Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Сочинский государственный университет туризма и курортного дела




КУРС ЛЕКЦИЙ

Сочи, СГУТиКД

РИМСКОЕ ПРАВО

С.Д.Багдасарян

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

 

С.Д. Багдасарян

 

 

РИМСКОЕ ПРАВО

 

Сочи РИЦ СГУТиКД 2010

 

УДК

ББК

Т

 

Рекомендовано к печати Учебно-методическим советом юридического факультета (протокол № 4 от 20 мая 2010г.)

 

Рецензенты:

кандидат юридических наук, доцент СГУТиКД Тутинас Е.В.

кандидат юридических наук, доцент СГУТиКД Лисицына Е.С.

 

БАГДАСАРЯН С.Д.

Римское право: курс лекций /С.Д.Багдасарян.- Сочи: СГУТиКД, 2010. - 111 с.

 

Курс лекций разработан в соответствии с учебными планами и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 030501 «юриспруденция». Включает курс лекционных занятий, список рекомендуемой литературы.

Основная задача пособия – оказание помощи студентам первого курса в изучении дисциплины профессионального цикла «Римское право».

 

 

© Сочинский государственный университет

туризма и курортного дела, 2010

© Багдасарян С.Д., 2010

 

 

Курс лекций «Римское право» из цикла историко-правовых дисциплин предназначен для формирования знаний о исторических процессах в развитии институтов частного права.

Лекционный курс, предлагаемый студентам юридического факультета по специальности 030501, соответствует современному принципу дидактики, нацеленному на активизацию творческой, познавательной деятельности и самостоятельного мышления учащихся.

Вузовский курс отражает уровень достижений науки и академических требований. Лекционный материал строится на современных достижениях юридико-исторической мысли с учетом традиционных взглядов научных школ и использования общефилософских и специальных методов исследования (конкретно-исторического, сравнительно-правового, системного и др.)

Римское право как наука оперирует как общими методами научного исследованиядля всех наук, и специфическими методами.

К общенаучнымотносятся методы исторический, логический, метод классификации. Важнейший из них — историческийподход к социальным явлениям и процессам в обществе и государстве.

Всякое социальное бытие исторично, оно всегда находится в становлении, в процессе постоянных перемен. Такой подход к сознанию предохраняет от превращения его выводов в формальную теорию, полностью абстрагированную от истории, способствует воспроизведению государственно-правовых явлений в хронологическом развитии, со всеми присущими им неповторимыми чертами, деталями и особенностями.

Свойство исторического метода — установление исторической последовательности процесса развития государства и права одновременно выяснение генетических истоков этого процесса и сопровождающих его явлений.

Исторический метод предусматривает конкретное историческое исследование возникновения и развития государства и права, способствует оптимальному направлению изучения сущности государственно-правовых явлений, тенденций, их развития, присущих им закономерностей. Причем исследование закономерностей может быть проведено, по меньшей мере, в двух относительно самостоятельных, но взаимосвязанных ракурсах. Первый предполагает выявление конкретно-исторических закономерностей развития. Второй связан с раскрытием общих закономерностей на базе конкретных исторических исследований, охватывающих значительный пространственно-временной пласт истории государственности.

С помощью исторического метода исследуются системный характер государства и права, присущие им структурные и функциональные качества. Историческая преемственность позволяет рассматривать их в единой исторической перспективе.

При изучении государственно-правовой истории применяется и логическийметод. С его помощью исследуемые явления рассматриваются на высшей стадии их развития, когда они приобретают наиболее зрелую форму, и это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий развития государства и права. Частное, конкретное при окончательном формулировании результатов зачастую опускается, хотя при исследовании оно имеется в виду, на него опираются, делая выводы.

Задачей логического метода является раскрытие роли, которую отдельные элементы системы (например, правовой системы) играют в составе развитого целого. Логический метод позволяет установить то, что скрыто за внешней формой или картиной события, за множеством несущественных и случайных деталей. В отличие от исторического этот метод требует не столько наблюдения, сколько анализа. Оба метода дополняют друг друга, ибо исторический метод имеет свои познавательные пределы. Кроме этих методов, используется метод классификации. Классификация облегчает сбор материала и организацию исследовательских процедур, помогает выработке научной терминологии, способствует открытию новых закономерностей, обеспечивает систематизацию. В основе метода классификации лежит единство и разнообразие объективной реальности, познание которой требует, с одной стороны, объединения сходных явлений, а с другой — обособления их по отличительным признакам.

В основе исторического анализа лежат документы: памятникиправа, свидетельства политической истории и другие официальные источники. Для изучения истории всякого государства привлекаются не только политико-юридические данные, но и ведения по истории хозяйственного быта, культуре народов, го общественному сознанию. Все они требуют объективной оценки с учетом происхождения документа, его авторства и конкретной обстановки. Только критический анализ источников позволяет добиться такой объективности.

Частнымиметодами являются: хронологический, метод периодизации, синхронистический, ретроспективный, сравнительно-исторический, системно-структурный, статистический.

В процессе лекционных занятий по истории римского права, предполагается решение следующих задач:

-развитие логического мышления и творческих способностей студентов;

-формирование навыков исследовательской деятельности и самосовершенствования, являющегося важным компонентом профессионального становления будущих юристов;

-формирование основ правовой культуры будущего специалиста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.