Жанры научной литературы– это исторически сложившиеся устойчивые типы произведений научной литературы, обладающие функционально-стилевой спецификой и стереотипной композиционно-смысловой структурой.
Таблица 5
Типы научного изложения
Конструктивные и языковые особенности
Адресат
Жанры
Собственно-научный
строго академический стиль изложения с подчеркнуто информативной направленностью – описание новых в науке фактов (см. табл. 1)
ученый,
специа-лист
диссертация,
монография,
научная ста-тья, научный доклад, тезисы
Научно-
оценочный
содержательные или текстуальные повторы по отношению к первично-му тексту; высокая степень стандарти-зации на всех уровнях построения текста, наличие типизированных оценочных средств
описание базовых научных фактов, необходимых для овладения научной (профессиональной) картиной мира; сжатая полнота информации, предме-тно-логическая последовательность, ясность и доходчивость изложения, активизация внимания адресата
дидактическое указание способов и приемов работы с научной информа-цией или каким-либо техническим ус-тройством; соответствие композиционного и языкового построения речи стандарту, объяснение терминов, ак-тивность императивных форм глагола
сжатое, семантически адекватное из-ложение основного содержания пер-вичного научного текста в информативных целях; стандартность структуры
ученый,
учащийся
реферат,
обзор,
аннотация,
резюме
Справочно-энциклопе-дический
обозначение, систематизация и опи-сание научных понятий; алфавитный или тематический принцип рубрика-ции материала; наличие тезауруса и базовых дефиниций; метаязыковые описания, сокращение слов, ссылки на источник информации; отсутствие экспрессивных средств
специалист, неспециалист
энциклопедия,
словарь,
справочник
Научно-популярный
преподнесение научных данных в до-ступной и занимательной форме; сти-листически контаминированная речь: сохранение общенаучной лексики, комментирование вводимых терминов (краткая расшифровка значения в скобках, в сносках, с помощью образ-ных средств); пропуск большинства логических доказательств; наличие образной и иностилевой лексики, экспрессивных средств (метафора, сравнение, вопросно-ответные ряды, обращения, парцелляция и т.д.)
неспециалист в данной области знаний (фактор учета осо-беностей адресата определяет языковой отбор)
А. Назовите черты, которые позволяют отнести данный текст к научному стилю (ведущая функция текста, композиция текста, наличие общенаучной и нейтральной абстрактной лексики, терминологии, точных научных данных, наличие связующих средств, ссылок на источник информации и т.д.).
Б. Найдите в тексте черты, которые позволяют определить, что это научно-популярный текст:
1. Выделите эмоционально-окрашенную и образную лексику, определите, к какому стилю относятся данные слова.
2. Выделите конструкции-обращения к читателю, определите, к какому стилю они относятся.
3. Выделите конструкции-сравнения, определите их функцию в данном тексте.
4. Назовите, как представляют авторы книги свою читательскую аудиторию?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление