КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 11. Форма государственного устройства. Территориальная организация государственной власти в России
Тема 11/37 (лекция): Форма государственного устройства современного государства – 2 часа 1.Понятие и виды форм государственного устройства. 2.Принципы федеративного устройства России. Тема 11/38 (лекция): Формы взаимодействия органов государственной власти РФ и субъектов РФ. – 2 часа 1.Формы реализации принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. 2. Механизм разграничения полномочий органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения. Предметы ведения РФ; предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ; предметы ведения субъектов РФ: понятие, принципы и проблемы разграничения. Критерии разграничения полномочий органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов. Механизм разграничения полномочий органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, формы разграничения (федеральные законы и договоры о разграничении предметов ведения и полномочий). Виды полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения. Юридическое значение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Соотношение законодательства РФ и законодательства субъектов РФ по предметам совместного ведения. Формы взаимодействия органов государственной власти РФ и субъектов РФ. Правовые основы и порядок образования в составе РФ новых субъектов РФ. Порядок изменения границ между субъектами РФ. Формы взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ с Федеральным Собранием РФ. Участие субъектов РФ в законодательной деятельности. Формы взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ с Президентом РФ. Реализация принципа единства системы исполнительной власти в РФ. Пределы и основания федерального вмешательства в деятельность органов государственной власти субъектов РФ. Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти субъектов РФ перед федеральными органами государственной власти. Тема 11/39 (семинар): Конституционно-правовой статус Российской Федерации – 2 часа 1.Конституционно-правовой статус Российской Федерации. 2.Территория РФ, определение ее границ и порядок их изменения. 3.Правовые основы и порядок принятия в состав РФ нового субъекта РФ. 4.Государственные символы РФ, их соотношение с государственными и официальными символами субъектов РФ. 5.Государственный язык РФ, соотношение с государственными языками субъектов РФ. 6.Статус столицы РФ.
Тема 11/40 (лекция): Конституционно-правовой статус субъектов в составе РФ – 2 часа 1.Конституционно-правовой статус субъектов в составе РФ. 2.Правовой статус республики в составе РФ. 3.Правовой статус края, области, города федерального значения. 4.Правовой статус автономных округов и автономной области; проблемы вхождения автономного округа, автономной области в состав области, края.
Рефераты: 1.Организация государственной власти субъекта РФ (территориальное устройство, органы государственной власти субъекта, их ответственность). Литература: 1. Абдулатипов, Р.Г., Болтенкова, Л.Ф., Яров, Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3-х кн. Кн.1 М., 1992; Кн.2. М., 1993; Кн.3. М., 1993. 2. Авакьян, С.А. Изменение статуса субъекта Российской Федерации: Проблемы и пути их решения // Вестник Московского университета: Серия 11, Право. –2003. -№ 2. С. 18 -37. 3. Барциц, И.Н. Федеративная ответственность: Конституционно-правовые аспекты. -М., 1999. 4. Гречнев, М. В., Ескина, Л. Б. Законодательное оформление института государственных символов Российской Федерации // Проблемы развития российской Конституции. - СПб., 2002. – С. 220 – 240. 5. Гриценко Е.В. Разграничение и передача в системе публично-властных отношений // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 2. С.72-91. 6. Иванов, В. В. Автономные округа в составе края, областей - феномен "сложносоставных субъектов Российской Федерации": Конституционно-правовое исследование/ Под ред. С. А. Авакьяна. -М.:Изд-во Московского университета, 2002 7. Карапетян, Л. М. Федеративное устройство Российского государства. - М.: Норма, 2001. 8. Кинтерая А. Г. Правовые формы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации: Проблема соотношения федерального закона и договора //Право и политика. -2007. - № 3. - С. 31 – 38. 9. Князев С.Д., Сонин В.В. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации: понятие, структура, юридическое оформление// Правоведение. – 2008. - №4. – С. 49-66 10. Кондрашев А. Эволюция российского федерализма в ходе законодательных новаций 2000-2008 годов: доктринальный анализ и перспективы развития//Сравнительное конституционное обозрение. – 2010. - № 4(77). – С.16-36
Нормативные акты и судебная практика: 1. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года // Российская газета. -1993. 25 дек. 2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. № 22-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. -1990. -№ 2. -Ст. 22. 3. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. // Федеративный договор: Документы. Комментарий. М.: Республика, 1994. 4. Устав Санкт-Петербурга, принятый Законодательным собранием Санкт-Петербурга 14 января 1998 г., подписанный Губернатором Санкт-Петербурга 28 февраля 1998 г. (с изм. и доп., внесенными Законами Санкт-Петербурга о внесении изменений в Устав Санкт-Петербурга от 28 февраля 1998 г. № 13-4, от 11 сентября 2000 г. № 386-42, от 23 февраля 2001 г. № 110-13, от 22 июня 2001 г. № 495-63, от 6 июня 2002 г. № 217-18, от 24 июня 2003 г. № 310-39, от 10 октября 2003 г. № 578-85, от 30 декабря 2003 г. № 743-111, от 22 октября 2004 г. № 499-73). – Электрон. ресурс. Режим доступа: КонсультантПлюс: Санкт-Петербургский выпуск. 15.04.2005. 5. Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств, принята в г. Страсбурге 5 ноября 1992 г. (подписана РФ 10 мая 2001 г., по состоянию на февраль 2005 – для РФ не вступила в силу) // Электронный ресурс. – Режим доступа: КонсультантПлюс: МеждународноеПраво. 15 апреля 2005 г. 6. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (г. Страсбург, 1 февраля 1995 г.), ратиф. Федеральным законом от 18 июня 1998 г. № 84-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 11. Ст. 1256. 7. О государственном флаге Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. -2000. - №52 (Ч. I). -Ст. 5020. 8. О Государственном гербе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ // СЗ РФ. – 2000. - №52 (Ч. I). -Ст. 5021. 9. О Государственном гимне Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ // СЗ РФ. -2000. - №52 (Ч. I). -Ст. 5023. 10. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ // СЗ РФ. -2001. - №52 (Ч. 1). -Ст. 4916. 11. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа: Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 2004. -№ 13. -Ст. 1110. 12. О реабилитации репрессированных народов: Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. № 1107-1 (ред. Закона РФ от 1 июля 1993 г. № 5303-1) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. -1991. -№ 18. -Ст. 572; Ведомости СНД и ВС РФ. -1993. -№ 32. -Ст. 1230. 13. О языках народов Российской Федерации: Закон РСФСР от 25 октября 1991 г. № 1807-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. -1991. - №50. -Ст. 1740. (с последующими изм. и доп.). 14. О Государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. -1993. - №17. -Ст. 594. (с последующими изм. и доп.). 15. О статусе столицы Российской Федерации: Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. -1993. -№ 19. -Ст. 683. (с последующими изм. и доп.). 16. О континентальном шельфе Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ // СЗ РФ. -1995. -№ 49. –Ст. 4694. (с последующими изм и доп.). 17. О национально-культурной автономии: Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. -1996. -№25. -Ст. 2965. (с последующими изм. и доп.). 18. О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ // СЗ РФ. -1998. -№ 31. –Ст.3833. (с последующими изм и доп., изм. ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122). 19. Об исключительной экономической зоне: Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ // СЗ РФ. -1998. -№ 51. –Ст. 6273. (с последующими изм и доп., изм. ФЗ от 11 ноября 2003 г. № 148). 20. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ // СЗ РФ. -1999. -№ 2. -Ст. 231. 21. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ // СЗ РФ. -1999. - №18. -Ст. 2208. (с последующими изм. и доп.). 22. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ // СЗ РФ. -2000. -№ 30. –Ст. 3122. (с последующими изм и доп., изм. ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122). 23. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ // СЗ РФ. -2001. -№ 20. –Ст. 1972. 24. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ // СЗ РФ. -1999. -№42. -Ст. 5005. (с последующими изм. и доп.). 25. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года № 849 // СЗ РФ. -2000. -№ 20. -Ст. 2112. (с последующими изм. и доп.). 26. О Государственном совете Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 года № 1602 // СЗ РФ. -2000. - №36. -Ст. 3633. 27. По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края: Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. №2-П // СЗ РФ. -1996. -№4. -Ст. 409. 28. По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного закона Читинской области: Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. №3-П // СЗ РФ. -1996. -№7. Ст. 700. 29. По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. № 1-П // СЗ РФ. -1997. - №5. -Ст. 708. 30. По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П // СЗ РФ. -1997. -№29. -Ст. 3581. 31. По делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан «О Президенте Республики Башкортостан» (в редакции от 28 августа 1997 года) и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан «О выборах Президента Республики Башкортостан»: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 апреля 1998 г. № 12-П // СЗ РФ. -1998. -№ 18. -Ст. 2063. 32. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П // СЗ РФ. -2000. - № 25. - Ст. 2728. 33. По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституции Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республика Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Татарстан: Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. № 92-О // СЗ РФ. -2000. - № 29. - Ст. 3117. 34. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея: Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. № 8-П // СЗ РФ. -2002. -№ 15. -Ст. 1497. 35. По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18 и статьи 30.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 108 Конституции Республики Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) и части третьей статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) «О выборах Президента Республики Саха (Якутия)»: Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2002 г. №12-П // СЗ РФ. -2002. - №28. -Ст. 2909.
Тема 12: Общая характеристика системы органов государственной власти в России Тема 12/41 (лекция): Форма правления в РФ – 2 часа Особенности республиканской формы правления в России. Система высших органов государственной власти РФ, принципы их организации и деятельности. Реализация принципа разделения властей на федеральном уровне. Особенности действия принципа разделения властей на уровне субъектов РФ. Тема 12/42 (семинар): – 2 часа Понятие государственной власти. Понятие и виды органов государственной власти в РФ. Принципы организации государственной власти. Система органов государственной власти в РФ. Система федеральных органов государственной власти. Система органов государственной власти субъектов РФ. Соотношение и взаимодействие систем. Единая система органов исполнительной власти Федерации и субъектов РФ. Тема 12/43 (семинар): – 2 часа Понятие и классификация «внесистемных» органов государственной власти. Органы прокуратуры: понятие, социальное предназначение, правовое положение в системе органов государственной власти России. Основные задачи и направления прокурорской деятельности. Компетенция органов прокуратуры. Генеральный прокурор РФ. Генеральная прокуратура РФ. Прокуроры субъектов РФ. Территориальные прокуратуры. Специализированные прокуратуры. Военная прокуратура. Правовые акты прокуроров в порядке осуществления надзора. Тема 12/44 (семинар): – 2 часа Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, федеральные государственные внебюджетные фонды, антинаркотические и контртеррористические органы, органы, создаваемые в особых условиях. Литература: 1. Грачев, Н. И., Гаджи-Заде, Э. А. Формы правления и институт президентства в странах СНГ. - Волгоград, 2005. 2. Овсепян, Ж. И. Система высших органов государственной власти в России: диалектика конституционно-правовых основ с начала XX по начало XXI в. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2006. 3. Разделение властей: Учебное пособие / Отв. ред. М. Н. Марченко; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова -2-изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-издат: Изд-во Московского университета, 2004. 4. Энтин, Л. М. Разделение властей: Опыт современных государств. - М.: Тема 13. Институт главы государства. Конституционно-правовой статус Президента РФ Понятие и виды глав государств. Место главы государства в системе государственных органов. Порядок замещения должности главы государства. Функции и полномочия глав государств. Институт президентства в России: этапы эволюции. Социальное предназначение и правовое положение Президента РФ в системе разделения государственной власти в России на законодательную, исполнительную и судебную. Статус Президента РФ: понятие, функции, структура статуса. Срок полномочий, требования к кандидату на должность Президента РФ. Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ. Прекращение полномочий Президента РФ. Порядок отрешения от должности. Временное замещение должности. Система гарантий Президенту РФ, прекратившему исполнение полномочий. Полномочия Президента РФ как главы государства во внутренней и внешней политике. Президент РФ - гарант Конституции РФ. Президент РФ гарант прав и свобод человека и гражданина. Взаимоотношения главы государства с Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, федеральными судами, иными органами государственной власти Федерации и субъектов РФ. Послания Президента РФ. Полномочия Президента Российской Федерации в сферах: обороны, безопасности; формирования органов государственной власти; законотворческой деятельности и др. Правовые акты Президента России: виды, порядок разработки, согласования, официального опубликования, вступления в силу, прекращения действия. Обеспечение деятельности Президента России. Администрация Президента: понятие, функции, структура, компетенция. Институт полномочных представителей Президента России: в федеральных округах, федеральных органах государственной власти, федеральных организациях и учреждениях, международных организациях и др. Федеральные округа: понятие, предназначение, состав. Совет Безопасности: понятие, состав, полномочия, структура, процедура принятия решений, акты, аппарат. Совещательные и консультативные органы при Президенте РФ: понятие, виды. Статус Государственного Совета РФ. Федеральные органы исполнительной власти, федеральные органы подведомственные Президенту РФ. Литература:
Нормативные акты и судебная практика: 1. О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи: Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ // СЗ РФ. -2001. -№7. -Ст. 617. 2. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ // СЗ РФ. -2003. - №2. -Ст. 171. 3. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 // СЗ РФ. -1996. - №22. -Ст. 2663. (с последующими изм. и доп.). 4. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 // СЗ РФ. -2000. -№20. -Ст. 2112. (с последующими изм. и доп.). 5. О Государственном совете Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 // СЗ РФ. -2000. - №36. -Ст. 3633. 6. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 в ред. от 20 мая 2004 г. № 649 // СЗ РФ. -2004. -№11. -Ст. 945; № 21. –Ст. 2023. 7. Об Администрации Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 400 // СЗ РФ. -2004. - № 13. -Ст. 1188. 8. Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 № 490 с изм. и доп. от 7 июня 2004 г. № 726 // СЗ РФ. -2004. - №15. -Ст. 1395; № 24. – Ст. 2392. 9. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ 20 мая 2004 г. № 649 // СЗ РФ. -2004. -№ 21. -Ст. 2023. 10. Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726 // СЗ РФ. -2004. -№ 24. -Ст. 2392. 11. По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П // СЗ РФ -1996. - №18. -Ст. 2253. 12. По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 134-О // СЗ РФ. 1998. - № 46. -Ст. 5701. 13. По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. № 28-П // СЗ РФ. 1998. - №52. -Ст. 6447. 14. По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 6 июля 1999 г. № 10-П // СЗ РФ. -1999. -№29. -Ст. 3773. 15. По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П // СЗ РФ. -1999. -№ 6. -Ст. 866. 16. По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. № 12-П // СЗ РФ. -2000. - № 29. -Ст. 3118. Тема 14: Законодательная власть. Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов власти в РФ Понятие, признаки и функции законодательного (представительного) органа. Структура законодательных (представительных) органов. Парламентаризм. Место законодательных органов власти в системе разделения властей. Формы парламентской деятельности. Законы и акты парламента. Органы парламента. Объединения парламентариев. Группы давления и мировые модели лоббизма. Конституционные признаки статуса Федерального Собрания Российской Федерации. Статус Государственной Думы и Совета Федерации, распределение полномочий между ними. Срок полномочий Государственной Думы и порядок их прекращения. Организация работы Государственной Думы и Совета Федерации: структура, порядок работы, заседания. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания РФ. Депутатские объединения и депутатские фракции. Акты палат федерального Парламента. Федеральный законодательный процесс в РФ. Законодательная инициатива. Рассмотрение проекта закона в Государственной Думе и одобрение принятого закона Советом Федерации. Обнародование закона Президентом РФ. Право вето Президента РФ. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных и федеральных законов. Взаимодействие палат Федерального Собрания с Президентом РФ и Правительством РФ. Контрольные полномочия палат Федерального Собрания РФ. Парламентские и депутатские запросы. Парламентские расследования. Счетная палата РФ. Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ, его особенности. Особенности законодательной процедуры в субъектах РФ. Взаимодействие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и его руководителем (высшим должностным лицом субъекта РФ).
Литература: 1. Булаков, О. Н. Парламентское право в Российской Федерации: - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 2. Васильев, В. И., Павлушкин, А. В., Постников, А. Е. Законодательные органы субъектов Российской Федерации: Правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы: Учебное пособие - М.: Городец-издат: Аналитика-Пресс, 2001. 3. Законотворчество в Российской Федерации: Научно- практическое и учебное пособие / Авт. кол.: А. И. Абрамова, Т. В. Голубева, А. В. Мицкевич и др.; Под ред. А. С. Пиголкина; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. - М.: Формула права, 2000. 4. Коврякова, Е. В. Парламентский контроль: Зарубежный опыт и российская 5. Кокотов, А. Н. Федеральный законодательный процесс: Понятие и структура // Правоведение. - 2001. - № 1. - С. 53 – 63. 6. Нисневич, Ю. А., Платонов, В. М., Слизовский, Д. Е. Законодательная деятельность: Политико-правовой анализ: - учеб. изд. -М.: Аспект-Пресс, 2007. 7. Парламентское право России /Авт. кол.: А. С. Автономов, В. А. Витушкин, Н. С. Волкова и др.; Под ред. Т.Я. Хабриевой. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2003. 8. Поленина, С. В. Законотворчество в Российской Федерации; Институт государства и права РАН. - М., 1996. Нормативные акты и судебная практика: 1. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. -1999. -№28. -Ст. 3466. (с последующими изм. и доп.). 2. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ // СЗ РФ. -1994. -№ 8. -Ст. 801. (с изм. и доп.). 3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ // СЗ РФ. -1999. -№42. -Ст. 5005. (с последующими изм. и доп.). 4. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ // СЗ РФ. -1995. -№3. -Ст. 167. (с последующими изм. и доп.). 5. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ (с изм. Ф3 от 16 декабря 2005 г. № 160) // СЗ РФ. -2000. -№ 32. -Ст. 3336; -2004. -№ 51. -Ст. 5128. 6. О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания России от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД // СЗ РФ. -1998. - №7. -Ст. 801. (с последующими изм. и доп.). 7. О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания России от 30 января 2002 г. № 33-СФ // СЗ РФ. -2002. -№7. -Ст. 635. (с последующими изм. и доп.). 8. Устав Санкт-Петербурга, принятый Законодательным собранием Санкт-Петербурга 14 января 1998 г., подписанный Губернатором Санкт-Петербурга 28 февраля 1998 г. (с изм. и доп., внесенными Законами Санкт-Петербурга о внесении изменений в Устав Санкт-Петербурга от 28 февраля 1998 г. № 13-4, от 11 сентября 2000 г. № 386-42, от 23 февраля 2001 г. № 110-13, от 22 июня 2001 г. № 495-63, от 6 июня 2002 г. № 217-18, от 24 июня 2003 г. № 310-39, от 10 октября 2003 г. № 578-85, от 30 декабря 2003 г. № 743-111, от 22 октября 2004 г. № 499-73). – Электрон. ресурс. Режим доступа: КонсультантПлюс: Санкт-Петербургский выпуск. 15.04.2005. 9. О статусе депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга от 8 февраля 1995 г. № 13-3 (ред. 22 октября 2004 г.) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. -1995. -№ 5-6. 10. О гарантиях деятельности депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга от 22 октября 2004 г. № 515-74 // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. -2004. -27 дек. -№ 12. 11. По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. № 1-П // СЗ РФ. -1995. - №13. -Ст. 1207. 12. По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. № 2-П // СЗ РФ. -1995. -№16. -ст. 1451. 13. По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. № 5-П // СЗ РФ. -1996. -№9. -Ст. 828. 14. По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П // СЗ РФ. -1996. - №18. -Ст. 2253. 15. По делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации, между Государственной Думой и Президентом Российской Федерации об обязанности Президента Российской Федерации подписать принятый Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 1998 г. № 11-П // СЗ РФ. -1998. - №16. -Ст. 1879. 16. По делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 года «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 1999 г. № 12-П // СЗ РФ. -1999. - № 30. -Ст. 3989. 17. По делу о толковании статей 84 (пункт "б"), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. № 15-П // СЗ РФ. -1999. - №47. -Ст. 5787. 18. По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края: Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2002 г. № 9-П // СЗ РФ. -2002. -№ 16. -Ст.1601.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |