Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественные объединения 1 страница




Общественные объединения играют значительную роль в рамках корпоративного самоуправления на местах. Местное самоуправление, являясь не только институтом публичной власти, но и институтом гражданского общества, достаточно активно сотрудничает с другими элементами гражданского общества. Особенно важны его поддержка и его сотрудничество с таким элементом гражданского общества, как общественные объединения, которые являются важным каналом экспериментирования в области поиска и отработки новых форм самоуправленческой активности населения и существенным источником информации о проблемах, запросах жителей.

Общественные объединения являются, с одной стороны, средством информирования граждан, выявления проблем, с другой — важным средством разрешения данных проблем, самореализации гражданами своих запросов. Для органов местного самоуправления общественные объединения являются дополнительным (по отношению к самим себе) средством удовлетворения запросов людей. В этом плане особенно велика роль органов общественной самодеятельности: уличных, домовых, дворовых комитетов, студенческих советов общежитий и т.д.

Безусловно, общественники не должны подменять работников местного аппарата власти, муниципальных и иных предприятий, организаций. Самодеятельные организации населения должны работать не вместо органов местного самоуправления и их служб, а вместе с ними.[166]

Общественные объединения являются одним из каналов контроля со стороны населения за деятельностью государственных и местных органов. Им присущее качество представительства, поскольку они представляют интересы своих членов (участников) и определенных групп населения, чьи взгляды и интересы они выражают.


— представительные органы местного самоуправления;

— заседание (сессия);

— постоянные комиссии;

— временные комиссии;

— правовой статус депутата;

— исполнительный орган местного самоуправления;

— глава муниципального образования.

 


Тема 8

 

 


Муниципальное избирательное право

 

 


 

 

8.1. Понятие муниципальных (местных) выборов

 

Конституция РФ определяет выборы как высшее непосредственное выражение власти народа (часть 3 статьи 3), как способ осуществления гражданами не только государственной власти, но и местного самоуправления (ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 130). Муниципальные выборы являются способом формирования местной публичной власти, депутатского корпуса представительных органов местного самоуправления, а также замещения должностей глав муниципальных образований. Следует отметить, что в уставах муниципальных образований может быть расширен круг должностных лиц местного аппарата власти, подлежащих избранию.

Для выборов характерен ряд черт.

1. Выборы являются одним из основных институтов прямой демократии, выражения непосредственного волеизъявления населения и принятия им публичных кадровых решений. В ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав[167] выборы определены как форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемая в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

2. Выборы являются формой проявления народовластия и представительного властвования населения, актом непосредственного коллективного гражданского волеизъявления.

При этом следует иметь ввиду, что современное законодательство о местном самоуправлении предусматривает два уровня представительства непосредственное и опосредованное, — и возможность формирования органов местного самоуправления как непосредственно гражданами, так и самими представительными органами местного самоуправления. Так, представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав района, депутатов представительных органов данных поселений. По сути, это проявление непрямых двухстепенных выборов. Непрямые выборы применяются при избрании главы муниципального образования представительным органом местного самоуправления.

3. Выборы представляют собой сферу соединения институтов прямой и представительной демократии. Однако в их основе лежит главный институт прямой демокра-
тии — непосредственное голосование избирателей. Непрямые выборы органов местного самоуправления в своей основе также имеют выборы, поскольку органы местного самоуправления, становящиеся субъектами непрямых выборов, сами избираются непосредственно гражданами. Это позволяет рассматривать непрямые выборы, осуществляемые органами местного самоуправления, как продолжение прямых выборов.

4. Выборы являются формой осуществления конституционных прав, свобод граждан, таких как право избирать и быть избранным, право на участие в управлении делами государства непосредственно и через представителей (ч. 1, 2 и 3 ст. 32 Конституции РФ).

Избирательные права также включают право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях.

5. Выборы обеспечивают выявление насущных социальных приоритетов, на которые должны ориентироваться представительные органы местного самоуправления.

6. Выборы по масштабам и широте участия разных слоев местного населения представляют собой общемуниципальное мероприятие.

7. Выборы помогают укреплять гражданское общество, выявляя в обществе различные позиции, интересы, обеспечивая их организационное оформление и взаимное согласование.

Муниципальные (местные) выборы в широком смысле — это общемуниципальное мероприятие, в ходе которого избиратели муниципальных образований осуществляют конституционное право непосредственно и самостоятельно путем голосования формировать органы местного самоуправления и участвовать в его осуществлении, сочетающее в себе формы представительной и непосредственной демократии, упорядочивающее и структурирующее местные сообщества жителей.

В узком смысле выборы — это совокупность организационно-правовых мероприятий по избранию депутатского состава местных представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Выборы в обоих смыслах, безусловно, явление более масштабное и содержательное, чем только акт голосования избирателей в установленный день. Голосование является лишь одним из этапов избирательного процесса наряду с составлением списков избирателей, выдвижением кандидатов, их регистрацией, предвыборной агитацией и другими выборными институтами.

Виды выборов. Выборы бывают очередные, дополнительные, досрочные, повторные.

Очередные выборы проводятся в связи с истечением установленного законом срока полномочий представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования. Они назначаются таким образом, чтобы вновь избранные органы местного самоуправления в идеале смогли приступить к исполнению полномочий сразу после истечения срока полномочий у ранее избранных органов. Таким образом, главная целевая установка очередных выборов — обеспечение преемственности муниципальной власти.

Дополнительные выборы направлены на замещение вакантных депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления работающего созыва. Такая вакансия может образоваться после отзыва депутата, перехода его на работу, несовместимую с депутатским мандатом, по иным причинам. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному округу, дополнительные выборы назначаются тогда, когда в округе оказываются замещенными 2/3 мандатов. Дополнительные выборы не проводятся тогда, когда до истечения срока полномочий представительного органа работающего созыва осталось менее одного года. Цель дополнительных выборов — обеспечение максимального уровня представительности муниципальной власти.

Досрочные выборы проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий представительного органа местного самоуправления в целом, главы муниципального образования. Применительно к представительному органу местного самоуправления при досрочных выборах речь идет не о заполнении отдельных депутатских вакансий, а о новых общих выборах. От очередных выборов эти общие выборы отличаются их чрезвычайным характером и необходимостью в короткие сроки восстановить представительную муниципальную власть.

Повторные выборы проводятся тогда, когда очередные, досрочные выборы признаются несостоявшимися или недействительными, или кандидат, избранный по одномандатному или многомандатному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица. Повторные выборы депутатов, выборных должностных лиц в случае, если представительный орган местного самоуправления остался в неправомочном составе, проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными. В иных случаях повторные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными. Повторные выборы не назначаются и не проводятся, если в их итоге депутаты не могут быть избраны на срок более одного года. Повторные выборы следует отличать от повторного голосования — так называемого второго тура голосования. При повторном голосовании не начинается новая избирательная кампания, а лишь проводится акт голосования по двум кандидатам, набравшим на первичных выборах наибольшее число голосов.

Выборы проводятся посредством избирательной кампании. Избирательная кампания — это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов, до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

 

 

8.2. Муниципальное (местное) избирательное право

В процессе подготовки и проведения выборов возникают многочисленные общественные отношения: между жителями, общественно-политическими, иными негосударственными объединениями, государственными, муниципальными органами, другими субъектами, подвергаемые правовому регулированию нормами права, которые устанавливают определенный порядок выборов и принципы их проведения.

Совокупность таких правовых норм составляет подотрасль муниципального права — муниципальное избирательное право, которое является составной частью российского избирательного права в целом. Предметом регулирования муниципального избирательного права являются муниципальные (местные) выборы.

Муниципальное избирательное право — система конституционных и законодательных и муниципальных норм права, регулирующих общественные отношения в процессе подготовки и проведения местных выборов.

Поскольку выборы — совокупность последовательных организационно-правовых действий, в системе муниципального избирательного права выделяют этапные институты:[168]

а) назначения выборов;

б) составления и уточнения списков избирателей

в) образования избирательно-территориальных единиц и системы избирательных комиссий;

г) выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты или на выборные должности;

д) основ ведения и форм выборной борьбы;

е) порядка голосования и подведения итогов голосования и выборов;

ж) порядка проведения повторных, дополнительных выборов;

з) обжалования действий избирательных комиссий и проч.

К институтам муниципального избирательного относится совокупность материальных правовых норм, устанавливающих статус отельных участников избирательного процесса; их называют статусные институты.[169] Это следующие институты:

а) статуса избирателей;

б) статуса избирательных объединений и их блоков;

в) статуса кандидатов в депутаты и на выборные должности;

г) статуса доверенных лиц кандидатов, групп поддержки кандидатов;

д) статуса наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений и блоков, иных субъектов;

е) статуса избирательных округов и избирательных участков;

ж) статуса избирательных комиссий разного уровня, членов избирательных комиссий с решающим голосом и с совещательным голосом;

з) статуса журналистов и средств массовой информации;

и) статуса органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц государственного и местного аппаратов власти;

к) охранительные: уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые.

Совокупность этапных институтов составляет процессуальное, а совокупность статусных институтов составляет материальное избирательное право.

Муниципальное избирательное право в выделенном значении называют избирательным правом в объективном смысле. Наряду с ним выделяют субъективное избирательное право как право граждан избирать (т.е. выступать в роли избирателей) и быть избранными (т.е. выступать в роли кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избранных депутатов, выборных должностных лиц). Право избирать определяется как активное избирательное право, а право быть избранным — как пассивное.

Источники муниципального избирательного права. Муниципальное избирательное право имеет свою систему формальных нормативных источников. Отправное значение имеет, конечно, Конституция РФ (ст.ст. 3, 32, 130, 133 и др.). Избирательное законодательство должно соответствовать также международно-правовым стандартам. Международные стандарты выборов содержат, например, Международный пакт о гражданских и политических правах (ст.ст. 5, 25), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст.ст. 3, 17), Декларация о критериях свободных и честных выборов.

Развернутое регулирование выборов на федеральном уровне обеспечивают Законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"[170]. Последний Закон имеет выборочное действие. Он применяется лишь тогда, когда выборы органов местного самоуправления не могут быть проведены на основе актов конкретных субъектов Федерации, муниципальных образований, например, ввиду их неконституционности. Этим Законом утверждено Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Федеральное избирательное законодательство применительно к местным выборам является гарантом реальности, демократизма местного выборного процесса, действенности конституционных норм о праве граждан избирать и быть избранными. Отсюда и содержательная направленность федеральных законов, отражающаяся уже в их наименованиях.

В субъектах РФ основными источниками местного избирательного права наряду с их конституциями, уставами являются законы субъектов РФ о местном самоуправлении и о выборах органов местного самоуправления. В ряде субъектов РФ приняты избирательные кодексы, регулирующие организацию как выборов уровня субъекта Федерации, так и местных выборов (г. Москва[171], Алтайский край, Воронежская область, Свердловская область). Нормы избирательного права содержатся также в уставах муниципальных образований.

В случае принятия в период избирательной кампании закона или устава муниципального образования, содержащих положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения выборов, либо в случае внесения в указанный период в закон или устав муниципального образования изменений и дополнений, касающихся порядка подготовки и проведения выборов, данные акты, изменения и дополнения не имеют обратной силы и применяются только к выборам, назначенным после их вступления в силу.

 

 

8.3. Муниципальная (местная) избирательная система

Термин «избирательная система» используется в широком и узком смысле. Под избирательной системой понимают совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения муниципальных выборов, а также осуществления взаимоотношений между избирателями и депутатами.

Под муниципальной (местной) избирательной системой понимают порядок выборов в органы местного самоуправления, проводимые в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Термин «избирательная система» имеет и иной, усеченный смысл, когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В этом смысле по способу распределения депутатских мандатов между кандидатами различаются мажоритарная и пропорциональная избирательная системы.

Суть мажоритарной системы заключается в разделении избирательной территории на несколько территориальных округов, от каждого из которых избирается один или несколько кандидатов (по числу депутатских мандатов, положенных на округ) на основе абсолютного или относительного большинства голосов. Независимо от числа мандатов, положенных на избирательный округ, каждый из кандидатов в юридическом смысле ведет борьбу за свой мандат со всеми иными претендентами. Разновидностью мажоритарной системы являются выборы глав муниципальных образований. Здесь территории избирательной единицы и муниципального образования совпадают.

Пропорциональная система предполагает, что депутатские места в представительном органе распределяются между списками кандидатов от разных избирательных объединений и блоков в зависимости от числа голосов, полученного каждым списком в рамках единой избирательной территории (единого избирательного округа), охватывающей всю территорию муниципального образования. Предвыборная борьба при пропорциональной системе ведется не между отдельными кандидатами, а между списками кандидатов. Депутатские мандаты распределяются вначале между последними, и уже после этого начинается распределение мандатов внутри отдельных списков между входящими в них кандидатами.

В субъектах РФ при проведении местных выборов в настоящее время преобладает мажоритарная избирательная система. Тот же подход предусматривает Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Хотя, например, Избирательный кодекс Свердловской области предусматривает право муниципальных образований в собственных уставах закреплять в соответствии с федеральным и областным законодательством как мажоритарную, так и пропорциональную системы выборов (п. 5 ст. 7).

Принципы избирательной системы. Под принципами избирательной системы следует понимать основополагающие, руководящие начала, идеи, положенные в основу формирования выборных органов государственной власти.

О демократизме любой избирательной системы мы можем судить, прежде всего, по наличию демократических принципов и их реальности, по наличию гарантий свободы выборов и совершенству их механизма, по наличию у избирателей права отзыва избранных лиц и реальности этого права.

Принципы избирательного права делятся на три группы. Первая включает исходные принципы выборов как политико-правового института, вторая — принципы организации выборов, третья — принципы правового положения граждан в сфере выборов.

Исходными для выборов являются принципиальные положения, в совокупности составляющие основы конституционного строя. Это принципы народовластия, приоритета прав и свобод, федерализма, единства системы государственной власти, признания и гарантирования местного самоуправления, идеологического и политического многообразия и др.

Принципы организации выборов. На основе анализа избирательного законодательства принципов могут быть выделены следующие принципы проведения выборов:

1. территориальный принцип выборов;

2. петиционный принцип (обязанность кандидатов на выборные должности составлять и делать достоянием гласности программу своей деятельности);

3. принцип добровольности;

4. принцип состязательности;

5. принцип альтернативности;

6. принцип гласности;

7. принцип несовместимости депутатского мандата с занятием определенных государственных должностей или коммерческой деятельностью;

8. принцип контроля и ответственности.

Принципы правового положения граждан в сфере выборов. В соответствии с ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», указано четыре принципа:

1. всеобщее избирательное право

2. равное избирательное право

3. прямое избирательное право

4. тайное голосование.

Эти принципы в качестве основных обязательных требований и условий выделяются на основе положений Конституции РФ и законодательных актов, регулирующих порядок проведения выборов в органы местного самоуправления.

Международные стандарты проведения выборов, основанные на положениях Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1952 г., позволяют выделить такие международные признанные принципы как то, что выборы должны быть свободными, справедливыми и подлинными.

В качестве принципа указывается также добровольность, т.е. выборы должны быть свободными и добровольными и никто не вправе воздействовать на гражданина и принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его волеизъявление.

 

 

8.4. Стадии избирательного процесса и их правовое регулирование

Под избирательным процессом следует понимать совокупность процессуальных государственно-правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Избирательный процесс состоит из упорядоченной совокупности стадий, соблюдение, охрана и защита которых гарантируется конституциями, иными законами и актами, деятельностью соответствующих органов государственной власти и общественно-политических организаций.

 

К основным стадиям избирательного процесса относятся:

1. Назначение выборов уполномоченным на то органом или должностным лицом в соответствии со сроками, установленными конституциями, законами, уставами.

2. Составление списков избирателей.

3. Формирование избирательных округов.

4. Формирование избирательных участков.

5. Формирование избирательных комиссий.

6. Выдвижение кандидатов и их регистрация.

7. Проведение предвыборной агитации.

8. Проведение голосования и подсчета голосов.

9. Установление результатов выборов и их опубликование.

 

Рассматривая основные стадии избирательного процесса по подготовке выборов, следует отметить, что в Федеральном законе от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подробно рассматривается процедура назначения выборов (ст. 10). Выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или депутаты.

Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума является факт нахождения места жительства гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.

В статье 18 подробным образом описывается процедура образования избирательных округов, округа референдума. Для проведения выборов на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа.

Избирательный округ — территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:

― Центральная избирательная комиссия РФ;

― избирательные комиссии субъектов РФ;

― избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии;

― территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

― участковые избирательные комиссии.

Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав детально регламентирует порядок выдвижения и регистрации кандидатов. Кандидат — лицо, выдвинутое в установленном порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате представительного органа).

Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Предвыборной агитацией признаются осуществляемые в период избирательной кампании:

― призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов);

― выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в частности указание на то, за какого из кандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель;

― описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов);

― распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

― распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

― деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, к которым принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшим кандидата, кандидатов, список кандидатов;

― иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, против всех списков кандидатов.

Голосование — это решающая стадия избирательного процесса. В процессе голосования избиратель выражает свою гражданскую позицию посредством подачи «голоса» за кандидата или список кандидатов.

Подсчет голосов и официальное опубликование (обнародование) общих результатов выборов, референдума, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов (списков кандидатов), голосов, поданных против всех кандидатов (списков кандидатов), голосов участников референдума, поданных по позициям «Да» и «Нет», осуществляется соответствующей комиссией в порядке и в сроки, которые установлены законом, но не позднее чем через один месяц со дня голосования.

8.5. Гарантии реализации избирательных прав граждан.

Под гарантиями свободы выборов понимаются условия и средства обеспечивающие избирателям реальную, осознанную и ответственную свободу волеизъявления.

Условия — это политический режим, в котором осуществляются выборы.

Средства — это механизм и материальные источники, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателям.

Существуют общие и специальные гарантии свободы выборов.

Система специальных гарантий состоит из:

1. политических;

2. организационных;

3. материальных;

4. правовых санкций.

К политическим гарантиям относятся:

― демократизм выдвижения кандидатов на выборные должности;

― равноправие избирателей на выборах;

― свобода предвыборной агитации;

― гарантии деятельности кандидатов на выборные должности;

― право избирателей на отмену ранее принятого решения о выдвижении кандидата;

― добровольность принятия мандата;

― обязанность кандидатов на выборные должности составлять и делать достоянием гласности программу своей деятельности;

― добровольность участия в голосовании;

― контроль за ходом выборов;

― ответственность избранных лиц за свою деятельность перед избирателями.

Организационные гарантии слагаются из следующих правил:

1. правило, по которому никто не может быть включен более чем в один список;

2. правило, по которому кандидаты в депутаты не могут состоять членами окружных и участковых избирательных комиссий того округа, в котором они выдвинуты кандидатами в депутаты;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.