Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерные вопросы для подготовки к экзамену 3 страница




ДИПЛОМАТ – работник ведомства внешних сношений (центрального или зарубежного аппарата), который в силу за­нимаемой должности непосредственно участвует в осуществлении функ­ций этого ведомства в области официальных контактов с иностранными государствами. Как правило, обладает иммунитетом дипломатическим. В широком смысле этого слова Д. – лицо, на которое официально возложе­на задача осуществления на постоянной или временной основе тех или иных внешнеполитических функций.

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ПОЧТА – один из наиболее важных и распрос­траненных видов связи дипломатического представительства или консуль­ского представительства с центром или с др. представительствами своего го­сударства за рубежом. Д. п. должна быть соответствующим образом упако­вана и оформлена. Без курьера она может доставляться через командира воздушного судна, который правами курьера дипломатического не пользу­ется. Кроме того, как показывает практика, Д. п. может вручаться капитану торгового судна (особенно если она занимает много места и не требуется ее срочная доставка). Д. п. может на основе соглашения между заинтересован­ными сторонами доставляться через органы связи. В этом случае обычно устанавливаются ограничения веса и количество мест Д. п., а также частота ее отправления. Д. п. неприкосновенна и не облагается какими-либо нало­гами, сборами и пошлинами. Каких-либо общих формальных ограничений количества мест, веса и формы Д. п. нет, хотя отдельные страны иногда воз­ражают против чрезмерных размеров или необычной формы Д. п. (напри­мер, грузовик, имеющий печать только на дверцах кузова).

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ КОРПУС – совокупность глав иностранных дип­ломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. Д. к. – это институт, существующий на основе обычая, а не какой-либо нормы права. В широком смысле Д. к. – совокупность членов дипломатического пер­сонала иностранных дипломатических представительств в данном государстве и членов их семей. К членам семьи дипломата относятся его жена (муж) и не­совершеннолетние дети, а также, согласно международному обычаю, взрос­лые незамужние дочери дипломата, проживающие с ним совместно и находя­щиеся на его иждивении. Д. к. – категория протокольная. Никакие совмест­ные политические выступления со стороны Д. к. недопустимы.

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРАВО – система международно-правовых норм, относящихся к статусу и функциям государственных органов внешних сношений (иными словами, регулирующих порядок установления и осуще­ствления межгосударственных официальных контактов). К Д. п. относятся: нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с обменом дипломатическими представительствами и их деятельнос­тью; нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с посылкой одним государством в др. миссии специальной, т. е. деле­гации или представителя для решения того или иного внешнеполитическо­го вопроса; а также нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с представительством государств в международных организациях и функционированием международных организаций на тер­ритории тех или иных государств, включая нормы, касающиеся привилегий и иммунитетов международных организаций, международных должностных лиц и служащих. В последние годы в Д. п. включают также консульское пра­во, поскольку почти повсеместно произошло объединение дипломатичес­кой и консульской служб в рамках ведомства иностранных дел.

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО – зарубежный орган внешних сношений, учреждаемый на основе взаимного соглашения одним государством на территории др. для поддержания постоянных официаль­ных контактов и выступающий от имени учредившего его государства по всем политическим и иным вопросам, возникающим во взаимоотношени­ях соответствующих государств.

ДОБРОВОЛЬЦЫ – в международном праве лица, добровольно всту­пающие в действующую армию одной из воюющих стран. В V Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907г. сказано, что отдельные лица-добровольцы могут «переходить границу, чтобы вступить на службу одного из воюющих». Д., пренебрегая опасностью для жизни, приходят на помощь воюющей сторо­не (жертве агрессии, борющемуся за свою свободу и независимость наро­ду) потому, что их собственная нравственная позиция полностью совпада­ет с тем правым делом, за которое воюет эта сторона. С точки зрения меж­дународного права, осуждающего колониализм, расизм, агрессивные войны, действия Д. будут правомерными, если они формально вступают в армию, ведущую войну в защиту своей страны от иностранного порабоще­ния. Вступление в такую армию гражданина др. государства не нарушает норм права вооруженных конфликтов.

ДОБРЫЕ УСЛУГИ – одно из мирных средств разрешения междуна­родных споров. Д. у. представляют собой действия неучаствующей в споре стороны (государства или международной организации) с целью установ­ления прямых контактов между спорящими сторонами для начала перего­воров относительно мирного урегулирования спора или конфликта. Государство или международный орган, оказыва­ющие Д. у, непосредственно в ходе самих переговоров не участвуют, если об этом не попросят сами спорящие стороны. Д. у. могут оказываться либо в ответ на соответствующую просьбу спорящих сторон, либо по инициати­ве самих третьих сторон.

ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНЫЙ – соглашение между двумя или не­сколькими государствами или иными субъектами международного права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в политических, экономических или иных отноше­ниях. М. д. является основным источником международного права. М. д. родовое понятие, охватывающее все международные соглашения, которые могут иметь самые безличные наименования: договор, соглашение, пакт, трактат, конвенция, декларация, коммюнике, протокол и т. п. Твердо уста­новленного значения тех или иных названий не существует. Независимо от наименования, все договоры имеют одинаковую юридическую силу. Как правило, они заключаются в письменной форме. М. д. в устной форме встречаются редко, но возможны (т. наз. джентльменские соглашения). По числу участников М. д. делятся на двусторонние и многосторонние (реги­ональные или универсальные). Если в М. д. могут участвовать все заинте­ресованные государства, то он называется открытым (см. Открытые меж­дународные договоры). При ограничении возможного участия в соглаше­нии по каким-либо критериям это будет закрытый международный договор. М. д. могут быть правомерными и неправомерными. Юридическая сила последних может быть признана недействительной. М. д., как правило, состоит из преамбу­лы (содержит мотивы и цели договора), конкретных постановлений, каса­ющихся существа регулируемых отношений, и заключительных постанов­лений (о сроке действия договора, порядке его продления, предупрежде­ния об отказе от договора, условиях его вступления в силу, утверждения и др.). Порядок заключения, исполнения и денонсации регулируется пра­вом международных договоров. М. д. посвящены Венская конвенция о пра­ве международных договоров 1969г. и Венская конвенция о правопреем­стве государств в отношении договоров 1978г.

ДУАЙЕН – протокольный глава (старшина, старейшина) дипломатичес­кого корпуса. Д. выс­тупает от имени дипломатического корпуса на различного рода протоколь­ных мероприятиях и является своеобразным посредником между соответ­ствующими властями государства пребывания и дипломатическим корпусом по вопросам, касающимся статуса дипломатического корпуса. Д. автомати­чески становится глава дипломатического представительства, имеющий наи­более высокий класс и среди глав дипломатических представителей, аккре­дитованных в данном государстве, и среди глав, имеющих одинаковый класс, пробывший в государстве пребывания на данном посту наибольший срок по сравнению со своими коллегами. В некоторых странах Д. является, со­гласно сложившейся традиции, папский нунций. Выступая в качестве Д., дипломатический представитель не должен делать каких-либо заявлений политического характера.

ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ – гражданское население, военнопленные, раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение и погибшие в период вооружен­ных конфликтов. Их правовое положение регламентируется 4-мя Женевс­кими конвенциями о защите жертв войны 1949г.: I Конвенция об улучше­нии участи раненых и больных в действующих армиях; II Конвенция об улуч­шении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; III Конвенция об обращении с военноп­ленными и IV Конвенция о защите гражданского населения во время вой­ны. В 1977г. к этим конвенциям были приняты Дополнительные протоколы I и II, которые защищают Ж. в. в период вооруженных конфликтов как меж­дународного так и немеждународного характера.

ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ВОЙНЫ – совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения между государствами по вопросам, связанным с ведением войны.

ЗАКРЫТЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР – многосторонний международный договор, в тексте которого не предусмотрена процедура вступления в него (присоединения к нему) третьих государств и, следова­тельно, круг участников которого определен изначально и ограничен только договаривающимися сторонами.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ – установлены в Же­невских конвенциях о защите жертв войны 1949г., Дополнительных протоколах к ним 1977г., и др. К 3. м. в. в. относятся: предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих войскам неприятеля; применение пыток с це­лью получение сведений о противнике; незаконное использование нацио­нальных и международных эмблем, сигналов и флагов; убийство парламен­тера и сопровождающих его лиц (трубача, горниста, барабанщика); веро­ломства, нападения на санитарные объекты, лиц, вышедших из строя, сдавшихся в плен, покинувших терпящий бедствие самолет или другой ле­тательный аппарат (кроме десантников); геноцид, апартеид, террор в отно­шении гражданского населения; отдача приказа не оставлять никого в жи­вых, принуждать военнопленных и других лиц противной стороны служить в вооруженных силах и участвовать в военных действиях против своей стра­ны, уничтожать культурные ценности и др.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА ВОЙНЫ – средства, применение ко­торых является недопустимым по международному праву, рассматривает­ся как военное преступление или преступление против человечности и вле­чет юридическую ответственность. Согласно ст. 35 Дополнительного про­токола I 1977г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949г. в случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в кон­фликте, выбирать методы к средства ведения войны не является неограни­ченным. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ве­дения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания, а также методы и средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ (международного права) – фактическая реали­зация международных обязательств на внутригосударственном уровне; осу­ществляется путем трансформации международно-правовых норм в наци­ональные законы и подзаконные акты. В ряде государств ратифицирован­ные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства.

ИНКОРПОРАЦИЯ – способ систематизации действующего права путем объединения в сборнике или собрании правовых актов в хроно­логическом, алфавитном или ином порядке (напр., по отраслям права). В отличие от кодификации, не преследует цели обновления содержания правовых актов. Однако И. дает возможность внести в первоначаль­ный текст правовых актов все последующие официальные изменения и дополнения, исключить отмененные нормы, выявить несогласованно­сти, противоречия и т. п. Различают И. официальную и неофициаль­ную. В текстах международных договоров термин «И.» иногда приме­няется для обозначения включения одного государства в состав др. го­сударства на основе соглашения.

ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ (иностранцы) – лица, не являющи­еся гражданами данного государства и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Правовое положение И. г. определяется национальным законодательством госу­дарства местонахождения и заключенными международными догово­рами и соглашениями. Национальное законодательство обычно раз­личает несколько категорий И. г. (И. г., постоянно проживающие на территории государства; временно пребывающие в государстве; обла­дающие дипломатическим иммунитетом; беженцы), правовое положе­ние каждой из которых имеет свои особенности.

ИНТЕРВЕНЦИЯ – насильственное вмешательство одного государ­ства или нескольких государств во внутренние дела др. государства, на­правленное против его территориальной целостности или политичес­кой независимости или каким-либо иным образом, несовместимым с целями и принципами Устава ООН. Различают И. вооруженную, эко­номическую, дипломатическую. Наиболее опасной формой для дела мира и независимости страны, явившейся объектом посягательства, яв­ляется вооруженная И., т. е. вооруженное вмешательство, представля­ющее собой агрессию.

ИММУНИТЕТ (англ. immunity, от лат. immunitas – освобождение от чего-либо) – в конституционном праве привилегия должностных лиц государства некоторых категорий, заключающаяся в их неприкосновен­ности. Различаются, в частности, парламентский, президентский и су­дейский И. Неприкосновенность депутатов означает запрещение арес­та или привлечение к судебной ответственности депутата за все его дей­ствия в т. ч. за действия, совершенные им не при исполнении парламентских обязанностей. Неприкосновенностью депутат пользуется только на время действия депутатского мандата. Депутат может быть лишен неприкосновенности палатой, членом которой он является. Не­прикосновенность, как пр., автоматически аннулируется в случае задер­жания депутата на месте преступления (палата в этом случае может по­требовать лишь приостановления преследования). В случае лишения не­прикосновенности квалификация преступления члена парламента не может основываться на фактах, не указанных в решении палаты о ли­шении неприкосновенности. По истечении срока парламентского мандата бывший депутат может быть привлечен к судебной ответственнос­ти за действия, которые он совершил раньше и за которые не преследо­вался благодаря своей неприкосновенности. Президентский И. означа­ет, что президент государства не может быть арестован, подвергнут за­держанию, привлечен к судебной ответственности пока он находится на своем посту. Неприкосновенность с президента снимается только вместе с отстранением от должности в порядке особой процедуры, пре­дусмотренной конституцией (импичмент, отрешение от должности и т. д.). Судейский И. означает, что судья не может быть привлечен к уго­ловной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия на то соответствующего компетентного органа (квалификаци­онной коллегии судей – в РФ, Высшего совета магистратуры в Италии, федерального конституционного суда в ФРГ).

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА – принцип международного права, вы­текающий из начала государственного суверенитета. И. г. состоит в том, что в силу равенства всех государств одно государство не может осуществлять власть в отношении др. государства («равный не имеет власти над равным»).

ИМПЕРАТИВНАЯ НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА (лат. -jus cogens) – согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных до­говоров 1969г., это норма, «которая принимается и признается междуна­родным сообществом государств в целом как норма, отклонение от кото­рой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер». Им­перативные нормы не кодифицированы, но императивный характер но­сят все основные принципы современного общего международного права, являющиеся главным критерием правомерности всех международно-пра­вовых норм.

ИНТЕРПОЛ – сокращенное название Международной организации уголовной полиции. Решение о создании И. было принято на конгрессе в Монако в 1914г. Фактически И. был создан только в 1923г., когда был при­нят его первый устав (новая редакция устава принята в 1956г.). С 1972г. местом пребывания штаб-квартиры И. определена Франция. Высшим ор­ганом И. является Генеральная ассамблея, в качестве постоянных специ­альных органов действуют Генеральный секретариат и национальные цен­тральные бюро. И. выступает в качестве международного центра регистра­ции преступников, а также осуществляет координацию международного розыска преступников (подозреваемых; лиц, пропавших без вести; похи­щенных ценностей). К настоящему времени членами И. являются более 150 государств. Россия является членом И. как правопреемник СССР, всту­пившего в И. в 1990г.

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА – соглас­но Конвенции ООН по морскому праву 1982г., «представляет собой рай­он, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, который попадает под установленный в настоящей Части осо­бый правовой режим, согласно которому права и юрисдикция прибреж­ного государства и права и свободы других государств регулируются со­ответствующими положениями настоящей Конвенции» (ст. 55). Уста­новлено, что ширина И. э. з. не должна превышать 200 морских миль (370 км 460 м.), отсчитываемых от тех же исходных линий, что и шири­на территориального моря, причем, в пределах этого пространства при­брежное государство наделено суверенными правами, предоставленны­ми ему «в целях разработки, разведки и сохранения природных ресур­сов как живых, как и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурса­ми, и в отношении других видов деятельности по экономической раз­ведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии пу­тем использования воды, течений и ветра».

КАПИТУЛЯЦИЯ – способ прекращения военных действий в виде пол­ного и окончательного прекращение сопротивления вооруженных сил од­ной из воюющих сторон целиком или сдача отдельных гарнизонов, окру­женных группировок вследствие утраты равенства с победителем. При К., как правило, вся военная техника и военное имущество переходят к побе­дителю, а личный состав вооруженных сил переходит в положение воен­нопленных победителя. К. формально не прекращает состояния войны между воюющими сторонами.

КАНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ – искусственные морские пути, свя­зывающие между собой отдельные моря и океаны и используемые для меж­дународного судоходства. К. м. находятся под суверенитетом того государ­ства, на территории которого расположены. Режим международного судо­ходства регулируется международными соглашениями (о Суэцком канале, Панамском канале) или только внутренним правом территориального су­верена (относительно Кильского канала). Однако во всех случаях право­вой режим канала, признаваемого в качестве международного, должен учи­тывать интересы международного судоходства. Правовой режим Кильско­го канала определяется в настоящее время ФРГ, и канал открыт для торговых судов всех стран; для прохода военных кораблей установлен раз­решительный порядок.

КОММЮНИКЕ – официальное сообщение о событиях международ­ного характера. Может иметь характер информационного сообщения о тех или иных международных событиях, участником которых является госу­дарство (или др. субъект международного права), публикующее данное К.

КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – сотрудничество государств по поддержанию международного мира и подавлению актов агрессии. Термин «К. б.» вошел в практику международных отношений с 1922 в рамках Лиги Наций. После 2-й мир. войны принцип К. б. нашел свое юридическое зак­репление и признание в Уставе ООН, других международных договорах и документах (в Хельсинкском Заключительном акте Совещания по безопас­ности и сотрудничеству в Европе 1975 и др.).

КОЛЛЕКТИВНЫЕ МЕРЫ – выражающиеся в действиях акты дипло­матические и иные, предпринимаемые совместно государствами или меж­дународными межгосударственными (межправительственными) организа­циями в целях поддержания или восстановления мира и безопасности. Нормативной основой К. м. являются, в частности, положения Устава ООН, из которых, в числе прочего, вытекает, во-первых, обязанность всех чле­нов Организации оказывать ей всемерную помощь во всех действиях пре­вентивного или принудительного характера, предпринимаемых ею в вы­шеуказанных целях (п.2 ст.5); и, во-вторых, неотъемлемое право любого члена ООН на коллективную самооборону в случае вооруженного нападе­ния на него (ст. 51).

КОМБАТАНТЫ (фр. combattant – сражающийся, боевой; воин, боец) – международно-правовое понятие, характеризующее правовое положение одной из категорий участников вооруженных конфликтов. Согласно ст. 43 принятого в 1977г. Дополнительного протокола I к Женевским конвенци­ям 1949г. о защите жертв войны этому понятию дано следующее определе­ние: «Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находя­щихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных... Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечи­вает соблюдение норм международного права, применяемых в период во­оруженных конфликтов».

КОНВЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ – одно из распространенных на­званий многосторонних международных договоров. Каких-либо существен­ных отличий у К. м. от многосторонних международных договоров с другим наименованием нет. Большинство К. м. заключается по специальным воп­росам экономического, юридического и гуманитарного характера.

КОНГРЕСС МЕЖДУНАРОДНЫЙ (лат. «congressus» – встреча, собра­ние) – широко распространенный в дипломатической практике прошло­го термин, использовавшийся для обозначения официальных встреч глав государств министров иностранных дел, специальных эмиссаров, дипло­матических представителей, имевших целью урегулирование наиболее важ­ных для международного сообщества политических проблем, главным об­разом связанных с послевоенным устройством мира.

КОНСУЛ – должностное лицо государства, назначенное в какой-либо район (округ) др. государства с определенно выраженного согласия после­днего для защиты там интересов своей страны, ее юридических лиц и граж­дан, содействия развитию политических, экономических, научных, культур­ных и прочих связей между представляемым и принимающим государства­ми, наблюдения и информации об экономическом положении и социально-политических процессах в районе своего пребывания. Некото­рые государства наделяют К. функцией по развитию торговых отношений и даже предоставляют ему право заключения торговых сделок. Обычно К. ак­кредитуется при МИД государства пребывания, хотя повседневные контак­ты поддерживает с местными властями. Он не должен нарушать местный правопорядок, обычаи и традиции. Его деятельность контролируется посоль­ством представляемого государства и, если таковой имеется, генеральным консулом. К. —должностное лицо, когда он возглавляет отдельное консуль­ство, или ранг, когда он входит в персонал генерального консульства. Во втором случае К. может быть несколько, а объем и характер их работы определяется главой консульского учреждения.

КОНСУЛЬСКАЯ ЭКЗЕКВАТУРА – разрешение государства пребыва­ния, обычно выдаваемое через ведомство внешних сношений, на допуск консульского учреждения к выполнению его функций в пределах кон­сульского округа, какую бы форму такое разрешение ни имело. До полу­чения К. э. глава консульского учреждения может быть допущен к вы­полнению своих обязанностей временно. Государство пребывания может отказать в выдаче К. э., а также в любое время взять ее обратно. При этом оно не обязано объяснять причины такого действия. К К. э. приравнивается сообщение в официальном печатном органе о том, что глава кон­сульского учреждения приступил к исполнению своих обязанностей.

КОНСУЛЬСКИЕ РАНГИ – звания консульских должностных лиц, свя­занные с их служебным положением. К. р. глав консульских учреждений зависят от статуса этих учреждений. В этом практика государств едина: по соглашению сторон определяется класс консульского учреждения, произ­водным от которого является ранг его главы (консул генеральный, консул, вице-консул, консульский агент).

КОНСУЛЬСКИЙ ОКРУГ – определенная территория государства пребывания, на которой в соответствии с соглашением между прави­тельствами договаривающихся государств консульское должностное лицо выполняет возложенные на него обязанности.

КОНСУЛЬСКИЙ ПАТЕНТ – документ, подтверждающий, что данное лицо назначается на должность главы консульского учреждения. К. п. направ­ляется дипломатическим или иным путем в МИД или др. компетентный орган государства пребывания. В нем содержится информация о должности владель­ца К. п., его полное имя, консульский ранг или класс, консульский округ и местопребывание консульства. Национальное законодательство определяет, какой государственный орган (лицо) выдает К. п.

КОНСУЛЬСКОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО – согласно п. I-д ст.1 Вен­ской конвенции о консульских сношениях 1963г. данное понятие «означает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций». Практика внешних сно­шений большинства государств развивается в направлении причисления к категории К. д. л. генеральных консулов, консулов, вице-консулов и кон­сульских агентов, а также сотрудников консульских представительств, на­значаемых ведомством представляемой (аккредитующей) страны для выпол­нения официальных функций консульского учреждения профилирующего характера, именуемых также консульскими служащими, за исключением лиц, выполняющих административные и технические обязанности. В число К. д. л. обычно включаются и лица, прикомандированные к консульскому учреждению для подготовки к выполнению в дальнейшем профилирующих консульских функций – стажеры.

КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО – совокупность принципов и норм, регули­рующих правовое положение консульского учреждения, а также определяющих порядок назначения (отзыва), функции, привилегии и иммуните­ты консульских должностных лиц. Источниками К. п. являются междуна­родный договор, обычай и законодательство государств.

КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ – прилегающий к территориальным водам район морского дна, включая его недра, определенной ширины, в ко­тором прибрежное государство осуществляет определенные суверенные пра­ва. Внешняя граница К. ш. проходит по внешней границе подводной окраи­ны континентального материка или на расстоянии 200 морских миль от бере­га, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Внешняя граница К. ш. должна находиться не далее 350 мор­ских миль от берега во всех случаях или не далее 100 морских миль от 2500 метровой изобаты. Прибрежное государство осуществляет в отношении К. ш. суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов.

КОНТРАБАНДА – уголовное преступление в сфере таможенного дела, заключающееся в перемещении в крупном размере (стоимостью свыше двести минимальных размеров оплаты труда) через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенном помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженном с недеклари­рованием или недостоверным декларированием.

КОНТРИБУЦИЯ – денежные суммы, выплачиваемые побежденным государством победителю после окончания войны. В основу К. положено «право победителя», независимо от того, справедливую или несправедли­вую войну вело победившее государство. Размер, условия и формы выпла­ты К. определялись исключительно по усмотрению победителя. К. возникла как средство, с помощью которого население побежденного города или страны откупалось от разграбления. С целью ограничить безудержный гра­беж населения были разработаны ст. 47-51 Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907г., которые ограничили взимание К.

КОНФЕДЕРАЦИЯ (лат. confoederatio – союз, объединение) – форма союза государств при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. К. сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации.

ЛАЗУТЧИКИ (военные шпионы) – лица, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают или стараются собрать сведения в районе действия одной из воюющих сторон с намерением со­общить таковые противной стороне (ст.29 IV Гаагской конвенции о зако­нах и обычаях сухопутной войны 1907г.).

ЛИНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ – линия, проведенная на основе международных договоров о границах на географических картах и на поверхности земли, где она обозначается с помощью специальных гео­графических знаков. Она обозначает пределы, до которых распространя­ется суверенитет государства на сухопутную территорию, водную поверх­ность, а также на воздушное пространство и недра земли. Между соседни­ми государствами Л. г. г. закрепляется на местности и фиксируется в протоколах – описаниях границ и приложенных к ним картах. Изменения в начертании Л. г. г. на картах и в обозначении её на местности не допуска­ются без обоюдного согласия граничащих государств. Там, где территори­альные воды (море) государства соприкасаются с водами открытого моря, это государство может обозначить на картах внешнюю линию границы тер­риториальных вод в соответствии с внутренним законодательством и су­ществующими нормами международного права.

ЛИШЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА – утрата гражданства по решению ком­петентных органов государства, которое выносится по инициативе указан­ных органов в связи с тем, что соответствующее лицо или лица занимают­ся деятельностью, враждебной данному государству, или грубо нарушили его законодательство. Возможность лишения гражданства должна быть пре­дусмотрена в законодательном порядке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.