Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания для самостоятельного изучения темы. Тема 13. Социология массовых коммуникаций




Тема 13. Социология массовых коммуникаций

Понятия массовой коммуникации и средств массовой коммуникации (масс-медиа). Особенности межличностной и массовой коммуникации. Проблематичность понятия «массовая коммуникация» в связи с фрагментарностью, активностью и избирательностью аудитории.

Модели коммуникации. Модель массовой коммуникации Г. Лассуэлла. Модель многоступенчатой коммуникации.

Полемика о средствах массовой коммуникации и демократии (Франкфуртская школа, Ю.Хабермас). Идея гиперреальности Ж.Бодрийара.

Особенности современной ситуации в сфере медиа в российском обществе.

Трансформация средств массовой коммуникации в процессе глобализации. Интернет и традиционные СМК. Влияние Интернета на взаимодействие людей.

Особенности современного телевидения. Телевизионные жанры. Чем объясняется популярность телесериалов? Развлекательность и фрагментарность сообщений. Последствия формата «А теперь… о другом» (Н. Постман). Понятие новости. Новости как а) интересные, необычные и/или значимые б) события, в) произошедшие за последние 24 часа (С.Холл). Формат новостей и социальные процессы. Несоответствие множества социальных проблем формату новостей. Понятие «установление повестки дня». Эффект навязывания проблематики.

Эффекты массовой коммуникации. Полемика о влиянии телевидения на уровень преступности и насилия. Образ преступности и преступников, создаваемый СМК: почему так много сообщений о насильственной преступности и не порождают ли они необоснованные страхи аудитории? Понятие «волны преступности». Роль СМК в возникновении различных моральных паник.

Понятие «наркотизирующей дисфункции» средств массовой коммуникации (П.Лазарсфельд и Р.Мертон).

Эмоциональное выгорание аудитории современных медиа: феномен «усталости сострадать».

Начать изучение данной темы лучше всего с прочтения главы «Средства массовой информации и коммуникация» в учебнике социологии Энтони Гидденса (2-е изд. на русском языке. – М., 2005). Найти учебник можно в научной библиотеке им. Лобачевского или в библиотеке Центра социологии культуры (комната 105 факультета журналистики и социологии). Глава Гидденса дает общее представление о социологическом подходе к массовой коммуникации, основных идеях, обсуждающихся в настоящее время, и о тенденциях стремительной трансформации средств массовой коммуникации.

После этого можно обратиться к работе М.М.Назарова «Массовая коммуникация и общество» (М., 2004), а именно к ее первой лекции «Введение в социологию массовой коммуникации», а также к учебному пособию «Социология» (Казань, 2001), его одиннадцатой главе – «Социология массовой коммуникации».

В дальнейшем следует перейти к изучению оригинальных текстов, представляющих социологические идеи и результаты исследований медиа.
Хорошим подспорьем в этом являются две работы М.М.Назарова – уже упомянутая книга «Массовая коммуникация и общество» и предыдущая работа этого автора «Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований» (М., 1999). Обе книги включают в себя хрестоматию с текстами (Г.Лассуэлл, П.Лазарсфельд, Р.Мертон, Дж.Б.Томпсон, Дж.Уоллакот, Н.Постман, Э.Гидденс, Дж.Фиск, Д.Маккуэйл, Дж. Каррэн, П.Голдинг, Г.Мэрдок, Л.Склэир, Дж.Карлсон), которые отражают ключевые идеи социологии массовой коммуникации.

Работая с текстами важно уточнять для себя основные понятия этой области. В этом может помочь социологический словарь Н.Аберкромби, С.Хилла и Б.С.Тернера (М., 2004), содержащий статьи «Коммуникация», «Социология массовой коммуникации», «Аудитория», «Медиаландшафт», «Дискурс», «Бодрийар», «Гиперреальность», «Хабермас», «Маклюэн», «Виртуальная реальность», «Культуры индустрии», «Популярная культура», «Установление повестки дня», «Моральные паники» и др.

Завершить освоение темы можно знакомством с результатами конкретных исследований в сфере социологии массовой коммуникации, такими, как исследование «волны преступности» Марка Фишмана, анализ представления средствами массовой коммуникации проблемы употребления наркотиков (Петр Мейлахс), исследование конструкции преступности, создаваемой местным телевидением (криминальные новости), а также таких последствий массовой коммуникации, как эмоциональное выгорание аудитории (по книге И.Г.Ясавеева «Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации», главы 5 и 7).

Основная литература

Гидденс Э. Социология. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. Глава 15. Средства массовой информации и коммуникация.

Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. Лекция 1 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999).

Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономика, 2004.

Низамова Л.Р. Социология массовой коммуникации // Социология. Учебное пособие / Под ред. С.А.Ерофеева и Л.Р.Низамовой. 2-е изд., перераб. и доп. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2001. С. 194-215.

Лассуэлл Г.Структура и функции коммуникации в обществе //Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 233-242 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 131-138).

Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие //Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 243-256 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 138-149).

Томпсон Дж. Б. Идеология и современная культура //Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 257-264 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 149-154).

Уоллакот Дж. Сообщения и значения //Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 265-272 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 155-160).

Постман Н. «А теперь… о другом…» //Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 273-283 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 161-169).

Гидденс Э. Опосредование опыта //Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 284-289 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 169-173).

Фиск Дж. Постмодернизм и телевидение //Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 290-296 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 174-179).

МакКуэйл Д. Массовая коммуникация и общественный интерес: к вопросу о социальной теории структуры и функционирования медиа //Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 297-308 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 179-188).

Каррэн Дж. Медиа и демократия: переосмысление //Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 309-323 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 189-200).

Голдинг П., Мэрдок Г. Культура, коммуникации и политическая экономия //Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 324-342 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 200-216).

Склэир Л. Культурно-идеологические транснациональные практики //Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 343-353 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 216-224).

Карлсон Дж. Телевизионное развлечение и политическая социализация //Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 354-366 (или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 224-233).

Фишман М.Волны преступности как идеология // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. Казань, 2000. С.85-114.

Фишман М.Волны преступности как идеология // Социальные проблемы: конструкционистское прочтение. Хрестоматия. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2007. С. 197-228).

Ясавеев И.Г.Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. Главы 5, 7.

Дополнительная литература

Бурдье, П. О телевидении и журналистике. – М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002.

Кольцова О. Производство новостей: типы «влияний» на работу журналистов // Невидимые грани социальной реальности: Сборник статей по материалам полевых исследований / Под ред. В.Воронкова, О.Панченко, Е.Чекадзе. СПб.: ЦНСИ, 2001. С.109-123. Адрес статьи в Интернете: http://www.indepsocres.spb.ru/sbornik9/

Кольцова Е.Ю. Производство новостей: скрытые механизмы контроля // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. №3. С.87-104. Адрес статьи в Интернете: http://www.soc.pu.ru/publications/jssa/1999/3/5kolz.html

Кольцова Е.Ю. Кто и как влияет на производство новостей в современной России // Pro et Contra. 2000. №4 (Осень 2000). С.82-108.

Хеншель Р.Определение социальных проблем средствами массовой коммуникации // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. Казань, 2000. С.63-72.

Мейлахс П.А. Дискурс прессы и пресс дискурса: конструирование проблемы наркотиков в петербургских СМИ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. №4. С.135–151.

Мейлахс П.А. Дискурс прессы и пресс дискурса: конструирование проблемы наркотиков в петербургских СМИ // Социальные проблемы: конструкционистское прочтение. Хрестоматия. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2007. С.229-254).

Ясавеев И.Г. Влияние средств массовой коммуникации на представления людей о смертной казни // Социально-экономические и технические системы [Электрон. журнал]. 2006. № 10 (26). http://sets.ru/index2.php?arhiv/26nomer.php#

Кинник К., Кругман Д., Камерон Г. «Усталость сострадать»: коммуникация и чувство опустошенности в отношении социальных проблем // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. Казань, 2000. С.187-217.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы принципиальные различия межличностной и массовой коммуникации?

2. Каковы принципиальные отличия модели коммуникации Г.Лассуэлла от модели многоступенчатой коммуникации?

3. Каковы основные идеи Юргена Хабермаса о роли средств массовой коммуникации в трансформации сферы публичного?

4. Каким образом можно объяснить обилие сообщений о преступности (телесериалы, документальные фильмы, информационные программы) на современном телевидении? Какова связь между сообщениями о преступности и установками людей в отношении необходимых мер социального контроля?

5. Какие факторы способствуют возникновению «медиа-волн преступности»?

 

Контрольные тестовые задания для самопроверки

1. Укажите, какой из элементов является лишним (не соответствующим модели массовой коммуникации Г.Лассуэла?):

1) Кто говорит?

2) Что говорит?

3) Когда?

4) По какому каналу?

5) Кому?

6) С каким эффектом?

2. Какая из следующих социальных проблем в большинстве случаев в наибольшей степени соответствует формату теленовостей:

1) ВИЧ/СПИД

2) преступность

3) бедность

4) потребление наркотиков

5) потребление алкоголя

6) ДТП с серьезными последствиями

7) домашнее насилие

3. Какой из вариантов ответа Вам представляется более точным:

1) социологические исследования не свидетельствуют о существовании какого-либо влияния телевидения на уровень насилия и агрессии во взаимодействии между людьми;

2) социологические исследования подтверждают существование связи между телевизионным показом насилия и действиями людей;

3) существуют данные как подтверждающие такого рода воздействие, так и ставящие под сомнение идею непосредственного влияния телевидения на уровень насилия и агрессии в обществе.

4. «Волна преступности», описываемая Марком Фишманом, представляла собой

1) результат целенаправленных действий полиции Нью-Йорка;

2) запланированную стадию предвыборной кампании мэра Нью-Йорка;

3) сочетание ряда случайностей и действий медиа, правоохранительных органов и городских властей.

5. Какое из следующих высказываний корреспондента телевизионной программы о преступности нарушает принцип презумпции невиновности:

1) «три человека были задержаны по подозрению в совершении грабежа минувшим вечером»;

2) «сотрудникам Кировского РУВД удалось задержать трех злоумышленников, ограбивших припозднившегося прохожего»;

3) «трех грабителей задержали минувшим вечером сотрудники Кировского РУВД».

6. Сообщения о какой из проблем вызывали у аудитории наибольшую «усталость сострадать» согласно результатам исследования К.Кинник, Д.Кругмана и Г.Камерона:

1) бездомность;

2) жестокое обращение с детьми;

3) насильственная преступность;

4) ВИЧ/СПИД.

 

Обобщающее контрольное задание по теме

Определите «Повестку дня» современных российских средств массовой коммуникации. Для этоговыберите один из рабочих дней и зафиксируйте «повестку дня» информационных выпусков российских телеканалов и радиостанций (Первого канала, телеканала «Россия», НТВ и радио «Эхо Москвы»): какие темы, в каком порядке и в каком объеме (минуты эфирного времени) представлены в вечерних выпусках новостей. Попытайтесь объяснить, с чем связаны выявленные различия.

Источники: Первый канал (программа «Время»), телеканал «Россия» (федеральный выпуск программы «Вести»), телеканал НТВ (программа «Сегодня»), радио «Эхо Москвы» (большой вечерний выпуск новостей в 18.00) – вещает в Казани на частоте 105.8 FM.

http://www.1tv.ru Сайт телекомпании “Первый канал”.

http://www.vesti.ru Сайт информационной программы “Вести” телеканала “Россия”.

http://news.ntv.ru Сайт информационных программ телеканала НТВ.

http://www.echo.msk.ru Сайт радиостанции «Эхо Москвы».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.