Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для самостоятельного изучения темы 1.1




Тема 1. Социология как наука

1.1. Специфика социологического подхода к анализу социальных явлений. Социология в системе гуманитарных и общественных наук. Объект и предмет социологии. Научные теории в понимании объекта и предмета социологии. Понятийный аппарат, его роль в концептуализации предметной области. Основные понятия социологии: «социальное», «социальный институт», «социальная общность», «социальная группа», «социальная организация», «социальная структура», «социальный процесс».

Макро- и микро- подходы (объективистский и субъективистский подходы) в социологии. Основные парадигмы в социологии. Структура социологического знания. Эмпирическое и теоретическое в социологическом познании. Отрасли социологии.

Функции социологии как науки. Этнические проблемы в деятельности социолога. Профессиональная этика социолога.

Методические указания студентам

Социология (от лат. societas – общество и греч. Logos – учение) – «наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социетальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов». (Российская социологическая энциклопедия /Под. Общ. ред. Г.В.Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФА, 1999.- С. 486.) Хотя это определение можно прочесть в солидном энциклопедическом издании и оно отражает специфику социологии как науки, его нельзя назвать ни исчерпывающим, ни единственно признаваемым всеми членами социологического сообщества. При изучении этой темы необходимо учитывать, что социология никогда не была единой наукой, распадаясь на значительное число школ и направлений, претендующих на выражение сущности этой науки, определение ее объекта, предмета и самой сущности социологического подхода к анализу социальных явлений. Таким образом, при прочтении рекомендуемой по теме литературы можно столкнуться с различными подходами к определению сущности этой науки и интересными классификациями точек зрения на ее предмет. Кроме того, нельзя говорить о социологии как о чем-то неизменном, в ней происходит постоянный пересмотр соотношения между ее объектом и предметом. В самом общем смысле объектом социологии является общество и различные социальные общности, а предметом – социальные взаимодействия.

Для того чтобы разобраться во всех направлениях и течениях социологической мысли необходимо прояснить парадигмальный статус социологии как науки. Изучение критериев выделения и обоснования парадигм в современной социологии, общая характеристика каждой из них – важный момент освоения этой темы.

Отметим, что преобладающим в отечественных учебниках является подход, в рамках которого утверждается, что социология изучает целостность общественной жизни в системном единстве ее компонентов. Системный анализ предполагает изучение общества в трех взаимосвязанных аспектах: структурном, функциональном и динамическом.

За почти два века своего существования социология выработала свой язык. Понятийный аппарат играет огромную роль в концептуализации предметной области социологии. Начиная осваивать основы социологии как науки, полезно запастись словарями, энциклопедиями и другими изданиями справочного характера для того, чтобы обращаться к ним для прояснения ключевых понятий отдельных тем изучаемой дисциплины. Вынесенные в программу изучения данной темы категории социологии являются ключевыми и уяснить для себя их содержание необходимо в первую очередь.

В ходе анализа основных вопросов темы полезно будет обратиться к первоисточникам, т.е. к фундаментальным работам как классиков социологии – Э.Дюркгейма, М.Вебера, П.Сорокина, Т.Парсонса, Р.Мертона, а также и крупнейших современных социологов, особенно тех, кто предпринял попытку систематического изложения курса социологии для начинающих – Э.Гидденса, П.Бергера, П.Штомпки.

Структура социологического знания также претерпевала значительные изменения на протяжении всего времени существования этой науки. Принято выделять «вертикальное» измерение социологического знания: теоретический и эмпирический уровни, а также прикладной, связанный с использованием результатов конкретного социологического исследования для изменения той или иной стороны социальной жизни, решения социальной проблемы. Часто отмечают наличие в структуре социологического знания уровня промежуточного, находящегося между теорией и эмпирикой: оно представлено «теориями среднего уровня» (термин Р.Мертона), в качестве которых выступают специализированные теории (например, теория социализации, теория социальной стратификации и другие). «Горизонтальная» структура представлена совокупностью отраслей социологии, каждая из которых посвящена изучению отдельной сферы жизни общества.

Функции социологии как науки являются предметом дискуссии социологов, так же как и этические принципы деятельности социологов профессионалов. Необходимо обратить внимание на то, что в современной учебной литературе выделяют те функции социологии, которые важны для поиска путей оптимального общественного развития (например, прогностическая, управленческая, критическая и ряд других) и те, которые связаны с жизнедеятельностью каждого конкретного человека. Так, например, П.Штомпка указывает, что социология помогает просвещенным гражданам рациональным способом найти смысл жизни, определить собственную идентичность, выявить возможные шансы и последствия своих действий, а Э.Гидденс добавляет, что она помогает стать более терпимым к социокультурным различиям людей в современном мире. В целом, социологи заняты тем, что пытаются определить основные закономерности поддержания социальной реальности как коллективной жизни людей. Среди их основных задач – определение тенденций социального развития на основе учета разнообразных факторов.

Обязательная литература

Кравченко А. И. Социология: Учеб. для вузов / А.И.Кравченко.— 4-е изд..— М.: Академический проект, 2002.—508 с.

Социология: основные термины: [учебно-методическое пособие] / Казан. гос. ун-т; [сост. Р. Г. Минзарипов].— Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008.—131 с.

Фролов С.С. Социология: Учеб. для студ. вузов / С.С.Фролов.—3-е изд., доп.— М.: Гардарики, 2003.—343с.

Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Введение в социологию. — Екатеринбург, 1992.

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: учебник для вузов. — М., 1998.

Батыгин Г.С. История социологии: Учебник. — М., 2004.

Дополнительная литература

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества.- М.: Логос, 2005.- 664 с.

Гидденс Э. Социология.- М., 1999.

Бергер П.Л. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива.- М., 1996.

Монсен П. Лодка на аллеях парка: введение в социологию. - М., 2000.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие трактовки предмета социологии вы изучили? В чем их сходство и чем они различаются?

2. Как соотносится социология с другими общественными науками?

3. Каковы структура и функции социологии как науки? Есть ли взаимосвязь между ними?

4. С какими парадигмами в социологии Вы познакомились? Опишите их.

5. Что означает макро- и микро подход в социологии?

Контрольные тестовые задания для самопроверки

1) «Исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей» - к какому понятию относится это определение?

1) к понятию «социальный институт»

2) к понятию «социальная структура»

3) к понятию «социальная общность»

4) к понятию «социальные изменения»

2. Какое из перечисленных ниже понятий относится к сфере изучения социологии:

1) симпатия

2) воля

3) социальная группа

4) смертность

3. Высказывание: «социология изучает не исключительное или уникальное, а закономерное и типичное» –

1) верно

2) неверно

4. Социология – это наука о поведении:

1) больших социальных групп

2) людей в своей семье

3) личности в группе

4) людей в формальной группе

5. Социология способна на основе эмпирического материала и теоретических обобщений предвидеть возможные варианты развития социальных процессов. О какой функции социологии как науки идет речь?

1) мировоззренческой

2) теоретико-познавательной

3) прогностической

4) гуманистической

ü «Область социологического знания, ориентированная на изучение крупномасштабных социальных явлений». К какой части социологии относится данное положение?

1) макросоциология

2) микросоциология

3) эмпирическая социология

4) прикладная социология

7. Какая из теорий относится к «теории среднего уровня»?

1) экономическая теория

2) теория социальной мобильности

3) теория символического интеракционизма

4) теория общества

Обобщающее контрольное задание по теме

Ниже описана ситуация: «Статистика отмечает неуклонное сокращение рождаемости в нашей стране с 70-х годов ХХ века. Особенно заметным оно стало в 90-е годы». Попробуйте дать объяснение причин этой ситуации с точки зрения специалистов разных областей наук: эколога, врача, юриста, социолога. Поясните, в чем специфика социологического подхода к анализу данного явления.

 

1.2. Периодизация и формы институционализации социологии как науки. Донаучный этап: теоретические учения об обществе до возникновения социологии как науки (Платон, Аристотель, А.Тюрго, Ж.Кондорсе, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо и др.). Учение о методе Ф.Бекона и Р.Декарта. Значение идей мыслителей эпохи Просвещения для становления социологии. Исторические предпосылки возникновения социологии. Этап становления социологии как науки. Ранний позитивизм в социологии. О.Конт о предмете, задачах и методах социологии. Учение Г.Спенсера об обществе как социальном организме. Марксистская школа социологии: учение К.Маркса. Психологизм в ранней американской социологии (Л.Уорд, У.Самнер, Ф.Гиддингс, А. Смолл).

Классический этап развития социологии. Французская социологическая школа. Э.Дюркгейм о предмете и структуре социологии как науки. «Социологизм» как методология научного исследования: основные принципы. Понятия социальной функции и социального факта. Правила социологического метода. Общество как нормативная система. Исследование самоубийства как социального феномена. Немецкая школа социологии. Концепция «понимающей» социологии М.Вебера. Понятие идеального типа. Социальное поведение и социальное действие. Структура и типы социального действия. Проблема объективности социологического исследования и принцип «свободы от ценностных суждений» М.Вебера. Основные принципы формальной социологии (Ф.Теннис, Г.Зиммель).

Взгляды В.Парето. Естественнонаучная модель построения социологии. В.Парето об элементах социальной системы. Концепция социального действия В.Парето.

Социологический позитивизм и антипозитивизм («понимающая» социология). Функциональный и конфликтологический подходы в социологии. Развитие эмпирической социологии.

Методические указания студентам




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.