КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примерные вопросы для подготовки к экзамену 3 страницаДИПЛОМАТ – работник ведомства внешних сношений (центрального или зарубежного аппарата), который в силу занимаемой должности непосредственно участвует в осуществлении функций этого ведомства в области официальных контактов с иностранными государствами. Как правило, обладает иммунитетом дипломатическим. В широком смысле этого слова Д. – лицо, на которое официально возложена задача осуществления на постоянной или временной основе тех или иных внешнеполитических функций. ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ПОЧТА – один из наиболее важных и распространенных видов связи дипломатического представительства или консульского представительства с центром или с др. представительствами своего государства за рубежом. Д. п. должна быть соответствующим образом упакована и оформлена. Без курьера она может доставляться через командира воздушного судна, который правами курьера дипломатического не пользуется. Кроме того, как показывает практика, Д. п. может вручаться капитану торгового судна (особенно если она занимает много места и не требуется ее срочная доставка). Д. п. может на основе соглашения между заинтересованными сторонами доставляться через органы связи. В этом случае обычно устанавливаются ограничения веса и количество мест Д. п., а также частота ее отправления. Д. п. неприкосновенна и не облагается какими-либо налогами, сборами и пошлинами. Каких-либо общих формальных ограничений количества мест, веса и формы Д. п. нет, хотя отдельные страны иногда возражают против чрезмерных размеров или необычной формы Д. п. (например, грузовик, имеющий печать только на дверцах кузова). ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ КОРПУС – совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. Д. к. – это институт, существующий на основе обычая, а не какой-либо нормы права. В широком смысле Д. к. – совокупность членов дипломатического персонала иностранных дипломатических представительств в данном государстве и членов их семей. К членам семьи дипломата относятся его жена (муж) и несовершеннолетние дети, а также, согласно международному обычаю, взрослые незамужние дочери дипломата, проживающие с ним совместно и находящиеся на его иждивении. Д. к. – категория протокольная. Никакие совместные политические выступления со стороны Д. к. недопустимы. ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРАВО – система международно-правовых норм, относящихся к статусу и функциям государственных органов внешних сношений (иными словами, регулирующих порядок установления и осуществления межгосударственных официальных контактов). К Д. п. относятся: нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с обменом дипломатическими представительствами и их деятельностью; нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с посылкой одним государством в др. миссии специальной, т. е. делегации или представителя для решения того или иного внешнеполитического вопроса; а также нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с представительством государств в международных организациях и функционированием международных организаций на территории тех или иных государств, включая нормы, касающиеся привилегий и иммунитетов международных организаций, международных должностных лиц и служащих. В последние годы в Д. п. включают также консульское право, поскольку почти повсеместно произошло объединение дипломатической и консульской служб в рамках ведомства иностранных дел. ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО – зарубежный орган внешних сношений, учреждаемый на основе взаимного соглашения одним государством на территории др. для поддержания постоянных официальных контактов и выступающий от имени учредившего его государства по всем политическим и иным вопросам, возникающим во взаимоотношениях соответствующих государств. ДОБРОВОЛЬЦЫ – в международном праве лица, добровольно вступающие в действующую армию одной из воюющих стран. В V Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907г. сказано, что отдельные лица-добровольцы могут «переходить границу, чтобы вступить на службу одного из воюющих». Д., пренебрегая опасностью для жизни, приходят на помощь воюющей стороне (жертве агрессии, борющемуся за свою свободу и независимость народу) потому, что их собственная нравственная позиция полностью совпадает с тем правым делом, за которое воюет эта сторона. С точки зрения международного права, осуждающего колониализм, расизм, агрессивные войны, действия Д. будут правомерными, если они формально вступают в армию, ведущую войну в защиту своей страны от иностранного порабощения. Вступление в такую армию гражданина др. государства не нарушает норм права вооруженных конфликтов. ДОБРЫЕ УСЛУГИ – одно из мирных средств разрешения международных споров. Д. у. представляют собой действия неучаствующей в споре стороны (государства или международной организации) с целью установления прямых контактов между спорящими сторонами для начала переговоров относительно мирного урегулирования спора или конфликта. Государство или международный орган, оказывающие Д. у, непосредственно в ходе самих переговоров не участвуют, если об этом не попросят сами спорящие стороны. Д. у. могут оказываться либо в ответ на соответствующую просьбу спорящих сторон, либо по инициативе самих третьих сторон. ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНЫЙ – соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в политических, экономических или иных отношениях. М. д. является основным источником международного права. М. д. родовое понятие, охватывающее все международные соглашения, которые могут иметь самые безличные наименования: договор, соглашение, пакт, трактат, конвенция, декларация, коммюнике, протокол и т. п. Твердо установленного значения тех или иных названий не существует. Независимо от наименования, все договоры имеют одинаковую юридическую силу. Как правило, они заключаются в письменной форме. М. д. в устной форме встречаются редко, но возможны (т. наз. джентльменские соглашения). По числу участников М. д. делятся на двусторонние и многосторонние (региональные или универсальные). Если в М. д. могут участвовать все заинтересованные государства, то он называется открытым (см. Открытые международные договоры). При ограничении возможного участия в соглашении по каким-либо критериям это будет закрытый международный договор. М. д. могут быть правомерными и неправомерными. Юридическая сила последних может быть признана недействительной. М. д., как правило, состоит из преамбулы (содержит мотивы и цели договора), конкретных постановлений, касающихся существа регулируемых отношений, и заключительных постановлений (о сроке действия договора, порядке его продления, предупреждения об отказе от договора, условиях его вступления в силу, утверждения и др.). Порядок заключения, исполнения и денонсации регулируется правом международных договоров. М. д. посвящены Венская конвенция о праве международных договоров 1969г. и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978г. ДУАЙЕН – протокольный глава (старшина, старейшина) дипломатического корпуса. Д. выступает от имени дипломатического корпуса на различного рода протокольных мероприятиях и является своеобразным посредником между соответствующими властями государства пребывания и дипломатическим корпусом по вопросам, касающимся статуса дипломатического корпуса. Д. автоматически становится глава дипломатического представительства, имеющий наиболее высокий класс и среди глав дипломатических представителей, аккредитованных в данном государстве, и среди глав, имеющих одинаковый класс, пробывший в государстве пребывания на данном посту наибольший срок по сравнению со своими коллегами. В некоторых странах Д. является, согласно сложившейся традиции, папский нунций. Выступая в качестве Д., дипломатический представитель не должен делать каких-либо заявлений политического характера. ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ – гражданское население, военнопленные, раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение и погибшие в период вооруженных конфликтов. Их правовое положение регламентируется 4-мя Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949г.: I Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; II Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; III Конвенция об обращении с военнопленными и IV Конвенция о защите гражданского населения во время войны. В 1977г. к этим конвенциям были приняты Дополнительные протоколы I и II, которые защищают Ж. в. в период вооруженных конфликтов как международного так и немеждународного характера. ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ВОЙНЫ – совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения между государствами по вопросам, связанным с ведением войны. ЗАКРЫТЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР – многосторонний международный договор, в тексте которого не предусмотрена процедура вступления в него (присоединения к нему) третьих государств и, следовательно, круг участников которого определен изначально и ограничен только договаривающимися сторонами. ЗАПРЕЩЕННЫЕ МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ – установлены в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949г., Дополнительных протоколах к ним 1977г., и др. К 3. м. в. в. относятся: предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих войскам неприятеля; применение пыток с целью получение сведений о противнике; незаконное использование национальных и международных эмблем, сигналов и флагов; убийство парламентера и сопровождающих его лиц (трубача, горниста, барабанщика); вероломства, нападения на санитарные объекты, лиц, вышедших из строя, сдавшихся в плен, покинувших терпящий бедствие самолет или другой летательный аппарат (кроме десантников); геноцид, апартеид, террор в отношении гражданского населения; отдача приказа не оставлять никого в живых, принуждать военнопленных и других лиц противной стороны служить в вооруженных силах и участвовать в военных действиях против своей страны, уничтожать культурные ценности и др. ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА ВОЙНЫ – средства, применение которых является недопустимым по международному праву, рассматривается как военное преступление или преступление против человечности и влечет юридическую ответственность. Согласно ст. 35 Дополнительного протокола I 1977г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949г. в случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы к средства ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания, а также методы и средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ (международного права) – фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне; осуществляется путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты. В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. ИНКОРПОРАЦИЯ – способ систематизации действующего права путем объединения в сборнике или собрании правовых актов в хронологическом, алфавитном или ином порядке (напр., по отраслям права). В отличие от кодификации, не преследует цели обновления содержания правовых актов. Однако И. дает возможность внести в первоначальный текст правовых актов все последующие официальные изменения и дополнения, исключить отмененные нормы, выявить несогласованности, противоречия и т. п. Различают И. официальную и неофициальную. В текстах международных договоров термин «И.» иногда применяется для обозначения включения одного государства в состав др. государства на основе соглашения. ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ (иностранцы) – лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Правовое положение И. г. определяется национальным законодательством государства местонахождения и заключенными международными договорами и соглашениями. Национальное законодательство обычно различает несколько категорий И. г. (И. г., постоянно проживающие на территории государства; временно пребывающие в государстве; обладающие дипломатическим иммунитетом; беженцы), правовое положение каждой из которых имеет свои особенности. ИНТЕРВЕНЦИЯ – насильственное вмешательство одного государства или нескольких государств во внутренние дела др. государства, направленное против его территориальной целостности или политической независимости или каким-либо иным образом, несовместимым с целями и принципами Устава ООН. Различают И. вооруженную, экономическую, дипломатическую. Наиболее опасной формой для дела мира и независимости страны, явившейся объектом посягательства, является вооруженная И., т. е. вооруженное вмешательство, представляющее собой агрессию. ИММУНИТЕТ (англ. immunity, от лат. immunitas – освобождение от чего-либо) – в конституционном праве привилегия должностных лиц государства некоторых категорий, заключающаяся в их неприкосновенности. Различаются, в частности, парламентский, президентский и судейский И. Неприкосновенность депутатов означает запрещение ареста или привлечение к судебной ответственности депутата за все его действия в т. ч. за действия, совершенные им не при исполнении парламентских обязанностей. Неприкосновенностью депутат пользуется только на время действия депутатского мандата. Депутат может быть лишен неприкосновенности палатой, членом которой он является. Неприкосновенность, как пр., автоматически аннулируется в случае задержания депутата на месте преступления (палата в этом случае может потребовать лишь приостановления преследования). В случае лишения неприкосновенности квалификация преступления члена парламента не может основываться на фактах, не указанных в решении палаты о лишении неприкосновенности. По истечении срока парламентского мандата бывший депутат может быть привлечен к судебной ответственности за действия, которые он совершил раньше и за которые не преследовался благодаря своей неприкосновенности. Президентский И. означает, что президент государства не может быть арестован, подвергнут задержанию, привлечен к судебной ответственности пока он находится на своем посту. Неприкосновенность с президента снимается только вместе с отстранением от должности в порядке особой процедуры, предусмотренной конституцией (импичмент, отрешение от должности и т. д.). Судейский И. означает, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия на то соответствующего компетентного органа (квалификационной коллегии судей – в РФ, Высшего совета магистратуры в Италии, федерального конституционного суда в ФРГ). ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА – принцип международного права, вытекающий из начала государственного суверенитета. И. г. состоит в том, что в силу равенства всех государств одно государство не может осуществлять власть в отношении др. государства («равный не имеет власти над равным»). ИМПЕРАТИВНАЯ НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА (лат. -jus cogens) – согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969г., это норма, «которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер». Императивные нормы не кодифицированы, но императивный характер носят все основные принципы современного общего международного права, являющиеся главным критерием правомерности всех международно-правовых норм. ИНТЕРПОЛ – сокращенное название Международной организации уголовной полиции. Решение о создании И. было принято на конгрессе в Монако в 1914г. Фактически И. был создан только в 1923г., когда был принят его первый устав (новая редакция устава принята в 1956г.). С 1972г. местом пребывания штаб-квартиры И. определена Франция. Высшим органом И. является Генеральная ассамблея, в качестве постоянных специальных органов действуют Генеральный секретариат и национальные центральные бюро. И. выступает в качестве международного центра регистрации преступников, а также осуществляет координацию международного розыска преступников (подозреваемых; лиц, пропавших без вести; похищенных ценностей). К настоящему времени членами И. являются более 150 государств. Россия является членом И. как правопреемник СССР, вступившего в И. в 1990г. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА – согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982г., «представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, который попадает под установленный в настоящей Части особый правовой режим, согласно которому права и юрисдикция прибрежного государства и права и свободы других государств регулируются соответствующими положениями настоящей Конвенции» (ст. 55). Установлено, что ширина И. э. з. не должна превышать 200 морских миль (370 км 460 м.), отсчитываемых от тех же исходных линий, что и ширина территориального моря, причем, в пределах этого пространства прибрежное государство наделено суверенными правами, предоставленными ему «в целях разработки, разведки и сохранения природных ресурсов как живых, как и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра». КАПИТУЛЯЦИЯ – способ прекращения военных действий в виде полного и окончательного прекращение сопротивления вооруженных сил одной из воюющих сторон целиком или сдача отдельных гарнизонов, окруженных группировок вследствие утраты равенства с победителем. При К., как правило, вся военная техника и военное имущество переходят к победителю, а личный состав вооруженных сил переходит в положение военнопленных победителя. К. формально не прекращает состояния войны между воюющими сторонами. КАНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ – искусственные морские пути, связывающие между собой отдельные моря и океаны и используемые для международного судоходства. К. м. находятся под суверенитетом того государства, на территории которого расположены. Режим международного судоходства регулируется международными соглашениями (о Суэцком канале, Панамском канале) или только внутренним правом территориального суверена (относительно Кильского канала). Однако во всех случаях правовой режим канала, признаваемого в качестве международного, должен учитывать интересы международного судоходства. Правовой режим Кильского канала определяется в настоящее время ФРГ, и канал открыт для торговых судов всех стран; для прохода военных кораблей установлен разрешительный порядок. КОММЮНИКЕ – официальное сообщение о событиях международного характера. Может иметь характер информационного сообщения о тех или иных международных событиях, участником которых является государство (или др. субъект международного права), публикующее данное К. КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – сотрудничество государств по поддержанию международного мира и подавлению актов агрессии. Термин «К. б.» вошел в практику международных отношений с 1922 в рамках Лиги Наций. После 2-й мир. войны принцип К. б. нашел свое юридическое закрепление и признание в Уставе ООН, других международных договорах и документах (в Хельсинкском Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 и др.). КОЛЛЕКТИВНЫЕ МЕРЫ – выражающиеся в действиях акты дипломатические и иные, предпринимаемые совместно государствами или международными межгосударственными (межправительственными) организациями в целях поддержания или восстановления мира и безопасности. Нормативной основой К. м. являются, в частности, положения Устава ООН, из которых, в числе прочего, вытекает, во-первых, обязанность всех членов Организации оказывать ей всемерную помощь во всех действиях превентивного или принудительного характера, предпринимаемых ею в вышеуказанных целях (п.2 ст.5); и, во-вторых, неотъемлемое право любого члена ООН на коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на него (ст. 51). КОМБАТАНТЫ (фр. combattant – сражающийся, боевой; воин, боец) – международно-правовое понятие, характеризующее правовое положение одной из категорий участников вооруженных конфликтов. Согласно ст. 43 принятого в 1977г. Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949г. о защите жертв войны этому понятию дано следующее определение: «Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных... Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов». КОНВЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ – одно из распространенных названий многосторонних международных договоров. Каких-либо существенных отличий у К. м. от многосторонних международных договоров с другим наименованием нет. Большинство К. м. заключается по специальным вопросам экономического, юридического и гуманитарного характера. КОНГРЕСС МЕЖДУНАРОДНЫЙ (лат. «congressus» – встреча, собрание) – широко распространенный в дипломатической практике прошлого термин, использовавшийся для обозначения официальных встреч глав государств министров иностранных дел, специальных эмиссаров, дипломатических представителей, имевших целью урегулирование наиболее важных для международного сообщества политических проблем, главным образом связанных с послевоенным устройством мира. КОНСУЛ – должностное лицо государства, назначенное в какой-либо район (округ) др. государства с определенно выраженного согласия последнего для защиты там интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан, содействия развитию политических, экономических, научных, культурных и прочих связей между представляемым и принимающим государствами, наблюдения и информации об экономическом положении и социально-политических процессах в районе своего пребывания. Некоторые государства наделяют К. функцией по развитию торговых отношений и даже предоставляют ему право заключения торговых сделок. Обычно К. аккредитуется при МИД государства пребывания, хотя повседневные контакты поддерживает с местными властями. Он не должен нарушать местный правопорядок, обычаи и традиции. Его деятельность контролируется посольством представляемого государства и, если таковой имеется, генеральным консулом. К. —должностное лицо, когда он возглавляет отдельное консульство, или ранг, когда он входит в персонал генерального консульства. Во втором случае К. может быть несколько, а объем и характер их работы определяется главой консульского учреждения. КОНСУЛЬСКАЯ ЭКЗЕКВАТУРА – разрешение государства пребывания, обычно выдаваемое через ведомство внешних сношений, на допуск консульского учреждения к выполнению его функций в пределах консульского округа, какую бы форму такое разрешение ни имело. До получения К. э. глава консульского учреждения может быть допущен к выполнению своих обязанностей временно. Государство пребывания может отказать в выдаче К. э., а также в любое время взять ее обратно. При этом оно не обязано объяснять причины такого действия. К К. э. приравнивается сообщение в официальном печатном органе о том, что глава консульского учреждения приступил к исполнению своих обязанностей. КОНСУЛЬСКИЕ РАНГИ – звания консульских должностных лиц, связанные с их служебным положением. К. р. глав консульских учреждений зависят от статуса этих учреждений. В этом практика государств едина: по соглашению сторон определяется класс консульского учреждения, производным от которого является ранг его главы (консул генеральный, консул, вице-консул, консульский агент). КОНСУЛЬСКИЙ ОКРУГ – определенная территория государства пребывания, на которой в соответствии с соглашением между правительствами договаривающихся государств консульское должностное лицо выполняет возложенные на него обязанности. КОНСУЛЬСКИЙ ПАТЕНТ – документ, подтверждающий, что данное лицо назначается на должность главы консульского учреждения. К. п. направляется дипломатическим или иным путем в МИД или др. компетентный орган государства пребывания. В нем содержится информация о должности владельца К. п., его полное имя, консульский ранг или класс, консульский округ и местопребывание консульства. Национальное законодательство определяет, какой государственный орган (лицо) выдает К. п. КОНСУЛЬСКОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО – согласно п. I-д ст.1 Венской конвенции о консульских сношениях 1963г. данное понятие «означает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций». Практика внешних сношений большинства государств развивается в направлении причисления к категории К. д. л. генеральных консулов, консулов, вице-консулов и консульских агентов, а также сотрудников консульских представительств, назначаемых ведомством представляемой (аккредитующей) страны для выполнения официальных функций консульского учреждения профилирующего характера, именуемых также консульскими служащими, за исключением лиц, выполняющих административные и технические обязанности. В число К. д. л. обычно включаются и лица, прикомандированные к консульскому учреждению для подготовки к выполнению в дальнейшем профилирующих консульских функций – стажеры. КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО – совокупность принципов и норм, регулирующих правовое положение консульского учреждения, а также определяющих порядок назначения (отзыва), функции, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц. Источниками К. п. являются международный договор, обычай и законодательство государств. КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ – прилегающий к территориальным водам район морского дна, включая его недра, определенной ширины, в котором прибрежное государство осуществляет определенные суверенные права. Внешняя граница К. ш. проходит по внешней границе подводной окраины континентального материка или на расстоянии 200 морских миль от берега, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Внешняя граница К. ш. должна находиться не далее 350 морских миль от берега во всех случаях или не далее 100 морских миль от 2500 метровой изобаты. Прибрежное государство осуществляет в отношении К. ш. суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов. КОНТРАБАНДА – уголовное преступление в сфере таможенного дела, заключающееся в перемещении в крупном размере (стоимостью свыше двести минимальных размеров оплаты труда) через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенном помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженном с недекларированием или недостоверным декларированием. КОНТРИБУЦИЯ – денежные суммы, выплачиваемые побежденным государством победителю после окончания войны. В основу К. положено «право победителя», независимо от того, справедливую или несправедливую войну вело победившее государство. Размер, условия и формы выплаты К. определялись исключительно по усмотрению победителя. К. возникла как средство, с помощью которого население побежденного города или страны откупалось от разграбления. С целью ограничить безудержный грабеж населения были разработаны ст. 47-51 Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907г., которые ограничили взимание К. КОНФЕДЕРАЦИЯ (лат. confoederatio – союз, объединение) – форма союза государств при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. К. сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации. ЛАЗУТЧИКИ (военные шпионы) – лица, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают или стараются собрать сведения в районе действия одной из воюющих сторон с намерением сообщить таковые противной стороне (ст.29 IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907г.). ЛИНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ – линия, проведенная на основе международных договоров о границах на географических картах и на поверхности земли, где она обозначается с помощью специальных географических знаков. Она обозначает пределы, до которых распространяется суверенитет государства на сухопутную территорию, водную поверхность, а также на воздушное пространство и недра земли. Между соседними государствами Л. г. г. закрепляется на местности и фиксируется в протоколах – описаниях границ и приложенных к ним картах. Изменения в начертании Л. г. г. на картах и в обозначении её на местности не допускаются без обоюдного согласия граничащих государств. Там, где территориальные воды (море) государства соприкасаются с водами открытого моря, это государство может обозначить на картах внешнюю линию границы территориальных вод в соответствии с внутренним законодательством и существующими нормами международного права. ЛИШЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА – утрата гражданства по решению компетентных органов государства, которое выносится по инициативе указанных органов в связи с тем, что соответствующее лицо или лица занимаются деятельностью, враждебной данному государству, или грубо нарушили его законодательство. Возможность лишения гражданства должна быть предусмотрена в законодательном порядке.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |