КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции религии
Содержание этой главы, также как и предыдущих, представлено как анализ существующих взглядов на рассматриваемый вопрос с позиции внеконфессионально верующих Богу людей. Следует напомнить, что в рамках курса сравнительного богословия мы рассматриваем целый спектр знаний, необходимых людям для дальнейшего самостоятельного овладения богословием и диалектикой познания жизни. Последнее необходимо для того, чтобы люди овладевали методологией, руководствуясь которой можно уводить общество от катастроф и ошибок к стабильности на основе самоуправления согласно Божиему Промыслу. Только в случае следования Божиему Промыслу можно преодолеть катастрофичность и неправедность. Поэтому основной функцией религии — как обоюдосторонней связи людей с Богом — должна быть функция приведения жизни на Земле к Божиему Промыслу. В этом и цель религии. Самое трудное для большинства людей, это овладение методологией распознания:
· Какая информация предлагается Свыше от Бога, а какая с других уровней — с уровней земной духовной иерархии, созданной людьми. · Как поступить с предлагаемой Свыше информацией и что она означает в жизни: как осмыслить предлагаемую информацию. · Как найти в себе силы перестроить приоритеты целей в жизни в соответствии с пониманием поступающей Свыше информации. · Как заставить себя принять решение об изменении своей жизни в соответствии с тем, что предлагается Свыше после пересмотра приоритетов целей. · Какими средствами пользоваться для изменения своей жизни и жизни окружающих в соответствие с принятыми решениями.
В соответствие с целью религии (приведение жизни на Земле к Божиему Промыслу) каждый человек должен овладеть методологией управления согласно Полной функции управления, помня что способность самоуправляться и управлять — необходимое (но не достаточное) условие для успешного движения к намеченной цели. Но способность самоуправляться и управлять, согласую свою волю (и цель) с Богом — это включение в свои цели и возможности того, что требуется Свыше от индивида в его жизни. Приведение своей воли к воле Бога — придаёт любому управлению и самоуправлению достаточность, предсказуемость и безопасность. Для этого необходимо:
1. Постоянно находиться во внимательности, чтобы не пропускать важные объективные явления жизни, с которыми постоянно сталкивается интеллект индивида во всём многообразии процессов Мироздания, являющиеся в совокупности Языком Жизни, на котором Бог общается с людьми: с каждым на понятном ему языке. 2. Учиться формированию стереотипа (навыка) распознавания жизненных явлений на будущее, чтобы динамично развиваться, учитывая и помня прошлый опыт распознавания и, не топчась на месте, продолжать приобретать жизненный опыт, сталкиваясь с новыми явлениями. 3. Уметь выставлять и формировать иерархически организованный перечень целей (вектор целей), которые хотелось бы достигнуть с жизни в соответствии с вновь распознанными объективными явлениями жизни и на этой основе строить своё поведение (самоуправление) как решение задачи об устойчивости процесса движения согласно перечню целей. 4. Учиться способности моделирования решения задачи движения согласно перечню целей с заданным уровнем качества на базе осознания путей и средств достижения целей. 5. Учиться организации и реорганизации целесообразных управленческих структур, несущих функции управления; осуществлять контроль за ними и их ликвидацию в случае ненадобности.
Для того, чтобы управление и самоуправление людей согласно вышеназванным навыкам стало достаточным для движения к выставленной в религии цели (приведение жизни на Земле к Божиему Промыслу) цели и средства управления и самоуправления должны быть согласованы с Промыслом. Для этого нужно не только быть внимательным к Языку Жизни и уметь формировать отвлечённые от Божиего Промысла стереотипы распознавания явлений, но уметь соотносить эти стереотипы с целями, которые предлагаются Свыше в Языке Жизни выявленных явлений. Последнее невозможно без согласования своей нравственности с объективной нравственностью, которую Бог избрал для Себя и предлагает людям. Это так, поскольку результат формирования стереотипа распознавания явления, с которым сталкивается в жизни индивид, зависит от мировоззрения и миропонимания индивида. А мировоззрение и миропонимание непосредственно сопряжены с личностной нравственностью. То есть частная цель управления после распознавания того или иного объективного жизненного явления будет выставлена индивидом в соответствии с его нравственностью; в соответствии с нравственностью же будут выбраны и средства движения к выставленной цели. Следует ещё раз напомнить, что нравственность это — иерархически упорядоченная совокупность нравственных мерил. В информационном отношении нравственность индивида (индивидуальная нравственность) представляет собой совокупность образных представлений и описаний (на внутренних языках личности) каких-то жизненных реальных и возможных характерных событий с оценками каждого из них «хорошо», «плохо», «не имеет значения» или «значение не определено» либо «обусловлено сопутствующими обстоятельствами», которые кроме того ещё и иерархически упорядочены по их предпочтительности. Религия как обоюдосторонняя связь с Богом, который общается с людьми на языке жизненных обстоятельств, либо через других людей, предназначена для того, чтобы люди могли ощутить и впоследствии осознать и учесть в жизни, в управлении и самоуправлении следующее:
· Когда в Языке Жизни индивиду демонстрируется, что он прав в своих оценках того или иного явления, которые им были распознаны ранее. Такие подтверждения выражаются в смещении статистики катастрофичности жизни в сторону сокращения катастрофичности. Ø В этом случае перезадачи оценок «хорошо», «плохо», «не имеет значения»… в системе образных представлений индивида относительно данного явления не требуется. · Когда в Языке Жизни индивиду демонстрируется, что он НЕ прав в своих оценках того или иного явления, которые им были распознаны ранее. Такие подтверждения выражаются в смещении статистики катастрофичности жизни в сторону увеличения катастрофичности — вплоть до самоликвидации стоящего на своём упрямого индивида. Ø В этом случае объективно необходима и жизненно важна перезадача оценок «хорошо», «плохо», «не имеет значения»… в системе образных представлений индивида относительно данного явления. · Когда в Языке Жизни индивиду демонстрируется, что он пропустил либо не определился в отношениитого или иного явления, которые им не были распознаны, но которые несут важную для него и окружающих информацию. Такие уведомления выражаются в повторной демонстрации подобных явлений (либо других явлений на более понятном для индивида языке). В случае отсутствия реакции индивида на демонстрацию каскада повторных явлений (от повторного до многократно повторяющегося) — статистика катастрофичности жизни индивида может сместиться в сторону увеличения катастрофичности — вплоть до самоликвидации стоящего на своём невнимательного индивида. Ø В этом случае объективно необходима и жизненно важна перезадача оценок «хорошо», «плохо», «не имеет значения»… в системе образных представлений индивида относительно данного явления. Ясно что индивид, перезадавая в своей системе образных представлений оценки «хорошо», «плохо», «не имеет значения»… в отношении конкретных явлений с которыми он сталкивается в жизни, согласуя при этом эти оценки с объективными критериями через Язык Жизни — меняет свою нравственность. Поскольку критерии оценок индивид старается согласовать с объективными критериями на основе «вопросов» и «ответов» в обоюдосторонней связи с Богом через Язык Жизни, то нравственность такого индивида должна смещаться в сторону ближе к объективной нравственности, заданной Божиим Промыслом. Поскольку система образных представлений индивида есть не что иное как его мировоззрение (субъективно-образные представления о жизни), то, меняя свою нравственность, индивид автоматически смещает своё мировоззрение от прошлого субъективизма к объективно правильному ощущению Мироздания. Осмысление информации, полученной в обоюдосторонней связи с Богом в соответствии с перезаданными оценками тех или иных явлений даёт возможность менять миропонимание в соответствии с Божиим Промыслом. В этом — основная функция и назначение религии: менять свою нравственность и мировоззрение в сторону Божиего Промысла, понимать Божий Промысел и принимать действенные меры для проведения Божиего Промысла в земную жизнь в соответствие с пóнятым. Таким образом, религия позволяет людям обрести объективную достаточность, которая в совокупности методологией управления и самоуправления, сведённой выше в этой главе в последовательность этапов согласно Полной функции управления, обеспечивает высокую вероятность безошибочного принятия решений, высокое качество и устойчивость управления по предсказуемости. Это так, поскольку выбор целей и средств управления (в том числе и субъективный выбор смысла жизни — личностное видение смысла жизни; либо вообще отсутствие интереса к этому вопросу) непосредственно зависит от того, насколько объективно правильно сформирован стереотип распознавания жизненных явлений. А стереотип распознавания жизненных явлений формируется на базе нравственных оценок, соответствующего мировоззрения индивида. То есть, как индивид видит, ощущает мир, так он и судит о том или ином явлении.
В то же время в каждой исторически сложившейся религиозной системе — свой стандартный набор взаимных соответствий между описаниями очень широкого спектра жизненных явлений и оценками «хорошо», «плохо», «неопределённо»... Самые распространённые из них те, которые: · Пришли когда-то с «пророками», основоположниками религий, людьми, признанными «святыми», «учителями», «отшельниками» и прочими. · Являются последствием конкретных ситуаций, соответствующих жизненным описаниям неких канонических стандартов поведения с их оценками — канонические стереотипы поведения. · Рекомендуются теми или иными религиозными правилами буквально «как поступать в такой-то жизненной ситуации, а как не поступать», либо «это хорошо, а это плохо».
Причём большинство исторически сложившихся религиозных систем расходятся в своих нравственно-мировоззренческих оценках одних и тех же стандартных жизненных ситуаций, одних и тех же исторических фактов. То есть, каждая исторически сложившаяся религиозная система предлагает (и даже навязывает) людям своё мировоззрение и конечно же свой стандартный набор нравственных критериев. И это делается от имени Бога либо исходя из авторитета одного из религиозных основоположников. Задача сравнительного богословия не только сравнить эти мировоззренческие стандарты, но выбрать из них самое лучшее (что действительно могло идти от Бога), отсеяв наваждения людей, вошедшие в религии в разные эпохи вследствие разнообразных обстоятельств.
В настоящее время общепринята следующая классификация функций религии:
· Мировоззренческая, смыслообразующая, которая признаётся основной. Религия, её система нравственных ценностей и то мировоззрение, которое формируется у людей, контактирующих в жизни с исторически сложившейся религиозной системой, придаёт некоторую определённость (в большей или меньшей мере) смыслу и цели жизни людей. · Компенсаторская [45] функция. Религиозные нравственно-мировоззренческие постулаты той или иной религиозной системы являются средством, которое принимается людьми для разрешения их внутренних нравственных неопределённостей, возникающих в результате невозможности самостоятельно сформировать эти стереотипы в отношении многих жизненных явлений. После принятия на веру религиозных нравственно-мировоззренческих постулатов, психика неопределившегося до этого индивида как бы успокаивается, а сам индивид принимает для себя религиозные ценности на веру. Таким образом религиозная система с её нравственно-мировоззренческими критериями частично (в той или иной мере) психологически компенсирует зависимость людей от в основном неприятных общественных условий и обстоятельств жизни. · Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определённых идей, несущих нравственно-мировоззренческие ценности, и веры в них, с помощью стереотипов поведения и традиций, присущих той или иной исторически сложившейся религиозной системе строятся отношения людей в исторически определённом типе общества. · Легитимирующая функция состоит в обосновании придания и даже освящения законного характера определённому типу общественного порядка в государстве либо цивилизации. Легитимация сопровождается тем, что общество обращают к авторитету религии, после чего через веру именем Бога власти делают свои требования к обществу первозначными и как бы законными. · Культуротранслирующая функция — одна из малозаметных для большинства людей но важная функция религии. Дело в том, что даже те, кто считает себя не верующими (либо «верующими от случая к случаю») — а таких в современном мире большинство — незаметно для них самих попадают под духовное влияние той религиозной системы, которая доминирует в их обществе. Это — уже не говоря о том, что такие не верующие люди вынуждены жить под управлением “элит” и по законам государств, которые прошли религиозно-идейную легитимацию (и даже — инициацию, в отдельных случаях). То есть, трансляция (передача) религиозной культуры происходит как для верующих, так не верующим — в обход сознания тех, кто считает себя не верующим. Поэтому остаться в стороне от религиозных вопросов в действительности не удаётся никому.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |