Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерный план упражнений




Неправильно думать, будто в гуманном воспитании не применяются более решительные методы формирования поведения. Применяются, и довольно жесткие, но, опять же, все зависит от того, какие требования предъявляются. Требование – метод воспитания, с помощью которого стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника. По форме различаются прямые и косвенные требования. Для прямых характерны определенность, конкретность, точность формулировок, не допускающих двух различных толкований. Для косвенных (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) стимулом действия становится не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребительных форм косвенного требования выделяются:

Требование-совет – апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, если воспитанник видит в своем наставнике более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.

Требование-игра используется в самых разнообразных ситуациях. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая хороший уровень педагогического мастерства.

Среди косвенных выделяется требование доверием. Когда между воспитанниками и педагогами складываются дружеские отношения, доверие проявляется как естественное отношение уважающих друг друга сторон. В ряде случаев эффективным оказывается требование-просьба. Оно основывается на товарищеских отношениях между педагогами и воспитанниками. Это форма проявления сотрудничества, взаимного уважения.

Одним из главных условий эффективности данного метода является чувство меры. К.Д. Ушинский писал: «Приучайте дитя сначала повиноваться 2–3 легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям. Коли же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если приводимые вами привычки не будут укореняться…»

Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко это сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все авторитарные системы воспитания. Использование метода приучения в гуманистических системах воспитания обосновывается тем, что некоторое насилие, неизбежное в этом методе, направлено на благо самого человека и только этим может быть оправдано. Гуманистическая педагогика выступает против жесткого приучения, противоречащего правам человека, требует по возможности смягчения его, использования в комплексе с другими, прежде всего игровыми. Приучение плюс игра – влияние действенное и гуманное.

Приучение применяется на всех этапах воспитательного процесса, но наиболее эффективно оно на ранней стадии. Условия правильного применения его следующие.

• Ясное представление о цели воспитания у самого воспитателя и его воспитанников. Если воспитатель плохо понимает, для чего он стремится прививать те или иные качества, будут ли они полезны человеку в жизни, если его воспитанники не видят смысла в тех или иных действиях, приучение возможно лишь на основе беспрекословного повиновения. Результата не будет, пока ребенок не поймет, что это ему необходимо.

• Приучая, четко и ясно формулируйте правило, но не давайте указаний типа: «будь вежлив», «люби свою родину». Лучше сказать: «Чтобы твоя улыбка была неотразимой – почисти зубы»; «У неряхи нет будущего: грязные уши отпугивают людей»; «Приветствуй соседа – и он будет вежлив с тобой».

• На каждый отрезок времени выделите оптимальный объем действий, посильных для воспитанников. Для выработки привычки необходимо время, торопливость не приближает, а отдаляет цель. Вначале позаботьтесь о точности выполнения действий и лишь затем – о быстроте.

• Показывайте, как выполняются действия, какие дают результаты. Сравните грязные и вычищенные ботинки, отутюженные и мятые брюки, но так, чтобы это вызвало отклик в душе воспитанника, заставило его устыдиться своей неряшливости, вызвало желание избавиться от нее.

• Используйте последовательно-параллельную схему приучений. Если воспитывать качества личности последовательно, на это уйдет много времени, но нельзя параллельно формировать все качества. Определите, какие качества органично сочетаются между собой, облегчают воспитание новых нужных черт.

• Приучение требует благожелательного, заинтересованного, но неослабного и строгого контроля, который обязательно должен сочетаться с самоконтролем.

• Значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме. Ребенок при этом добровольно выполняет определенные правила поведения, даже если: а) цель деятельности недостаточно привлекательна для него; б) процесс достижения ее скучный, однообразный, сопряжен с неприятными ощущениями.

 

Хорошие результаты дает метод поручений – с его помощью детей приучают к положительным поступкам: посетить больного товарища, помочь ему в учении; изготовить игрушки для подшефного детского садика; украсить к празднику классную комнату и т.д. Поручения даются и для того, чтобы развить необходимые качества: неорганизованным детям, например, поручают выполнить задание, требующее точности и пунктуальности, и т.п. Не нужно в деталях объяснять, как выполнять поручения.

Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методом воспитывающих ситуаций. Выделим два момента, обязательных для успешного их применения:

• Ситуации не надуманны. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама она должна быть естественной. Школьная жизнь преподносит их на каждом шагу.

• Ситуации неожиданны. Воспитанник, ожидающий определенной реакции педагога, заранее готовит себя к ней, а если она для него неожиданна, в большинстве случаев соглашается с учителем. Нарушителей разоружают великодушие, доброта, но при одном важном условии: они должны быть поняты именно как гуманные действия, а не как проявление слабости, неуверенности. В отдельных случаях оправдывает себя невмешательство воспитателя в развитие ситуации.

Рассматриваемый метод тесно связан со всеми другими методами воспитания.

...

 

Как видим, методы формирования поведения личности также необходимы для воспитания. Они стоят в центре воспитательного процесса. Сюда относим упражнение, требование, приучение, метод воспитывающих ситуаций.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.