Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема человека в философии




ТЕМА № 15.

В материальной жизни общества, в единстве разнообразных общественных отношений и в единой и неделимой исторической деятельности людей заключается объективная основа единства разнообразных форм общественного сознания.

Богатство и разнообразие объекта создают лишь возможность появления разных форм общественного сознания. Однако реальной основой рождения тех или иных форм общественного сознания является общественная потребность, уровень развития общества.

Формы общественного сознания отличаются:

по предмету отражения общественного бытия. Каждая форма отражает определенную сторону общественного бытия. Так, политическое сознание отражает отношения между классами, моральное сознание - отношения индивида к коллективу, обществу;

по способу отражения. Если, например, философии свойственна логическая форма отражения, то искусство отражает общественную жизнь в чувственном восприятии художественных образов, мораль - форме определенных принципов и правил поведения людей;

по отношению уровней отражения — теоретико-идеологического, обыденного и социально-психологического, которое характернее для всех форм, за исключением науки;

по их происхождению и сущности, а также классовой природе, свойственной в классовом обществе всем формам, кроме естествознания;

по своей социальной функции в жизни и развитии общества;

по их месту среди других форм;

по характеру их связи с экономическим базисом общества.

 

 

Цель: Раскрыть особенности философского подхода к пониманию природы человека.

1.Человек как объект философского анализа

2.Человек в истории философской мысли

3.Проблема антропосоциогенеза

1. Человека изучают с разных сторон такие науки, как антропология. медицина, психология, юриспруденция и др. Философия в этом цикле играет особую роль, интегрируя все науки, выделяя понятие сущности человека.

Размышление о том, что такое человек, кем он является и куда идет, было основным для философии на протяжении тысячелетий ее развития. Любовь к мудрости прежде всего предполагала уяснение отношения человека к миру вокруг него и к самому себе. В человеке усматривали все богатство Космоса и сравнивали с червем и «больным» животным; искали образ и подобие Бога и втаптывали в прах земной; считали его жизнь величайшей ценностью и ничтожной. В конце ХХ века, когда появилась возможность самоуничтожения всего человечества, стало ясно, что единственная подлинная ценность – это человек.

Человек продолжает оставаться загадкой для самого себя. За тридцать столетия развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающим образом, исходя из какого-то одного качества или свойства. Недаром в религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог.

Античный мудрец Сократ оставил нам вечный девиз: «Познай самого себя», хорошо понимая, что человек сам для себя является наиболее трудным для изучения предметом.

2. Вопрос о природе человека, его месте в мире - одна из основных проблем в истории философской мысли.

Каждая эпоха по-своему рассматривает проблему человека. В христианстве библейское представление о человеке как «образе и подобии Бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в личности Христа и возможности, в силу этого, внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати.

Если античный образ человека космоцентричен («Человек есть мера всех вещей» Протагор), то средневековый - теоцентричен. Человек не верит в себя, он верит в Бога. Его глаза обращены к потустороннему миру. Здесь противопоставлены друг другу бессмертная душа и смертная плоть человека. Огромное значение придается промыслу Божьему, проявлению «божественной воли» во всех событиях в мире. Считается, что человек не может самостоятельно добыть знание, оно дается ему в откровении.

Образ человека Нового времени антропоцентричен. Бог смещается на периферию человеческой жизни. Человек отрывается от него. Он теперь верит в себя. На место Бога он ставит “человекобога” (Ф. Достоевский).

Немецкая классическая философия возвращается к пониманию человека как живой целостности (Гердер, Гете): “Человек - первый вольноотпущенник природы”. Он сам должен формировать себя, создавая культуру. То есть, человек - субъект духовной деятельности, создающий мир культуры, носитель общезначимого сознания, всеобщего сознания - духа, разума.

В течение ХХ века, особенно в последней его трети, усиливается интерес к проблеме человека и, в особенности, естественнонаучного подхода к изучению человеческого мира, что привело и к переориентированию философских взглядов. Осуществляемый в настоящее время цивилизованный поворот, трансформация индустриальной цивилизации в информационное общество резко повышают роль человеческой индивидуальности, творческого начала в человеке в развитии всех сфер общества.

В современных науках сформулированы следующие критерии, отличающие человека от его животных предков:

животное не производит, человек производит;

животное строит только сообразно мерке и потребностям своего вида, человек - по мерке любого вида, умеет приложить к предмету свою мерку;

животное действует в соответствии с физической потребностью. Человек же действует подлинно по-человечески, когда свободен от такой потребности;

животное действует узко утилитарно, человек способен действовать универсально;

животное непосредственно тождественно своей жизнедеятельности. Человек не делает свою жизнедеятельность своим предметом.

Поскольку его собственная жизнь является для него предметом, его деятельность является свободной деятельностью. Он достигает высшей формы деятельности: самодеятельности. Возникает, естественно, вопрос, как возникло такое необычное существо. Ответ пытаются дать различные концепции антропосоциогенеза.

3. Существует три принципиальных похода к проблеме происхождения человека:

а) концепция творения человека Богом или иной надчеловеческой личностью;

б) гипотезы о внеземном, космическом генезе человеческого рода как «эксперименте» высокоразвитых цивилизаций на планете Земля;

в) трудовая теория

В XIX в., особенно после создания Ч. Дарвином эволюционной теории, получила распространение трудовая теория происхождения человека. Нам она известна в ее марксистском варианте, однако, не сводится к ней. Все сторонники этой теории считают, что именно труд, начинающийся с изготовления труда, создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становится все более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается все более тесное сплочение людей и возникает потребность что-то сказать друг другу. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление есть решающие факторы превращения обезьяны в человека. Затем добавляется регулирование брачных отношений, нравственность и другие моменты становления и существования человека.

Но, почему животные предки начали трудиться, и почему трудовая активность превратила, в конечном счете, обезьяну в человека? В популярной литературе часто можно найти такой ответ: для того, чтобы поддержать свое существование, люди должны есть, пить, защищаться от холода и т. п., а это вынудило их к производству материальных благ. Однако в природе животные, включая наших животных предков, не производят, не испытывают никакой потребности в производстве и вполне способны поддержать свое существование. Но даже и тогда, когда животные в ряде случаев осуществляют орудийную деятельность, это не способствует преодолению ими границ животного мира.

По-видимому, если мы выводим мышление из труда, а не труд из мышления, у нас нет достаточных данных для того, чтобы дать объяснение переходу (тем более, в течение короткого периода каких-то тысяч лет) от инстинктообразных к целеполагающим формам труда. Но коль скоро труд, в его ставших целеполагающими формах, возник, мы действительно получаем возможность объяснить ход антропосоциогенеза. Причем дело не столько в том, что труд, по-видимому, сыграл действительно решающую роль в возникновении принципиально новой формы наследования, открывшей безграничные возможности становления человека. Речь идет о сдвиге с генетических форм наследования на социальные.

Существенной чертой антропосоциогенеза является именно то, что изготовляемые человеком орудия труда аккумулируют в себе способы деятельности с ними. Это достигается тем, что в процессе изготовления предмету придается целесообразная форма. Распредмечивание этих форм осуществляется как развитие человеческих способностей.

 

ТЕМА № 16.

Общество, его философский анализ

Общество и его философский смысл. Понятие общества

Подсистемы общества, сферы общественной жизни

Социальная структура и политическая система общества

 

Узловые понятия и выражения

Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Общественное бытие – материальная жизнь общества и отношения людей, складывающиеся в процессе общественного производства.

Общественное сознание – совокупность форм духовной жизни общества, осознанное бытие.

Общество – продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создать необходимые условия существования. Даже в классовом обществе, где возникают социальные конфликты, находятся объективные общие интересы, цели, требующие совместных усилий, направленных на поддержание единства противоположностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.