум три типа кодексов этики: 1) корпоративный;

2) профессиональные (индивидуальные и/или институциональ-ные);

3) деловой этики — кодексы данного типа регламентируют взаи-моотношения делового сообщества данной страны (региона, территории) или разных стран.

Нормы этих кодексов могут вступать в противоречие друг с дру-гом. Острые моральные конфликты возникают, когда сталкиваются нормы кодекса корпоративной этики, требующего от сотрудников ло-яльности, терпимости, подчинения вышестоящему руководству, и ко-декса профессиональной этики, требующего принятия решения в со-ответствии со своей совестью. Сам юрист часто оказывается в ситуа-циях, когда от него требуют преступить принципы независимости своей профессии и следования только закону и принять точку зрения фирмы, где он работает.

Одно из условий успешного разрешения этических проблем — хорошее знание и прояснение для себя и других сотрудников фирмы различных «правил игры», которые фиксируются теми или иными ко-дексами.


 

 

Фирма может считаться этичной, если она придерживается сле-дующих правил, которые иногда называют «моральным минимумом»:

1) «не навреди»; вред, которого следует избегать, — это вред, причиняемый:

а) людям, персоналу, населению, клиентам, обществу в целом; б) окружающей среде;

2) не подрывай свободу и ценности системы свободного пред-принимательства; не допускай взяточничества, не участвуй в монопо-листической практике;

3) соблюдай честность в выполнении заключенных контрактов (справедливая компенсация за ущерб, правдивость рекламы, обеспе-чение высокого качества товаров и услуг).

Стандартные элементы кодекса корпоративной этики, как прави-ло, включают:

− преамбулу — вступительное слово директора фирмы;

 

− положения, регламентирующие отношения между фирмой и работниками;

− общие положения об этике, ее важности, ее главенстве над правовыми нормами;

− положения, регулирующие поведение сотрудников в ситуа-циях конфликта интересов;

− положения, регулирующие отношение фирмы и ее сотрудников к взяткам, подаркам, угощениям;

− положения об охране здоровья и безопасности сотрудников; − положения, регламентирующие отношения с клиентами;

− положения, регламентирующие отношения с подрядчиками и контрагентами;

− положения, демонстрирующие политику фирмы в отношении окружающей среды;

− обязательства перед акционерами и вкладчиками;

 

− положения, касающиеся контроля за соблюдением этического кодекса и мер по его обеспечению.

В обществе постоянно дискутируется вопрос о целях, функциях и ответственности бизнеса, его взаимоотношениях с государством. Со-циальные ожидания разных общественных групп в отношении бизнеса со временем меняются, однако можно назвать ряд направлений соци-альной политики фирмы (социальная политика фирмы — это метод реализации ее социальной ответственности), придерживаясь которых, она должна действовать, чтобы завоевать и поддерживать моральную репутацию в сообществе:

− создание дополнительных и сохранение существующих рабо-чих мест;

− социальное обеспечение и профессиональное развитие со-


 

трудников;

 

− улучшение экологии, обеспечение жителей экологически − чистой водой;

− благоустройство местности, строительство и обустройство мест отдыха, микрорайонов;

− строительство учреждений культуры, школ и детских садов и т. д.

Организация, реализуя свою социальную ответственность, полу-чает ряд преимуществ: формируется ее более привлекательный об-раз в обществе; возрастает доверие к ней; увеличивается товарообо-рот, количество клиентов; появляется возможность получить выгод-ные заказы и расширить рынки сбыта.

В то же время социально ответственная стратегия предприятия может привести к негативным последствиям: в частности, для под-держания своих доходов организация 'нередко повышает цены с це-лью покрытия издержек — средств, которые предназначены для реа-лизации социальных программ, а вследствие повышения цен положе-ние организации в конкурентной борьбе ухудшается.

Обеспечение этичности взаимоотношений сотрудников фирмы, включая отношения администрации с рядовыми сотрудниками, с ак-ционерами, с владельцами бизнеса. Этичность корпоративной культу-ры в целом и поведения персонала, в частности, поощряют и обеспе-чивают определенные структуры и процедуры в организации, а имен-но:

1) процедуры для обеспечения отчетности снизу вверх, сверху вниз и по горизонтали;

2) пункты приема информации, например сайт фирмы, куда ра-ботники фирмы, потребители, акционеры и представители общест-венности смогут обращаться и ставить фирму в известность о своих опасениях, требованиях, ожиданиях и представлениях о законных обязанностях фирмы;

3) механизмы, способные предвосхищать и разрешать возни-кающие моральные проблемы:

− наличие специальных должностных лиц, которые занимаются рассмотрением жалоб;

− наличие кодекса этики или документа, содержащего этические стандарты поведения;

− отдел по вопросам этики.

 

Юридическим отделам фирм часто приходится иметь дело с этическими проблемами. Как уже говорилось выше, при их решении сотрудники должны, во-первых, опираться на имеющийся в этой сфе-ре опыт отечественного и международного делового сообщества и со-ответствующие нормативные документы, во-вторых, постараться са-мим не стать их источником.


 

Основные этические проблемы, с которыми сталкивается юрист в организации, характеризуются следующими особенностями:

а) связаны с ситуациями морального выбора;

 

б) порождаются различными причинами: организационными, психологическими, экономическими, юридическими — которые иногда заявляют о себе одновременно;

в) как правило, очень остры и болезненны, поэтому требуют не-медленного «опознания» и осторожного обращения при попытках их решить или смягчить;

г) имеют интернациональный характер. К числу таких проблем относятся:

− противоречия между личными интересами и интересами ор-ганизации;

− сокрытие фактов и неверная информация в отчетах, при про-ведении проверок;

− выпуск некачественной продукции;

 

− безоговорочное подчинение служащих руководству, «каким бы неэтичным и несправедливым оно не оказалось»;

− наличие «любимчиков» — фаворитов;

 

− эксплуатация людей — принесение их в жертву ради выполне-ния той или иной работы;

− невозможность для сотрудников высказать свое недовольство действиями руководства;

− воровство на рабочем месте и в коллективе;

 

− служебные разоблачения («стукачество», «горячие линии»);

 

− несвоевременное выполнение сотрудниками своих обязанно-стей, что приводит к растрате денег и времени организации;

− обман сотрудников с целью получения выгоды для организа-ции;

− проявление неуважения к сотрудникам со стороны руководите-лей, прямые оскорбления, дискриминация.

Для решения этических проблем их нужно сформулировать в ви-де этических дилемм, например:

− этично ли использовать ресурсы компании в личных целя; − этично ли заниматься в рабочее время личными делами;

− этично ли не замечать, что ваша фирма размещает вредные отходы в опасном виде?

Этические дилеммы эффективнее решаются за счет компромис-са, путем сглаживания противоречий и достижения разумного баланса интересов, с помощью убеждения, увещеваний, обращения к голосу совести, разума, здравого смысла, принятым ранее договоренностям и традициям, а также с помощью различных процедур.

Развитие навыка принятия решений в ситуациях, когда возника-ют этические дилеммы, — это важная составная часть корпоративных


 


тренингов. В настоящее время организует у себя проведение


все большее число российских фирм подобных тренингов — мероприятий


 

для обучения персонала, в рамках которых у сотрудников формируют-ся новые рабочие навыки, улучшается мотивация труда, отношение друг к другу и фирме. В ходе этических тренингов сотрудники разви-вают у себя также умение достигать согласия (консенсуса); вести себя ответственным образом (уметь делегировать ответственность, прини-мать ее на себя, выявлять и правильно понимать содержание своей профессиональной ответственности и т. д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.