Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации. Тема 17. Формирование большевистского режима в России




Тема 17. Формирование большевистского режима в России. Гражданская война

План

1. Формирование советской государственности. Разгон Учредительного собрания.

2. Социально–экономические преобразования большевистской власти.

3. Политика «военного коммунизма». Гражданская война.

 

Отвечая на первый вопрос, следует уяснить, что понимали большевики под термином «диктатура пролетариата», этапы ее практической реализации (роль СНК, объединение работы двух высших контрольных органов страны: партийного – центральной контрольной комиссии и государственного – рабоче-крестьянской инспекции; кадровая политика, ограничение избирательных прав непролетарских слоев). Охарактеризуйте методы борьбы большевиков с политическими оппонентами. Перечислите, какие демократические завоевания укрепила революция, как они соотносились с интересами народных масс.

Анализируя второй вопрос, обратите внимание на противоречивость действий советской власти по переустройству общества. В чем смысл провозглашенной большевиками программы по решению аграрного, рабочего, национального вопросов? Какие действия были предприняты для реализации этой программы? Охарактеризуйте причины роспуска Учредительного собрания. Почему оно не устраивало большевиков? Далее следует проанализировать вопрос о выходе страны из первой мировой войны. Каким образом были определены основы внешней политики Советского государства. Когда и на каких условиях был подписан Брестский мир? Обратите внимание на последствия Брестского мира.

Отвечая на третий вопрос, обратите внимание, что внутренняя политика большевиков от октябрьского переворота до весны 1921 г. формировалась под влиянием трех основных составляющих (российской исторической традиции (активное вмешательство государства в управление экономикой), чрезвычайными условиями войны, идеями социалистической теории). Через данные составляющие охарактеризуйте основные положения политики «военного коммунизма». Какие черты политики «военного коммунизма» были, на Ваш взгляд, определяющими? Каковы ее основные результаты и последствия? Подумайте, почему, несмотря на недовольство политикой продразверстки, крестьянство все же встало на сторону Советской власти?

Выясните сущность самого понятия «гражданская война». Определите основные причины гражданской войны в Советской России. Обратите особое внимание на политику большевиков по отношению к крестьянству. Каковы были цели и масштаб иностранной интервенции? Проанализируйте характер организации власти и управления на территориях, контролируемых белым движением. Подумайте, на какие силы в обществе опирались лидеры белого движения. В чем Вы видите его силу и слабость. Какие события свидетельствовали об окончании гражданской войны? Проанализируйте характер взаимоотношений левых и правых эсеров, меньшевиков с большевистским режимом. Почему деятельность эсеров и меньшевиков потерпела крах? В чем Вы видите причины победы большевиков в гражданской войне?

Основная литература

  1. Бутаков, Я. А. Белое движение на юге России: концепция и практика государственного строительства (конец 1917 – начало 1920 гг.) / Я. А. Бутаков. – М., 2000.
  2. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011.
  3. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011.
  4. Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. – М., 2010.
  5. Рабинович, А. Большевики у власти. Первый год советской эпохи в Петрограде / А. Рабинович / пер. с англ. – М., 2008.

 

Дополнительная литература

  1. Владимирский, М. В. К истории финансирования белого Юга (1918–1920 гг.) / М. В. Владимирский // Российская история. – 2008. – № 2.
  2. Макаренко, П. В. Большевики и Брестский мир / П. В. Макаренко // Вопросы истории. – 2010. – № 3.
  3. Мишина, А. В. Большевики и крестьянское повстанческое движение Н. И. Махно (1918–1921 гг.) / А. В. Мишина // Российская история. – 2006. – № 1.
  4. Наземцева, Е. Н. Судьба отряда атамана Анненкова в период гражданской войны / Е. Н. Наземцева // История Алтайского края. XVIII–XX вв.: науч. и док. мат. / ред. Т. К. Щеглова. Барнаул, – 2004. – С. 237–249.
  5. Ходаков, И. М. Политические взгляды генерала А. И. Деникина / И. М. Ходаков // Российская история. – 2006. – № 1.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.