Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потенциал менеджера заключается в исполнении им многочисленных ролей




Врума-Йеттона

Одной из наиболее современных в объяснении ситуационного лидерства является модель, предложенная Виктором Врумом и Филиппом Йеттоном, которая позже была существенно дополнена с участием Артура Яго [19]. Аналогично модели «путь — цель» данная модель предлагает определять эффективный лидерский стиль в зависимости от ситуации. Предполагается также, что один и тот же лидер может использовать различные стили. Основным отличием модели является ее ориентированность только на один аспект лидерского поведения — привлечение подчиненных к участию в принятии решений. Соответственно лидеру предлагается концентрировать внимание на проблеме, которая должна быть решена, и на ситуации, в которой проблема возникла. Подразумевается также, что ряд социальных процессов может оказать влияние на уровень участия подчиненных в решении проблем.

Главной идеей модели является то, что степень или уровень привлечения подчиненных к участию в принятии решения зависит от характеристик ситуации. В соответствии с моделью не существует одного единственно верного способа принятия решения, пригодного для всех ситуаций. После анализа и оценки каждого аспекта проблемы лидер определяет, какой стиль, с точки зрения участия подчиненных в принятии решения, ему лучше использовать. Последний разработанный вариант модели предлагает использование дерева решений для определения лидерского стиля, наиболее соответствующего сложившейся ситуации. При использовании модели менеджер как бы следует по ветвям этого дерева слева направо.

Делая это, он сталкивается с десятью проблемными ситуациями. Оценка ситуаций делается им по восьми аспектам проблемы с выбором по каждому из них ответа: высокий/высокая или низкий/низкая. Эти ответы выводят менеджера в конце концов на конкретную проблемную ситуацию и рекомендуемый для нее стиль принятия решения.

4. Руководство и лидерство: отличительные признаки

 

Руководителем, считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые обязаны ему подчинятся и в установленных рамках выполнять все его требования.

Формирование трудового потенциала менеджера - длительный, сложный и индивидуальный процесс, ибо каждый человек (как и коллектив) проходит в жизни неповторимо своеобразный путь познания и опыта.

Для менеджера важно стремление формировать объективное представление о себе и корректировать свой характер, преодолевая недостатки и на этой основе совершенствовать стиль управления, морально-этическое поведение.

Руководитель выполняет ряд функий: стратегическую,экспертно-аналитическую,инновационную,административную,коммуникуционную,сосиальную.Официальные права и обязанности регламентируются уставом организации, положениями о ней или о структурных подразделениях. Помимо официальных,руководители имеют и неофициальные. Например менеджер должен вдохновлять, нацеливать на определенные задачи, получать результаты через других и создавать благоприятную обстановку для работы. Иными словами, он должен быть лидером (от англ. to lead - вести за собой, возглавлять).

Лидерство — это способность влиять. Оно возникло и функционирует в системе неформальных отношений людей и выражается во влиянии, оказываемом одним из них на остальных членов группы. Конечная цель влияния - ориентация людей на решение стоящей перед группой задачи. Многие хотят быть лидерами, однако только желания и даже приложения усилий для этого недостаточно. В качестве лидера человек прежде всего должен быть воспринят группой. Выдвижение на позицию лидерства обусловлено главным образом вкладом члена коллектива в эффективность его функционирования - это основное условие восприятия человека в качестве лидера.

Лидерство возникает в системе неформальных отношений, но эти отношения двоякого рода. Часть их носит преимущественно деловой характер и связана с деловыми отношениями. Другой тип - эмоциональный характер и связан не столько с процессом труда, сколько с различными формами межличностного общения. Этим двум типам отношений соответствуют две основные лидерские роли: делового лидера и эмоционального лидера. В трудовом коллективе доминирующее положение занимает деловой лидеру однако, ощутимое влияние на жизнь коллектива может оказать и эмоциональный лидер.

Однако двумя названными выше ролями структура лидерства не исчерпывается. В жизни коллектива возникают разные ситуации и в них могут появиться ситуативные лидеры, способные на каком-то отрезке времени повести, за собой коллектив, лидер- организатор, лидер-инициатор, лидер-генератор эмоционального настроения, лидер- мастер, лидер-эрудит и т.д.

Соотнося между собой роли лидера и менеджера, возникает вопрос: обязательно ли менеджер должен быть лидером и если да, то каким именно.

С точки зрения эффективности функционирования коллектива целесообразнее всего, если руководитель является одновременно и лидером. Эмоциональным - не обязательно, но чтобы в системе эмоциональных отношений его позиция не была чрезмерно низкой, ибо это может негативно сказаться на его отношениях с людьми в деловой сфере.

Лидерство - это функция менеджмента, процесс, в котором лицо, обладающее властью (возможностью влиять) способно воздействовать на других в желаемом направлении. Такое целенаправленное влияние может осуществляться по нескольким каналам власти:

•фактор поощрения. Поощрениями как фактором власти пользуются многие менеджеры и сила их в том, что их подчиненные понимают это. Люди легко повинуются тому, кто имеет право и возможности «награждать и миловать». Все хотят больше получать, продвигаться по службе, пользоваться признанием. И менеджер, способный влиять на такие ценности, пользуется у подчиненных высоким авторитетом. Использование фактора поощрения - это позитивное лидерство, а фактора наказания — негативное лидерство. Чем сильнее фактор наказания, тем более негативно лидерство;

•харизматический фактор. Подчиненные признают - преимущество лидера перед другими в силу его харизматических свойств. Действие этого фактора приводит к тому, что некоторые подчиненные начинают либо подражать, либо идентифицировать себя с менеджером. Такое поклонение может быть обусловлено характером менеджера, его успехами в работе и тогда обычно подчиненные без протеста повинуются ему;

•фактор власти, связанной с должностью. Подчиненный реагирует не на личность, а на должность. Чем выше должностная позиция лидера, тем выше степень его влияния на людей.

Сегодня в мире создалась такая ситуация, что без признанных лидеров нельзя выжить ни коммерческой, ни любой другой организации. Незаменимых руководителей не бывает, однако без лидерства как такового обойтись невозможно. И как человек не может жить и действовать без ума, так и общество не может обходиться без лидеров, его мозговых центров.

Существенные различия между ролями менеджера и лидера выделены в зарубежной практике на основе изучения исследований западных практиков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.