Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные планы и программы




 

Содержание учебного процесса определяется учебными планами, программами по предметам, фиксируется в учебниках, электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах).

Учебный план – это документ, определяющий:

1) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;

2) полный перечень предметов, изучаемых в начальной школе;

3) распределение предметов по годам обучения;

4) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;

5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета.

В нем находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, намеченные цели, победившая концепция формирования содержания. Планы разрабатываются на основе государственного стандарта, но сами по себе они – дискуссионная проблема, поэтому, как и программы, отличаются большим многообразием.

В современных учебных планах выделяются два компонента – государственный (федеральный) и региональный (школьный). Первый обеспечивает социально необходимый для каждого школьника объем и уровень знаний, умений, навыков, способов деятельности; содержит языково-литературную часть, математику с основами информатики, общественные, естественные, эстетические и оздоровительно-трудовые дисциплины. Федеральный компонент школьного образования представлен обязательными для изучения во всех типах учебных заведений и всеми учащимися предметами, основоположными знаниями, умениями, объем которых не превышает 40 % от общего объема изучаемых знаний. Он предполагает изучение в школе государственного языка, математики, музыки и изобразительного искусства, физической культуры, природоведения, трудового обучения. Соотношение между предметами в большинстве стран следующее: гуманитарный блок 40–46 %, естественно-математический 30–35, естественный 7-11, оздоровительно-трудовой 16–20 %. Планы национальных школ дополняются родным языком, литературой, краеведением, родной историей и другими важными для региона предметами.

А школьный компонент объединяет предметы, предложенные учениками, их родителями, администрацией региона. Его цель – удовлетворить потребности определенного региона, запросы школьников, способствовать дифференциации обучения. На школьный компонент отводится от 20 до 60 % общего бюджета времени. Он содержит важные и необходимые для развития детей данного региона предметы: национальный язык, история, география родного края, иностранные языки, этика, валеология, охрана здоровья и т.д. Иногда часы школьного компонента используют для углубленного изучения предметов государственного компонента.

Приказом Минобразования от 9 февраля 1998 г. № 322 утвержден Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. На его основе могут составляться различные варианты планов с учетом типа школы, возрастных возможностей детей, объема учебного времени; приводим один из них (табл. 1).


Таблица 1

Вариант учебного плана для начальных школ

В 4-летней начальной школе, которая устанавливается в России с 2004 г., изменилось соотношение времени на изучение различных предметов, изменено содержание образования по предметным областям. Филология, например, состоит из образовательных компонентов «Русский язык» и «Литературное чтение» и изучается в том же объеме. Вызывает обеспокоенность уменьшение уроков математики – основного предмета, развивающего ум ребенка. Зато значительно увеличилось количество часов на эстетическо-художественный блок, физкультуру. Предмет «Окружающий мир» изучается в 1–2 классах, а в 3–4 разбивается на «Природоведение» и «Введение в историю». Сюда же включено и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для начальной школы.

Изменения в содержании начального образования свидетельствуют о наличии больших и сложных проблем в подготовке подрастающих поколений к жизни. Еще не заработали новые учебные планы, а уже высказываются сомнения в правильности избранного пути. Вместо того чтобы формировать фундаментальные базисные качества растущего человека – ум и нравственность, продолжается распыление драгоценного времени на изучение все новых и не самых важных предметов.

Вместо того чтобы бесконечно рассказывать детям о правилах дорожного движения, съедобных и несъедобных грибах, защите от посягательств и т.п., нужно воспитать главное – уважение и послушание. Почему произошел несчастный случай с ребенком? Потому что ослушался родителей и учителей – был в том месте, где не должен находиться, делал то, что запрещено. Рассказываем о СПИДе, учим детей пользоваться противозачаточными средствами, решаем другие вопросы вместо того, чтобы проповедовать вечную истину – половая связь до совершеннолетия и брака должна быть исключена.

Пока школа не вернется к простым и ясным положениям качественного обучения и воспитания, пока она в бесплодных попытках будет соединять несоединимое, проблем у нее не убавится.

...

 

Задание

 

Вернитесь к теме «Цели и задачи воспитания». Сопоставьте задачи с учебными планами. Проведите дискуссию «Начальная школа и требования жизни». Обсудите проекты (модели) более совершенной школы.

На основе учебного плана составляются учебные программы по предметам, которые содержат: 1) объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учеников, рекомендуемых формах и методах обучения; 2) тематическое содержание изучаемого материала; 3) ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов; 4) перечень основных элементов содержания; 5) указания по реализации межпредметных связей; 6) перечень учебного оборудования и наглядных пособий; 8) рекомендуемую литературу. В связи с углублением процессов дифференциации образования разрабатываются альтернативные варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному и тому же предмету, с учетом интересов и возможностей учеников. Решение о введении дифференцированных программ и классов с углубленным или, наоборот, облегченным изучением предмета принимают школьные советы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.