Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы жанров научной литературы




Жанры научной литературы это исторически сложившиеся устойчивые типы произведений научной литературы, обладающие функционально-стилевой спецификой и стереотипной композиционно-смысловой структурой.


Таблица 5

Типы научного изложения Конструктивные и языковые особенности Адресат Жанры
Собственно-научный строго академический стиль изложения с подчеркнуто информативной направленностью – описание новых в науке фактов (см. табл. 1) ученый, специа-лист диссертация, монография, научная ста-тья, научный доклад, тезисы
Научно- оценочный содержательные или текстуальные повторы по отношению к первично-му тексту; высокая степень стандарти-зации на всех уровнях построения текста, наличие типизированных оценочных средств специа-лист рецензия, от-зыв, эксперт-ное заключе-ние, научная дискуссия
Научно- учебный описание базовых научных фактов, необходимых для овладения научной (профессиональной) картиной мира; сжатая полнота информации, предме-тно-логическая последовательность, ясность и доходчивость изложения, активизация внимания адресата учащийся учебник, учебное пособие, учебный доклад, лекция, курсовая работа, научно-учебный диалог
Научно-методиче-ский дидактическое указание способов и приемов работы с научной информа-цией или каким-либо техническим ус-тройством; соответствие композиционного и языкового построения речи стандарту, объяснение терминов, ак-тивность императивных форм глагола специа-лист, учащийся программа, методическое пособие, рекомендация, инструкция
Информа-ционно-рефератив-ный сжатое, семантически адекватное из-ложение основного содержания пер-вичного научного текста в информативных целях; стандартность структуры ученый, учащийся реферат, обзор, аннотация, резюме
Справочно-энциклопе-дический обозначение, систематизация и опи-сание научных понятий; алфавитный или тематический принцип рубрика-ции материала; наличие тезауруса и базовых дефиниций; метаязыковые описания, сокращение слов, ссылки на источник информации; отсутствие экспрессивных средств специалист, неспециалист энциклопедия, словарь, справочник
Научно-популярный преподнесение научных данных в до-ступной и занимательной форме; сти-листически контаминированная речь: сохранение общенаучной лексики, комментирование вводимых терминов (краткая расшифровка значения в скобках, в сносках, с помощью образ-ных средств); пропуск большинства логических доказательств; наличие образной и иностилевой лексики, экспрессивных средств (метафора, сравнение, вопросно-ответные ряды, обращения, парцелляция и т.д.) неспециалист в данной области знаний (фактор учета осо-беностей адресата определяет языковой отбор) научно-популярная статья, научно-популярная передача
Научно-деловой стереотипность композиции, максимальная стандартизация языковых средств, обилие штампов и устойчивых оборотов, унификация синтаксических конструкций специа-лист патент, авторское сви-детельство, стандарт, тех-нологическое описание, деловая кор-респонденция

 

Задание 31. Прочитайте текст.

А. Назовите черты, которые позволяют отнести данный текст к научному стилю (ведущая функция текста, композиция текста, наличие общенаучной и нейтральной абстрактной лексики, терминологии, точных научных данных, наличие связующих средств, ссылок на источник информации и т.д.).

 

Б. Найдите в тексте черты, которые позволяют определить, что это научно-популярный текст:

1. Выделите эмоционально-окрашенную и образную лексику, определите, к какому стилю относятся данные слова.

2. Выделите конструкции-обращения к читателю, определите, к какому стилю они относятся.

3. Выделите конструкции-сравнения, определите их функцию в данном тексте.

4. Назовите, как представляют авторы книги свою читательскую аудиторию?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.