КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические указания для самостоятельного изучения темы. Тема 13. Социология массовых коммуникаций
Тема 13. Социология массовых коммуникаций Понятия массовой коммуникации и средств массовой коммуникации (масс-медиа). Особенности межличностной и массовой коммуникации. Проблематичность понятия «массовая коммуникация» в связи с фрагментарностью, активностью и избирательностью аудитории. Модели коммуникации. Модель массовой коммуникации Г. Лассуэлла. Модель многоступенчатой коммуникации. Полемика о средствах массовой коммуникации и демократии (Франкфуртская школа, Ю.Хабермас). Идея гиперреальности Ж.Бодрийара. Особенности современной ситуации в сфере медиа в российском обществе. Трансформация средств массовой коммуникации в процессе глобализации. Интернет и традиционные СМК. Влияние Интернета на взаимодействие людей. Особенности современного телевидения. Телевизионные жанры. Чем объясняется популярность телесериалов? Развлекательность и фрагментарность сообщений. Последствия формата «А теперь… о другом» (Н. Постман). Понятие новости. Новости как а) интересные, необычные и/или значимые б) события, в) произошедшие за последние 24 часа (С.Холл). Формат новостей и социальные процессы. Несоответствие множества социальных проблем формату новостей. Понятие «установление повестки дня». Эффект навязывания проблематики. Эффекты массовой коммуникации. Полемика о влиянии телевидения на уровень преступности и насилия. Образ преступности и преступников, создаваемый СМК: почему так много сообщений о насильственной преступности и не порождают ли они необоснованные страхи аудитории? Понятие «волны преступности». Роль СМК в возникновении различных моральных паник. Понятие «наркотизирующей дисфункции» средств массовой коммуникации (П.Лазарсфельд и Р.Мертон). Эмоциональное выгорание аудитории современных медиа: феномен «усталости сострадать». Начать изучение данной темы лучше всего с прочтения главы «Средства массовой информации и коммуникация» в учебнике социологии Энтони Гидденса (2-е изд. на русском языке. – М., 2005). Найти учебник можно в научной библиотеке им. Лобачевского или в библиотеке Центра социологии культуры (комната 105 факультета журналистики и социологии). Глава Гидденса дает общее представление о социологическом подходе к массовой коммуникации, основных идеях, обсуждающихся в настоящее время, и о тенденциях стремительной трансформации средств массовой коммуникации. После этого можно обратиться к работе М.М.Назарова «Массовая коммуникация и общество» (М., 2004), а именно к ее первой лекции «Введение в социологию массовой коммуникации», а также к учебному пособию «Социология» (Казань, 2001), его одиннадцатой главе – «Социология массовой коммуникации». В дальнейшем следует перейти к изучению оригинальных текстов, представляющих социологические идеи и результаты исследований медиа. Работая с текстами важно уточнять для себя основные понятия этой области. В этом может помочь социологический словарь Н.Аберкромби, С.Хилла и Б.С.Тернера (М., 2004), содержащий статьи «Коммуникация», «Социология массовой коммуникации», «Аудитория», «Медиаландшафт», «Дискурс», «Бодрийар», «Гиперреальность», «Хабермас», «Маклюэн», «Виртуальная реальность», «Культуры индустрии», «Популярная культура», «Установление повестки дня», «Моральные паники» и др. Завершить освоение темы можно знакомством с результатами конкретных исследований в сфере социологии массовой коммуникации, такими, как исследование «волны преступности» Марка Фишмана, анализ представления средствами массовой коммуникации проблемы употребления наркотиков (Петр Мейлахс), исследование конструкции преступности, создаваемой местным телевидением (криминальные новости), а также таких последствий массовой коммуникации, как эмоциональное выгорание аудитории (по книге И.Г.Ясавеева «Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации», главы 5 и 7). Основная литература Гидденс Э. Социология. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. Глава 15. Средства массовой информации и коммуникация. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. Лекция 1 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999). Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономика, 2004. Низамова Л.Р. Социология массовой коммуникации // Социология. Учебное пособие / Под ред. С.А.Ерофеева и Л.Р.Низамовой. 2-е изд., перераб. и доп. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2001. С. 194-215. Лассуэлл Г.Структура и функции коммуникации в обществе //Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 233-242 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 131-138). Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие //Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 243-256 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 138-149). Томпсон Дж. Б. Идеология и современная культура //Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 257-264 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 149-154). Уоллакот Дж. Сообщения и значения //Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 265-272 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 155-160). Постман Н. «А теперь… о другом…» //Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 273-283 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 161-169). Гидденс Э. Опосредование опыта //Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 284-289 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 169-173). Фиск Дж. Постмодернизм и телевидение //Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 290-296 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 174-179). МакКуэйл Д. Массовая коммуникация и общественный интерес: к вопросу о социальной теории структуры и функционирования медиа //Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 297-308 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 179-188). Каррэн Дж. Медиа и демократия: переосмысление //Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 309-323 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 189-200). Голдинг П., Мэрдок Г. Культура, коммуникации и политическая экономия //Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 324-342 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 200-216). Склэир Л. Культурно-идеологические транснациональные практики //Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 343-353 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 216-224). Карлсон Дж. Телевизионное развлечение и политическая социализация //Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 354-366 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 224-233). Фишман М.Волны преступности как идеология // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. Казань, 2000. С.85-114. Фишман М.Волны преступности как идеология // Социальные проблемы: конструкционистское прочтение. Хрестоматия. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2007. С. 197-228). Ясавеев И.Г.Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. Главы 5, 7. Дополнительная литература Бурдье, П. О телевидении и журналистике. – М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. Кольцова О. Производство новостей: типы «влияний» на работу журналистов // Невидимые грани социальной реальности: Сборник статей по материалам полевых исследований / Под ред. В.Воронкова, О.Панченко, Е.Чекадзе. СПб.: ЦНСИ, 2001. С.109-123. Адрес статьи в Интернете: http://www.indepsocres.spb.ru/sbornik9/ Кольцова Е.Ю. Производство новостей: скрытые механизмы контроля // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. №3. С.87-104. Адрес статьи в Интернете: http://www.soc.pu.ru/publications/jssa/1999/3/5kolz.html Кольцова Е.Ю. Кто и как влияет на производство новостей в современной России // Pro et Contra. 2000. №4 (Осень 2000). С.82-108. Хеншель Р.Определение социальных проблем средствами массовой коммуникации // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. Казань, 2000. С.63-72. Мейлахс П.А. Дискурс прессы и пресс дискурса: конструирование проблемы наркотиков в петербургских СМИ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. №4. С.135–151. Мейлахс П.А. Дискурс прессы и пресс дискурса: конструирование проблемы наркотиков в петербургских СМИ // Социальные проблемы: конструкционистское прочтение. Хрестоматия. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2007. С.229-254). Ясавеев И.Г. Влияние средств массовой коммуникации на представления людей о смертной казни // Социально-экономические и технические системы [Электрон. журнал]. 2006. № 10 (26). http://sets.ru/index2.php?arhiv/26nomer.php# Кинник К., Кругман Д., Камерон Г. «Усталость сострадать»: коммуникация и чувство опустошенности в отношении социальных проблем // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. Казань, 2000. С.187-217. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Каковы принципиальные различия межличностной и массовой коммуникации? 2. Каковы принципиальные отличия модели коммуникации Г.Лассуэлла от модели многоступенчатой коммуникации? 3. Каковы основные идеи Юргена Хабермаса о роли средств массовой коммуникации в трансформации сферы публичного? 4. Каким образом можно объяснить обилие сообщений о преступности (телесериалы, документальные фильмы, информационные программы) на современном телевидении? Какова связь между сообщениями о преступности и установками людей в отношении необходимых мер социального контроля? 5. Какие факторы способствуют возникновению «медиа-волн преступности»?
Контрольные тестовые задания для самопроверки 1. Укажите, какой из элементов является лишним (не соответствующим модели массовой коммуникации Г.Лассуэла?): 1) Кто говорит? 2) Что говорит? 3) Когда? 4) По какому каналу? 5) Кому? 6) С каким эффектом? 2. Какая из следующих социальных проблем в большинстве случаев в наибольшей степени соответствует формату теленовостей: 1) ВИЧ/СПИД 2) преступность 3) бедность 4) потребление наркотиков 5) потребление алкоголя 6) ДТП с серьезными последствиями 7) домашнее насилие 3. Какой из вариантов ответа Вам представляется более точным: 1) социологические исследования не свидетельствуют о существовании какого-либо влияния телевидения на уровень насилия и агрессии во взаимодействии между людьми; 2) социологические исследования подтверждают существование связи между телевизионным показом насилия и действиями людей; 3) существуют данные как подтверждающие такого рода воздействие, так и ставящие под сомнение идею непосредственного влияния телевидения на уровень насилия и агрессии в обществе. 4. «Волна преступности», описываемая Марком Фишманом, представляла собой 1) результат целенаправленных действий полиции Нью-Йорка; 2) запланированную стадию предвыборной кампании мэра Нью-Йорка; 3) сочетание ряда случайностей и действий медиа, правоохранительных органов и городских властей. 5. Какое из следующих высказываний корреспондента телевизионной программы о преступности нарушает принцип презумпции невиновности: 1) «три человека были задержаны по подозрению в совершении грабежа минувшим вечером»; 2) «сотрудникам Кировского РУВД удалось задержать трех злоумышленников, ограбивших припозднившегося прохожего»; 3) «трех грабителей задержали минувшим вечером сотрудники Кировского РУВД». 6. Сообщения о какой из проблем вызывали у аудитории наибольшую «усталость сострадать» согласно результатам исследования К.Кинник, Д.Кругмана и Г.Камерона: 1) бездомность; 2) жестокое обращение с детьми; 3) насильственная преступность; 4) ВИЧ/СПИД.
Обобщающее контрольное задание по теме Определите «Повестку дня» современных российских средств массовой коммуникации. Для этоговыберите один из рабочих дней и зафиксируйте «повестку дня» информационных выпусков российских телеканалов и радиостанций (Первого канала, телеканала «Россия», НТВ и радио «Эхо Москвы»): какие темы, в каком порядке и в каком объеме (минуты эфирного времени) представлены в вечерних выпусках новостей. Попытайтесь объяснить, с чем связаны выявленные различия. Источники: Первый канал (программа «Время»), телеканал «Россия» (федеральный выпуск программы «Вести»), телеканал НТВ (программа «Сегодня»), радио «Эхо Москвы» (большой вечерний выпуск новостей в 18.00) – вещает в Казани на частоте 105.8 FM. http://www.1tv.ru Сайт телекомпании “Первый канал”. http://www.vesti.ru Сайт информационной программы “Вести” телеканала “Россия”. http://news.ntv.ru Сайт информационных программ телеканала НТВ. http://www.echo.msk.ru Сайт радиостанции «Эхо Москвы».
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |