Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания для самостоятельного изучения темы. Тема 8. Социология города и села




Тема 8. Социология города и села. Сельско-городская социология как отражение социально-территориальной целостности общества

Поселение как непосредственная социокультурная среда жизнедеятельности социально-территориальных общностей. Город и село как формы социально-пространственной организации общества: их специфика, системообразующипризнаки, основные функции.

Социально-территориальная общность как объект сельско-городской социологии. Тенденции воспроизводства локальных сообществ (сельской и городской) как предмет сельско-городской социологии.

Основные направления социологического исследования города и села (П.Сорокин, М.Вебер, Р.Э.Парк, Э.Берджесс, Л.Вирт, Д.Густи и др.).

Характерные черты жизнедеятельности городского и сельского населения: сравнительный анализ.

Миграция из села в город как проблема взаимоотношений города и села. Урбанизация как социокультурный процесс: сущность, проявления, тенденции развития в современном мире. Урбанистическое пространство, городское время, универсализация функций города. Культурный текст города и его трансформация.

Сельские и городские поселения в странах Запада, Востока и в России в контексте информационного общества. Современные формы расселения (агломерации в России, США, Японии).

Роль города и села в общественном прогрессе. Дискуссия о перспективах развития сельских и городских локальных сообществ.

 

Цель данной темы – сформировать представление о социологии города и села как одной из отраслей социологической науки.

Концептуальная модель города и села как самовоспроизводящейся социально-территориальной общности разработана недостаточно, преобладают исследования отдельных сторон жизнедеятельности города и села.

Социология города и социология села формировались как отдельные, относительно самостоятельные отрасли социологического знания. Изложим схематично некоторые вехи в их становлении.

Социология села и социология города имеют свою историю возникновения и развития.

Начало исследованиям в области социологии села положил американский ученый Чарлз Гэлпин, возглавлявший в Министерстве сельского хозяйства США отдел «население ферм и сельской жизни» и написавший книгу «Социальная анатомия сельского общества» (1915). Позднее, в 1930-1932 гг., по заказу Министерства сельского хозяйства, в соавторстве с П.Сорокиным и К.Циммерманом, он выпустил три тома «Систематического указателя книг по сельской социологии».

Исследования проблем сельской общности, помимо американских исследователей, ведут ученые Англии, Франции, Польши, Румынии (Бухарестская монографическая школа под руководством Д.Густи), Кубы, Югославии. В России сельская социология развивается благодаря В.И.Староверову, Ю.В.Арутюняну, Т.Шанину, ученым Новосибирской экономико-социологической школы и др.

Деревня является исторически первой формой человеческого поселения, она же – основной источник пополнения населения города. Следовательно, в городской среде в неявном виде существуют элементы сельского образа жизни, установки и ценности выходцев из села.

Одним из основоположников социологии города является английский судовладелец Чарлз Бут, издавший трехтомное сочинение «Жизнь и труд людей в Лондоне» (1889-1891), третье издание которого в семнадцати томах вышло в свет в 1902-1903 гг. Его вклад в социологию города связан прежде всего с применением метода картографирования, который позволяет отразить социально-территориальное зонирование города.

Значительный вклад в социологию города внес немецкий ученый Макс Вебер, его определения города применимы и сегодня («Город», 1905). Рассуждая о критериях городских поселений, Вебер называет численность жителей, указывая при этом на относительность данного признака. Экономический аспект города Вебер связывает с родом занятий жителей: не сельское хозяйство, а ремесло и торговля.

Заметный след в становлении социологии города оставили американские социологи Роберт и Хелен Линд, применившие монографический метод для изучения типичного американского городка и опубликовавшие две книги: «Средний город» и «Средний город в развитии», в которых на основе разнообразных источников информации, в русле «социологии обыденной жизни», создали интересную, богатую картину жизни города периода индустриализации.

Особая роль в урбанистике принадлежит Чикагской школе (1920-1940- е гг.), связанной с именами Р.Парка, Э.Берджесса, Р.Маккензи, Н.Андерсона, Л.Вирта. Город Чикаго был «социальной лабораторией» для изучения жизни людей в условиях урбанизации, общин сельских и иностранных мигрантов, юношеской преступности, бродяжничества.

Идеи Чикагской школы в 1950-1960-е гг. развивали представители «неоэкологического» направления (О.Дункан, Л.Шноре, Д.Гиббс), а также французские социологи (П.-А. Шомбар де Лов), немецкие социологи (Р.Кениг).

В 1970-е гг. сложилась «новая социология города», наиболее видным представителем которой является испанский социолог М.Кастельс, его перу принадлежит книга «Информационный город» (1989).

Наряду с автономным развитием социологии села и социологии города существует тенденция целостного рассмотрения двух видов социально-территориальных поселений.

П.А.Сорокин, американский социолог русского происхождения, вместе с К.Циммерманом выпустил книгу «Принципы сельско-городской социологии» (1929 г.), в которой разработана концепция сельско-городского континуума: город органически связан с деревней как парный элемент дихотомии социально-территориальной целостности общества. Авторы сконструировали модель идеального города и идеальной деревни, шкала отличий между которыми может быть приложена к любому району земли для выявления степени распространения тех или иных видов поселения.

Шкала касается следующих отличий: 1) род занятий: земледелие, промышленность, управление, культура (все это есть и в городе, и в деревне, главное – тенденция); 2) тип окружающей человека среды: естественная природа или «вторая природа» - материальная культура; 3) степень социальной гетерогенности: деревня социально более однородна, город – средоточие разнородных профессиональных, религиозных, культурных, политических групп, образов жизни; 4)степень мобильности и интенсивности социальных взаимодействий, приходящихся на одного человека: мобильность в городе интенсивнее, взаимодействия богаче (в городе больше мест для этого: учреждения, предприятия, кинотеатры, клубы, магазины).

Таким образом, город и деревня не противополагаются друг другу, между ними существует множество переходных форм с разной степенью выраженности черт, присущих тому или иному типу поселения. Целостность рассмотрения города и деревни обусловлена природой социально-территориальной общности, являющейся объектом социологии.

Одним из первых сущность общности проанализировал немецкий социолог Ф.Теннис в работе «Общность и общество» (1887 г.), впервые предложивший дихотомию общности (обычно переводимой как «община») и общества. В общине главную роль играют эмоциональные отношения, в обществе – рациональные, развитие идет от социальных образований типа общины к образованиям общественного типа.

Целостность рассмотрения города и деревни обусловлена также единством воспроизводственных механизмов территориальных общностей. Тенденции развития города и села связаны с процессами миграции, урбанизации, ростом городского населения, повышением роли города в жизни общества. Соответственно сокращается численность сельских жителей. Перспективы развития города и деревни связаны с исчезновением традиционных границ между ними, с возникновением на основе технологической революции единого мирового экономического, политического, социального, культурного пространства. Этот процесс начался в развитых странах, постепенно в его орбиту включаются другие страны мира. В информационном обществе существует тенденция к более дисперсному, рассредоточенному расселению (контрурбанизация, «сельский ренессанс») благодаря прежде всего выводу за городскую черту предприятий и рабочих мест. «Размывание» границ между городом и деревней ведет к ликвидации социального неравенства, обусловленного проживанием на той или иной территории и связанного с общественным разделением труда.

Труды классиков мировой социологии целесообразно рассматривать с позиции применимости их положений к современным реалиям российской жизни. Например, теория концентрических зон Э.Берджесса может быть использована для характеристики городов РТ, в частности г. Казани. Концепция урбанизма Л.Вирта и взгляды ее критиков (Г.Ганса и К.Фишера) могут быть применены при сравнительном анализе сельского и городского образов жизни в современном российском обществе. Метод картографирования, разработанный в свое время Ч.Бутом, может быть применен для визуального отображения специфики расселения горожан и селян на той или иной территории.

При изучении данной темы целесообразно пользоваться словарно-справочной литературой для освоения понятийного аппарата (например, Социологический энциклопедический словарь под ред. Г.В.Осипова, М., 1998; Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. – М., 2004).

Акцент при изучении темы целесообразно делать на понимание сути происходящих в современном мире процессов, связанных с трансформацией сельских и городских поселений.

Обязательная литература

Вагин В.В. Городская социология. – М., 2000.

Вебер М. Город //Избранное. Образ общества. – М., 1994.

Голоса крестьян: сельская Россия ХХ века в крестьянских мемуарах. – М., 1996.

Добрякова М.С. Исследования локальных сообществ в социологической традиции //Социологические исследования. – 1999. - № 7.

Зиятдинова Ф.Г., Кучаева Е.И. Российское село в рыночных условиях. – М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Пирогов С.В. Социология города. – М., 2007.

Рефлексивное крестьяноведение: десятилетие исследований сельской жизни в России. – М., 2002.

Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

Социальное и национальное. – М., 1979.

Социология /Учебное пособие. – Изд-во Казанского ун-та, 2001. (Глава 13. Социология города и села.)

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – Новосибирск, 1967.

Дополнительная литература

Артемов В.А. Село 90-х годов: тенденции повседневной деятельности сельского населения //Социологические исследования. - 2002. - № 2.

Былов В.Г. Урбанизация в капиталистических странах. – М., 1999.

Великий П.П. и др. Потенциал предприимчивости сельского населения //Социологические исследования. – 1998. - № 12.

Великий П.П. Сельская действительность (социологический ракурс) //Социологические исследования. – 1996. - № 10.

Виноградский В.Г. Российский крестьянский двор: эволюция повседневного существования //Волга. – 1995. - № 2-3, №4, №7, №10.

Гидденс Э. Социология. – М., 1999.

Горяченко Е.Е. Территориальная общность в изменяющемся обществе //Социальная траектория реформируемой России. Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. – Новосибирск, 1999.

Заборова Е.Н. Участие граждан в управлении городом //Социологические исследования. - 2002. - № 2.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М., 2000.

Лексин В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие //Р

Патрушев В.Д. Жизнь горожанина. – М., 2000.

Урбанизация и формирование социокультурного пространства. – М., 1999.

Широкалова Г.С. Горожане и селяне в результате реформ 90-х гг. //Социологические исследования. - 2002. - № 2.

Яницкий О.Н. Экологическая перспектива города. – М., 1987.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

Дайте определение объекта и предмета сельско-городской социологии.

Назовите основные критерии городских и сельских поселений.

Раскройте сущность и содержание понятия «социально-территориальная общность».

Опишите эволюцию локальной общности в трансформирующемся российском обществе (советский и постсоветский периоды развития).

Охарактеризуйте урбанизацию как социокультурный процесс, назовите основной показатель уровня урбанизации.

Определите направления влияния субурбанизации, информатизации на трансформацию городской и сельской общности, образ жизни населения, сферу труда.

Проанализируйте взаимосвязь типа поселения (территориальный признак) и социального статуса индивида.

Дайте определение агломерации, приведите примеры крупнейших агломераций мира, в том числе России.

Охарактеризуйте шкалу людности поселений, применяемую в российской градостроительной практике, приведите соответствующие примеры (города РФ, РТ).

Проанализируйте специфику расселения россиян по сравнению с жителями США, укажите причины различий.

 

Контрольные тестовые задания для самопроверки

1.Автор концепции урбанизма:

1) Н.Смелзер

2.) Н.Андерсон

3) Л.Вирт

4) М.Вебер

2. Метод, примененный Ч.Бутом к исследованию города:

1) Статистический

2) Контент-анализ

3) Наблюдение

4) Картографирование

3. Субурбанизация – это:

1) Отток городского населения в пригороды и развитие пригородного образа жизни

2) Механический прирост городского населения

3) Рост пригородов за счет мигрантов из села

4. Дайте определение локального сообщества:

1) Небольшая группа лиц, живущих на одной территории

2) Тип поселения (деревня, городской район), где в процессе социального взаимодействия возникают практики взаимозависимости, кооперации, сотрудничества

3) Социальная общность, в которой люди связаны чувством принадлежности к этой группе

5. Принципиальные отличия города от деревни:

1) Численность жителей

2) Развитие инфраструктуры

3) Характер трудовой деятельности жителей

4) Преобладание формального социального контроля над неформальным

6.Сегрегация – это:

1) Переселение людей из одной местности в другую

2) Оформление и обособление сообществ

3) Вынужденный переезд на новое место жительства

7. Признаки, характерные для сельской общности:

1) Сплоченность

2) Гетерогенность

3) Взаимопомощь

4) Обезличенность общения

8. Соотношение городского и сельского населения в современном мире:

1) Равное

2) Сельских жителей примерно две трети

3) Преобладает городское население

9. Разработчик концепции сельско-городского континуума:

1) К.Маркс

2) Э.Дюркгейм

3) П.Сорокин

4) Т.Заславская

5) В.Староверов

10. Дайте определение ассимиляции:

1) Приспособление индивида (группы) к изменяющимся условиям среды

2) Поглощение одних индивидов и групп другими

3) Процесс взаимовлияния культур

 

11. Ученые-исследователи Чикагской школы:

1) Р.Линд

2) Ф.Теннис

3) Э.Гидденс

4) Р.Парк

5) Э.Берджесс

12. Монографический метод в социологии – это:

1) Изучение одного объекта

2) Целостное описание объекта как типичного и распространение данных на аналогичные объекты

3) Исследование конкретного случая

13. Доля сельских жителей в Республике Татарстан:

1) Третья часть

2) Половина

3) Четвертая часть населения

14. Определите типы городов по степени людности:

1) Казань – это…

2) Зеленодольск – это…

3) Набережные Челны – это…

15. Приведите примеры городских агломераций на территории РТ:

1) Моноцентрические агломерации……………………………………

2) Полицентрические агломерации…………………………………….

16. Специфика урбанизации в России по сравнению с развитыми странами:

1) Незавершенный, «ложный» характер

2) Точечный характер (неравномерное крупногородское расселение)

3) Неразвитость пригородного образа жизни

4) Наличие агломераций

17. Взаимосвязь территории и социального неравенства:

1) Социальное неравенство обусловлено местом индивида в социальной структуре

2) Социальное неравенство обусловлено местом проживания индивида (город/село)

3) Социальное неравенство обусловлено уровнем образования индивида

 

Обобщающее контрольное задание по теме

1. Опишите сельскую или городскую социально-территориальную общность (село, город), которую вы хорошо знаете, с позиции концепции урбанизма.

2. Проанализируйте город (на свой выбор) с позиции теории концентрических зон.

3. Распределите города РТ по степени людности поселений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.